Среда, 24.04.2024, 12:41                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » БИОЛОГИЯ

Темы исследований для школьников
10.06.2012, 22:42

Предлагаемые темы орнитологических наблюдений направлены на изучение самых разнообразных форм зимнего поведения видов. Каждая тема включает в себя задачи, методические пояснения и вопросы-задания, на которые школьник должен найти ответы в результате работы. Роль учителя заключается в подборе темы и конкретных заданий в зависимости от уровня подготовки и интересов школьника, а также в совместном планировании работы. Представленные задания не исключают возможности разработки учеником собственных идей, которые могут возникнуть по ходу накопления фактического материала. Все темы рассчитаны на многодневные наблюдения.

Тема: «Особенности поведения голубей-аберрантов в зимних условиях»

Аберранты – птицы с нетипичной, измененной по сравнению с обычной, окраской. Такая окраска формируется в результате скрещивания сизых голубей с домашними декоративными голубями, а также в связи с изменением условий существования птиц в населенных пунктах. Благодаря особой индивидуальной окраске аберранты могут узнаваться «в лицо».

Задачи

1. Выяснить размеры зимнего участка обитания голубя-аберранта и степень связи птицы со стаей при перемещении.

2. Установить различия в частоте агрессивных контактов у аберранта и у обычной птицы. Оценить место аберранта в иерархии стаи.

3. Установить различия в поведении при вспугивании у аберрантов и голубей типичной окраски.

4. Выяснить различия реакций у аберрантов и обычных голубей при употреблении неизвестного (необычно окрашенного) корма.

Ход работы

1. Проложите маршруты, проходящие по местам, в которых держатся сизые голуби. Опишите эти места – где располагаются, чем привлекают птиц. В городе схему маршрута можно наносить на готовую типографскую карту района исследований. Среди сизых голубей найдите аберрантов. Сделайте подробное описание окраски оперения таких птиц. Для этого схематично нарисуйте голубя и на рисунке отметьте наиболее яркие и характерные элементы окраски, отличающие данную особь. Дайте имя каждой птице-аберранту.

2. Проходя по маршрутам, отмечайте на схеме места встреч изучаемых птиц, время обнаружения, состав и размер стаи, чем занимаются птицы. Хронометрируйте поведение аберрантов. Постарайтесь проследить за их перемещением. На участке какого размера держатся аберранты? Какие места участка посещаются наиболее часто? Существуют ли типичные маршруты перемещения по участку? Происходят ли удаления аберранта от стаи? Если да, то каковы причины этого? Насколько постоянен размер стаи? Как изменяется размер стаи в зависимости от времени суток и перемещений стаи? Происходят ли изменения в поведении аберранта при резком увеличении или уменьшении размера стаи, при присоединении к стае птиц других видов?

3. Как часто аберрант вступает в агрессивные контакты, кто является их инициатором и каков их исход? Как часто (в процентном отношении) аберрант является инициатором агрессивных контактов и объектом агрессии со стороны других птиц? Сравните частоту агрессивных контактов аберранта с членами стаи и частоту таких контактов между птицами обычной окраски – сделайте два замера по 15 мин во время кормления в сходных условиях (температура, время суток, количество корма). Как изменяется количество агрессивных контактов в зависимости от времени суток, погодных условий, количества корма?

4. Как аберранты реагируют на человека, домашних животных? Приближаясь к стае, попробуйте вспугнуть ее. Установите дистанцию вспугивания – расстояние до взлетающей птицы. Как зависит дистанция вспугивания от поведения человека и поведения птицы в данный момент? Есть ли различия дистанции вспугивания у аберрантов и обычных голубей в сходных условиях? Сделайте несколько десятков измерений с перерывами не менее 5 мин.

5. Какие корма употребляют изучаемые птицы? Есть ли особые предпочтения? Совпадают ли эти предпочтения у аберрантов и птиц обычной окраски? Попробуйте окрасить хлеб различными пищевыми красителями и разбросать его недалеко от стаи. Как реагируют на такой корм аберранты и птицы обычной окраски? Насколько быстро привыкают и начинают употреблять «новый» корм? Повторите эксперимент несколько раз с разными аберрантами.

