Пояснительная записка.
В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она
оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства.
Элективный курс "Физика и промышленность” дополняет и развивает школьный курс
физики, а так же является информационной поддержкой выбора дальнейшего
образования и ориентирование на удовлетворение любознательности старших
школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 34
часа для учащихся 11 класса. Он открывает широкие возможности для развития общих
и специальных знаний, понимания роли физики в жизни общества, повышения интереса
учащихся, что поможет им с выбором профессии.
Цель курса:
– создание условий для формирования и развития у учащихся:
– интеллектуальных и практических умений в области применения физики в
ромышленности;
– интереса к изучению предмета физики;
– умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по физике;
творческих способностей;
– коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в
группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Содержание программы курса:
Программа курса включает в себя:
– лекции – 19 час.
– решения задач – 5 час.
– экскурсии – 4 час.
– тесты – 1 час.
– творческая работа – 4 час.
– смотр-конкурс – 1 час.
Итого: 34 час.
Основные разделы программы курса :
- Введение – 2 час.
- Добывающая промышленность – 2 час.
- Топливно-энергетическая промышленность – З час.
- Электроэнергетика – 4 час.
- Металлургическая промышленность – 4 час.
- Машиностроительная промышленность – 10 час.
- Химическая промышленность – З час.
- Легкая промышленность – 1 час.
- Лесная и деревообрабатывающая промышленность – З час.
- Пищевая промышленность – З час.
Ожидаемые педагогические результаты:
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
– наблюдать и описывать законы физики, их практическое использование (умение
связывать теорию с практикой);
– выдвигать гипотезы;
– отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы и знать их применение
на практике;
– выполнять измерения;
– решать задачи в области применения законов физики;
– делать выводы;
– обсуждать результаты эксперимента.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о скорости, движении тел,
импульсе, условий плавания тел, гидростатическом давлении, принципах радиосвязи,
законов термодинамики, строении вещества, законов оптики.
Поэтому целью курса также является повторение и глубокое изучение учащимися
законов, теории, методов физической науки, ее влияния на развитие научно –
технического прогресса.
Промышленность – отрасль производства, охватывающая переработку сырья,
разработку недр, создание средств производства и предметов потребления.
Промышленное объединение: комплекс производственных, технологических,
научно-исследовательских, конструкторских предприятий и организаций.
В элективный курс "Физика и промышленность”, наряду с теоретическими основами
введены часы практической части: а) решение задач, охватывающих все темы и
разделы курса физики 7–11 кл. (5 часов), б) экскурсии (4 часа), во время которых
учащиеся могут убедиться в практическом применении физики (законов физики) в
промышленности, как основы инженерных дисциплин. Разнообразие программы,
заданий, разный уровень сложности заданий позволяет учащимся реализовать свое
право на выбор будущей профессии, соответствующей их возможностям и
способностям.
Новизна программы курса.
В курсе "Физика и промышленность” широко рассматриваются области применения
законов физики во всех ведущих отраслях материального производства.
Рекомендуемые методологические подходы и организация занятий:
- Теоретические знания даются в виде лекций, дискуссий.
- Практическая работа – в виде индивидуальных и групповых занятий.
- Рекомендуется давать творческие домашние задания.
- Проверкой усвоения теоретических знаний являются тесты,
отчеты.
Занятия проводятся на базе школьного кабинета физики.
а) Программа курса инвариантна, т.е. включенный в программу материал может
применяться
для различных групп учащихся;
б) Программа может быть разбита на несколько блоков с различным количеством
часов, что
достигается обобщенностью материала;
в) Развертывание содержания материала в программе построено таким образом,
что изучение последующих тем не связано с изучением предыдущих; охвачены все
разделы курса физики 7–11 классов.
г) программа курса развивает мировоззренческий, системообразующий взгляд на
законы физики.
д) Доля практической и самостоятельной работы учащихся составляет 46%;
е) Возможно применение программы (частично) при изучении курса физики 8–10
классов.
ж) Данная программа связана с авторской государственной программой под
редакцией СВ. Громова, Н.С. Родиной "Физика. 7–9 класс” и авторской
государственной программой "Физика.7–11 класс” под редакцией Н.С. Пурышевой,
Н.Е. Важеевской;
з) Данная программа хорошо демонстрирует связь физики со многими
дисциплинами: географией, историей, экономикой, черчением, технологией,
математикой, литературой;
и) Обладает возможностью использования современных
информационно-коммуникационных технологий;
к) Помогает учителю раскрыть полностью свой творческий потенциал.
Учебно-тематический план.
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Дата |
ТСО |
Д.з. |
|
1. Введение (2 часа). |
|
|
|
1 |
Введение в курс. Классификация
отраслей промышленности и профессий (тест). |
|
|
|
2 |
Формула выбора профессий (тест). |
|
|
|
|
2. Добывающая промышленность (2
часа). |
|
|
|
3 |
Открытая и морская добыча полезных
ископаемых; подземное выщелачивание. Специфика работы, оборудование. |
|
|
|
4 |
Открытая и морская добыча полезных
ископаемых; подземное выщелачивание. Специфика работы, оборудование. |
|
|
|
|
3. Топливно-энергетическая
промышленность (3 часа). |
|
|
|
5 |
Рост производства и потребления
топлива. Нефтяная, газовая, угольная промышленности – основа мировой
энергетики,
а) нефтяная пром – ть – добыча
б) газовая пром – ть: добыча, сжижение, газопроводы, (в т.ч. подводные)
в) угольная пром – ть – добыча, производство коксующихся углей. |
|
|
|
6 |
Рост производства и потребления
топлива. Нефтяная, газовая, угольная промышленности – основа мировой
энергетики,
а) нефтяная пром – ть : добыча
б) газовая пром – ть: добыча, сжижение, газопроводы, (в т.ч. подводные)
в) угольная пром – ть : добыча, производство коксующихся углей. |
|
|
|
7 |
Решение задач |
|
|
|
|
4. Электроэнергетика (4 часа). |
|
|
|
8 |
Теплоэнергетика. Гидроэнергетика.
Атомная энергетика. |
|
|
|
9 |
Альтернативные источники энергии:
а) геотермальная энергия
б) приливная энергия
в)солнечная энергия Творческая работа |
|
|
|
10 |
Решение задач. |
|
|
|
11 |
Экскурсия. |
|
|
|
|
5. Металлургическая промышленность (4
часа),
а) черная металлургия
б) цветная металлургия |
|
|
|
12 |
Металлургический комбинат;
оборудование для выплавки металла; |
|
|
|
13 |
Прокатные станы; технологический
процесс (общие понятия); плавление и отвердевание металла; отливки. |
|
|
|
14 |
Решение задач. |
|
|
|
15 |
Экскурсия (или урок – конференция). |
|
|
|
|
6. Машиностроительная промышленность
(10 час.) |
|
|
|
16 |
Станкостроение Приборостроение |
|
|
|
17 |
Автомобилестроение. |
|
|
|
18 |
Авиационная промышленность
Ракетостроение, космонавтика, аэрокосмическое производст. |
|
|
|
19 |
Судостроение |
|
|
|
20 |
Электротехническая промышленность
Радиотехническая промышленность Отрасли: микроэлектроника вычислит,
техника роботостроение индустрия информатики |
|
|
|
21 |
Сельскохозяйственная техника. |
|
|
|
22 |
Предприятия Министерства Обороны:
производство вооружения |
|
|
|
23 |
Производство медицинской аппаратуры,
приборов, инструментов: Электрические схемы, сборочные чертежи, приборы;
основы аэродинамики, уравнение Бернулли, условия плавания тел; основы
кинематики, динамики, статики. |
|
|
|
24 |
Решение задач. |
|
|
|
25 |
Решение задач. |
|
|
|
|
7. Химическая промышленность (3
часа). |
|
|
|
26 |
Переработка горно-химического и
нефтехимического сырья. |
|
|
|
27 |
Производство полимеров,
удобрений, (творческая работа) |
|
|
|
28 |
Экскурсия (или диспут
"Формула успеха”) |
|
|
|
|
8. Легкая промышленность
(1 час). |
|
|
|
29 |
Текстильная
промышленность. Ткацкие и швейные фабрики. |
|
|
|
|
9. Лесная и
деревообрабатывающая промышленность (3 часа). |
|
|
|
30 |
Заготовка древесины и
переработка в пиловочник, ДВП, ДСП, целлюлозу, бумагу, картон.