Тема: «Изучение зимней биологии большого пестрого дятла»

Основной зимний корм большого пестрого дятла – семена хвойных деревьев, доля животных кормов совсем незначительна. Зимняя социальная структура обычно одиночно-территориальная. Зимой самец и самка живут отдельно на соседних охраняемых участках. Весной с началом токования их участки объединяются в один, который сохраняется до распада пары осенью. Так может происходить в течение 3–5 лет. Гораздо реже наблюдается групповая территориальность самцов с нетерриториальными самками, при которой самки свободно перемещаются между участками знакомых самцов. Зимой центром территории является ночевочное дупло. На охраняемой территории может находиться несколько десятков «кузниц», хотя в основном используется не больше пяти. Кормовые деревья располагаются не дальше 25 м от «кузницы». Принесенную на «кузницу» шишку дятел зажимает между стволом и грудью, при этом сосновая шишка располагается вертикально, а еловая горизонтально. Сначала птица удаляет из «кузницы» старую шишку, затем, взяв новую клювом за вершину, вставляет ее в щель.

Задачи

1. Выяснить размеры и форму участка, занимаемого большим пестрым дятлом.

2. Установить количество и типы «кузниц» на участке, частоту их использования в зависимости от биотопов, находящихся в составе участка, пород деревьев, на которых расположены «кузницы», состояния древесины, других факторов.

3. Выяснить места поиска корма, способы кормодобывания, бюджет времени на различные типы кормового поведения, изменения кормового поведения в зависимости от погодных условий, внутривидовых и межвидовых контактов.

4. Определить «эффективность кормодобывания» большого пестрого дятла при кормлении семенами шишек ели или сосны.

Ход работы

1. Маршрутным методом установите участок, где обитает большой пестрый дятел. На участке найдите действующую «кузницу». Опишите ее устройство – вид дерева, высота и место расположения. В каком биотопе находится «кузница»?

2. Проследите маршруты перелетов дятла по своему участку. Каковы его размеры, форма? Сколько «кузниц» использует изучаемая птица? С какой территории дятел собирает шишки? Нарисуйте схему расположения «кузниц» и мест сбора шишек. Установите общие типы устройства «кузниц» в зависимости от их месторасположения. Существует ли закономерность в устройстве «кузниц» в зависимости от биотопа, в котором они находятся, породы дерева, состояния древесины (сухая, гнилая и т.п.)?

3. Установите порядок действий дятла на «кузнице» при долблении шишек и их добыче. Шишки каких деревьев использует дятел? Каковы способы срывания шишки с дерева и закрепления ее в «кузнице»? Существует ли у исследуемой птицы предпочтение в использовании шишек определенного вида дерева?

4. С деревьев, используемых дятлом, наберите десять целых шишек средней величины и, высушив их, извлеките и внимательно подсчитайте количество семян в каждой из них. Затем рассчитайте среднее арифметическое количества семян в шишке. Аналогичным способом определите среднее количество семян, оставляемых дятлом в шишке после кормления. Что можно сказать об «эффективности кормодобывания» дятла? Как изменяется этот параметр кормлении дятла шишками ели и сосны?

5. Хронометрируйте поведение дятла. Установите доли времени, затрачиваемые на различные виды деятельности (полет за шишкой, закрепление шишки в «кузнице», раздалбливание шишки, отдых, перелет к другой «кузнице», кормление на стволе и ветках, ритуальное поведение и т.п.). Как изменяется бюджет времени дятла в зависимости от погодных условий и других факторов? От чего зависит частота использования той или иной «кузницы» дятлом?

6. Какие корма, кроме семян шишек, и с каких деревьев использует дятел? Какова доля по времени добывания таких кормов? Где чаще всего располагаются подолбы дятла, каковы их размеры и форма?

7. Как меняется активность дятла в течение суток? Каким образом дятел реагирует на птиц своего и других видов? Как часто и на какое время дятел присоединяется к синичьим стайкам? Происходят ли конфликты между птицами своего и других видов и в каких местах участка, занимаемого дятлом? Каков их исход?

Тема: «Особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушку»

Задачи

1. Изучить предпочтение кормов различными видами птиц.

2. Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных условий, других факторов.

3. Существует ли в конкретных условиях иерархическая система доступа к корму на кормушке среди птиц одного вида и разных видов?