Изготовление мебели (творческая работа). Оборудование, технологический
процесс, проблемы экологии (создание очистных сооружений, внедрение
малоотходных и безотходных технологий). |
|
|
|
31 |
Смотр – конкурс проектов |
|
|
|
|
10. Пищевая
промышленность (3 часа). |
|
|
|
32 |
Хлебозаводы. |
|
|
|
33 |
Сахарные заводы
(творческая работа). Кондитерские фабрики. Мясо – молочные комбинаты.
Овощехранилище и консервные цеха: хранение и переработка. |
|
|
|
34 |
Экскурсия или "Обобщение
знаний” : (выставка моделей, макетов, исследовательских и творческих
работ учащихся). |
|
|
|
Протокол соответствия планирования учебного материала и полноты его
выполнения государственным требованиям.
Муниципальное образование –
Учреждение –
Класс –
Наименование элективного курса "Физика и промышленность”.
Наименование рабочей программы: рабочая программа по элективному курсу для 11
класса составлена учителем _____________на основе авторской "Программы по
элективному курсу "Физика и промышленность” для 11 классов общеобразовательных
учреждений”, Тимофеевой Л.В.,2010 г.
Утверждена решением педагогического совета, протокол № 2 от 30.08.2010 г.
№/№ |
Показатель качества |
Значения показателей качества |
Оценка |
Эталонное |
Фактическое |
Программа по учебному курсу |
Календарно-тематический
план |
Журнал (на момент проверки) |
авторская |
рабочая |
1 |
Количество тем |
10 |
10 |
10 |
|
|
2 |
Объем часов на прохождение всех тем |
34 |
34 |
34 |
|
|
3 |
Объем часов на прохождение каждой темы |
|
|
|
|
|
3.1 |
Введение |
2 |
2 |
2 |
|
|
3.2 |
Добывающая промышленность |
2 |
2 |
2 |
|
|
3.3 |
Топливно-энергетическая промышленность |
3 |
3 |
3 |
|
|
3.4 |
Электроэнергетика |
4 |
4 |
4 |
|
|
3.5 |
Металлургическая промышленность |
4 |
4 |
4 |
|
|
3.6 |
Машиностроительная промышленность |
10 |
10 |
10 |
|
|
3.7 |
Химическая промышленность |
3 |
3 |
3 |
|
|
3.8 |
Легкая промышленность |
1 |
1 |
1 |
|
|
3.9 |
Лесная и деревообрабатывающая промышленность |
3 |
3 |
3 |
|
|
3.10 |
Пищевая промышленность |
2 |
2 |
2 |
|
|
Эксперты: ____________
Литература.
- Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская – "Физика.7–9 класс”, М.,
"Дрофа”,2009 г.
- Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская – "Физика.10–11класс”, М.,
"Дрофа”,2007 г.
- С.В.Громов, Н.С.Родина – "Физика 7–9 класс”, М, "Дрофа”.2006–2009
гг..
- Б.Ф.Абросимов – "Физика. Способы и методы решения задач”, М.,
"Экзамен”,2005.
- Е.Н.Бурцева, С.Д.Некрасов – "Физика. Пособие для аттестации”,
Краснод.,1998.
- В.И.Елькин – "Физика и астрономия”, М., "Школьная пресса”, 2003.
- А.С..Енохин – "Справочник по физике и технике”, М.,
"Просвещение”, 1989.
- О.Ф.Кабардин – "Контрольные и проверочные работы по физике.7–11
кл.”, М, "Дрофа”, 1997.
- Е.П.Левитан – "Астрономия”, М., "Просвещение”, 2004.
- З.П.Мастропас – "Физика: методика и практика преподавания”, Р.-на
– Д., "Феникс”, 2002.
- Я.Перельман – "Занимательная физика”, М., "Наука”, 1976.
- А.П.Гуляев – "Металловедение”, М., "Металлургия”, 1978.
- Г.Банк – "В мире самоцветов”, М., "Мир”, 1979 г.
- А.П.Рымкевич – "Сборник задач по физике”, М., "Яхонт”.2000.
- Т.И.Трофимова – "Физика: теория, решение задач, лексикон”, М.,
"Образование”,2003.
- В.А.Шевцов – "Физика: тренажеры”, Волгоград, 2006.
- ГИА – 2008, 2009, 2010, 2011 г.
- Интернетресурсы.
- В.Ф.Барская – "Практические работы по общей геологии”,М.,
"Просвещение”, 1971 г.
- В.Л.Зверев – "Каменная радуга”, М.,”Недра”, 1990 г.
- Н.С.Подобедов – "Общая физическая география и геоморфология”,М.,
"Недра”, 1974 г.
- Дискавери – "Погода и небо”,2007 г.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
– наблюдать и описывать законы физики, их практическое использование (умение
связывать теорию с практикой);
– выдвигать гипотезы;
– отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы и знать их применение
на практике;
– выполнять измерения;
– решать задачи в области применения законов физики;
– делать выводы;
– обсуждать результаты эксперимента.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о скорости, движении тел,
импульсе, условий плавания тел, гидростатическом давлении, принципах радиосвязи,
законов термодинамики, строении вещества, законов оптики.
Поэтому целью курса также является повторение и глубокое изучение учащимися
законов, теории, методов физической науки, ее влияния на развитие научно –
технического прогресса.
Содержание программы.
1. Введение (2 часа).
Введение в курс. Классификация отраслей промышленности и профессий. Формула
выбора профессий.
2. Добывающая промышленность (2 часа).
Открытая и морская добыча полезных ископаемых; подземное выщелачивание.
Специфика работы, оборудование.
3. Топливно-энергетическая промышленность (3 часа).
Рост производства и потребления топлива. Нефтяная, газовая, угольная
промышленности -основа мировой энергетики:
а) нефтяная промышленность – добыча
б) газовая промышленность – добыча, сжижение, газопроводы, (в т.ч. подводные)
в) угольная промышленность– добыча, производство коксующихся углей.
4. Электроэнергетика (4 часа).
Теплоэнергетика. Гидроэнергетика. Атомная энергетика Альтернативные источники
энергии:
а) геотермальная энергия
б) приливная энергия
в) солнечная энергия
5. Металлургическая промышленность (4 часа).
а) черная металлургия.
б) цветная металлургия.
Металлургический комбинат; оборудование для выплавки металла. Прокатные
станы. Технологический процесс (общие понятия). Плавление и отвердевание
металла, отливки.
6. Машиностроительная промышленность (10 час.)
Станкостроение. Приборостроение. Автомобилестроение. Авиационная
промышленность.
Ракетостроение, космонавтика, аэрокосмическое производство. Судостроение.
Электротехническая промышленность. Радиотехническая промышленность. Отрасли:
микроэлектроника, вычислительная техника, роботостроение, индустрия информатики.
Сельскохозяйственная техника. Предприятия Министерства Обороны: производство
вооружения. Производство медицинской аппаратуры, приборов, инструментов.
Электрические схемы, сборочные чертежи, приборы. Основы аэродинамики,
уравнение Бернулли, условия плавания тел; основы кинематики, динамики, статики.
7. Химическая промышленность (3 часа).
Переработка горно-химического и нефтехимического сырья. Производство
полимеров, удобрений.
8. Легкая промышленность (1 час).
Текстильная промышленность. Ткацкие и швейные фабрики.
9. Лесная и деревообрабатывающая промышленность (Зчас).
Заготовка древесины и переработка в пиловочник, ДВП, ДСП, целлюлозу, бумагу,
картон. Изготовление мебели. Оборудование, технологический процесс, проблемы
экологии (создание очистных сооружений, внедрение малоотходных и безотходных
технологий).
10. Пищевая промышленность (3 часа).
Хлебозаводы. Сахарные заводы. Кондитерские фабрики. Мясо – молочные
комбинаты. Овощехранилище и консервные цеха: хранение и переработка. |