Ход работы

1. Устройте кормушку, на которую могли бы одновременно присаживаться не менее пяти птиц. Поместите в кормушку разнообразные корма. При наблюдении фиксируйте количество птиц каждого вида на кормушке и вблизи нее, время прилета и отлета, продолжительность кормления и поедаемый корм. Отмечайте частоту ритуальных демонстраций и агрессивных контактов между птицами, видовую принадлежность участников и исход этих контактов (кто кого прогнал). Хронометрируйте поведение отдельных птиц, принадлежащих к разным видам.

2. Какие виды птиц какие корма предпочитают?

3. Сколько птиц может одновременно кормиться на кормушке в случае присутствия одного, двух, трех и более видов?

4. Как изменяется общее количество посещающих кормушку птиц в зависимости от запаса и разнообразия корма на кормушке, времени суток, погодных условий?

5. Существует ли между видами птиц распределение времени посещения кормушки в течение дня?

6. Установите количество непосредственных контактов при кормлении на кормушке пяти птиц, принадлежащих к одному, двум, трем, четырем и пяти видам (если удастся) – сделайте замеры за 15 мин, желательно несколько раз, но при сходных погодных условиях. Есть ли различия в количестве контактов при увеличении видового разнообразия? Какие позы принимают птицы, реагируя друг на друга, какие звуки издают при этом?

7. Между какими видами происходят агрессивные контакты и каков их исход? Приведите статистические данные. Как другие птицы реагируют на такие контакты? Бывают ли «коллективные драки»? Если да, то чем они отличаются от конфликта между двумя птицами?

8. Чаще или реже происходят агрессивные взаимодействия между птицами, находящимися непосредственно вблизи от кормушки и поодаль от нее? Чем занимаются птицы, которые не находятся вблизи кормушки?

9. Изменяется ли общее количество агрессивных контактов между птицами при резком увеличении или уменьшении количества корма на кормушке, резком изменении погодных условий (прежде всего температуры)?

10. Можно ли утверждать, что среди птиц, посещающих кормушку, существует иерархическая система в доступе к корму? Если да, то какова эта система? Какие качества птиц (внешние – размер, яркость окраски; поведенческие) позволяют им занимать верхние ступени иерархической лестницы?

11. Попробуйте нарисовать в цвете и вырезать из картона фигурку одной из птиц, часто посещающих кормушку, в натуральную величину. Прикрепите фигурку к кормушке. Изменилось ли поведение птиц?

Тема: «Территория обитания и структура смешанных синичьих стай»

Для видов, составляющих смешанные синичьи стаи, характерны две основные стратегии социальной организации в зимний период:

1) долговременная территориальность строго оседлых птиц (буроголовая гаичка, хохлатая синица, московка, обыкновенный поползень, обыкновенная пищуха);

2) краткосрочная территориальность кочующих птиц (большая синица, лазоревка, длиннохвостая синица, желтоголовый королек).

После вылета из гнезда молодые птицы кочуют и оседают на участках взрослых и неродственных им семейных пар. Пары у этих видов постоянны и образуются осенью. Таким образом, зимой на участке взрослой пары держатся парные и непарные молодые птицы. Зимняя территориальность слабо зависит от факторов внешней среды и регулируется в основном плотностью населения и его возрастной структурой. Если значения факторов среды превышают норму, то это ведет к инвазиям – массовым кочевкам в поисках мест, богатых кормом.

Зимняя территориальная структура сочетается с преимуществами жизни в группе (кормовыми, терморегуляционными). Так, зимняя территория обыкновенного поползня может включать сразу несколько участков буроголовых гаичек. Многовидовая группа (смешанная стайка) обычно существует в местах перекрывания территорий разных видов. Характерны групповые ночевки. Питание насекомыми в условиях зимы изменяется на питание семенами растений и зимующими на этих растениях яйцами и личинками насекомых. Для многих видов свойственно запасание корма (буроголовая гаичка, хохлатая синица, московка), играющее большую роль в зимнем питании.

Задачи

1. Выяснить, какие виды птиц и в каких количественных соотношениях могут составлять смешанные синичьи стайки.

2. Установить зависимость характера и маршрута перемещений стайки по участку леса от ее видового и количественного состава, погодных условий.

3. Определить размеры и расположение участков, используемых одновидовыми группами смешанной стайки.

4. Установить взаимосвязь между территориями, занимаемыми одновидовыми группами птиц (постоянными или временными членами смешанной стайки), и местообитанием смешанной стайки данного видового и количественного состава.

5. Выяснить места и способы кормодобывания, используемые видами птиц в смешанной стайке, и установить их влияние на характер перемещений стайки по биотопам, на изменение ее количественного и видового состава.

Ход работы

Обычно смешанной синичьей стайкой называют группу птиц, состоящую из нескольких видов синиц и сопутствующих видов – обыкновенной пищухи, обыкновенного поползня, желтоголового королька и некоторых видов дятлов или вьюрковых. Стайку, состоящую из одного вида синиц и хотя бы одного сопутствующего вида, мы тоже будем считать смешанной синичьей стайкой. Аналогично стайку, состоящую из двух видов синиц без сопутствующих видов, тоже следует рассматривать как смешанную. Смешанная синичья стайка, как более или менее постоянное объединение птиц, существует только в осенне-зимний период.

1. Маршрутным методом найдите смешанную синичью стайку. Какие виды птиц и в каком количестве ее составляют? Двигаясь за стайкой, наносите на схему маршрут ее движения. Отмечайте, по каким биотопам движется стайка, какие места поиска корма используют птицы в каждом из биотопов, как меняется частота издаваемых птицами звуков при движении. Регистрируйте агрессивные контакты между птицами и, особенно, любые изменения количественного и видового состава смешанной стайки. Если возникают трудности в составлении схемы движения стайки, то можно по мере продвижения птиц прикреплять к веткам кустов или деревьев через определенные временные промежутки заранее заготовленные листочки бумаги с указанием времени пролета стайки, а затем картировать пройденный маршрут (хотя это усложнит работу). Скорость движения стайки можно измерять расстоянием (количеством шагов), на которое переместилась стайка за единицу времени (например, за 5 мин).

2. Понаблюдав за стайкой, на следующий день попробуйте отыскать ее на прежнем участке леса. Изменился ли видовой и количественный состав стайки?

3. Каков характер движения стайки? Всегда ли птицы двигаются синхронно или есть опережающие и отстающие? Какие птицы «задают тон» в движении стайки, выборе маршрута?

4. Как птицы держатся в стайке? Можно ли выделить основное «ядро» стайки и другие группировки?

5. Зависит ли скорость движения стайки от видового и количественного состава, погодных условий, изменений биотопа?

6. Как изменяется «плотность» стайки (расстояние между крайними особями) в зависимости от видового и количественного состава, погодных условий, смены биотопов, места поиска корма (дерево, кустарник, ветошь, поверхность снега и т.п.)?

7. Как происходит отделение и присоединение птиц к стайке? В каких местах это наблюдается? Реагируют ли другие члены стайки на такие изменения?

8. Проследите, какова дальнейшая судьба отделившихся от стайки птиц. Возможно ли их воссоединение со стайкой через определенное время?

9. С чем может быть связан маршрут перемещений смешанной стайки по участку леса? Каковы размеры этого участка? Зависят ли размеры участка от видового состава смешанной стайки?

10. Как долго (в течение дня) может существовать смешанная стайка без изменений своего видового и количественного состава?

11. По возможности хронометрируйте поведение членов стайки в различных температурных условиях. Как изменяется время, затрачиваемое на кормодобывание, перелеты, агрессивные контакты, при сильном понижении температуры воздуха? Как это отражается на смешанной стайке в целом?

12. Какие виды в стайке вступают в агрессивные взаимодействия? Какие взаимодействия чаще происходят между птицами одного или разных видов?

13. Как изменяется частота агрессивных взаимодействий в смешанной стайке в зависимости от погодных условий (прежде всего температурных), видового и количественного состава стайки?

14. На участке леса, часто посещаемом смешанной стайкой, устройте кормушку. Заинтересовала ли кормушка птиц? Если да, то каждый день переносите кормушку на небольшое расстояние (10–20 м). Изменяется ли маршрут движения стайки и видовой и количественный состав посетителей кормушки?

15. Попробуйте дать определение смешанной синичьей стайке с точки зрения постоянства ее видового и количественного состава.

16. Есть мнение, что при одной и той же степени напряженности социальных отношений размер смешанной стайки выше, чем одновидовой. Что вы можете сказать по этому поводу?

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: admin | Теги: методическая котилка учителя биолог, задания по биологии, дидактический материал по биологии, дополнительный материал к урокам би
Просмотров: 3656 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru