Пятница, 26.04.2024, 12:03                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » БИОЛОГИЯ

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БОТАНИКЕ И ЗООЛОГИИ
24.07.2012, 18:16

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ

Объекты для многих лабораторных работ по курсу биологии 7–8-го класса (зоология) можно подготовить самостоятельно. Так, можно собрать коллекции раковин моллюсков (сухопутных и водных), погибших насекомых, коллекции перьев птиц и др. Другие работы можно выполнять самостоятельно летом в природе или на факультативных занятиях.

Тип Кишечнополостные

Внешнее строение и поведение актинии

Живых актиний можно наблюдать в природе – нужно только учитывать, что попадание прямых солнечных лучей на место наблюдения должно быть минимальным.

Цель работы: познакомиться с внешним строением актинии как одиночного представителя класса коралловых полипов типа кишечнополостных.

Материалы и оборудование: актинии, пинцет, кусочки мяса.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите актинию, отметьте наличие тела, щупалец, ротового отверстия. Зарисуйте животное.

2. Дотроньтесь до актинии. Что произошло?

3. Взяв пинцетом (иглой) маленькие кусочки мяса, осторожно поднесите их к животному. Пронаблюдайте за процессом захвата и перемещения пищи к ротовому отверстию.

Тип Плоские черви

Внешнее строение и поведение планарии

Животных можно собрать с камней, находящихся в чистых и холодных ручьях или родниках. Наблюдения необходимо делать быстро, так как планарии не могут жить в теплой, бедной кислородом воде и потому быстро погибают. Червя можно взять со дна водоема, с камня или стенок посуды, всосав с помощью стеклянной трубки (пипетки).

Цель работы: выявить характерные черты строения плоских червей, проследить поведение животного и простейшие рефлексы.

Материалы и оборудование: черви, помещенные в пластиковую посуду, лупа или микроскоп, пипетка, препаровальные иглы, стеклянная трубочка, часовые или предметные стекла, соль.

ХОД РАБОТЫ

1. Нанесите каплю воды на часовое или предметное стекло и, поместив туда червя (необходимо следить, чтобы вода не испарилась), рассмотрите планарию невооруженным глазом. Обратите внимание на окраску и форму тела.

2. Рассмотрите головной отдел с двумя выростами, глаза, задний отдел тела и просвечивающий сквозь тело ветвистый кишечник. Зарисуйте.

3. Пронаблюдайте за движениями планарии с помощью лупы. Найдите просвечивающий сквозь тело ветвистый кишечник.

4. Нанесите на стекло еще одну каплю воды и соедините капли мостиком из воды. Положите кристаллик соли в каплю с животным. Пронаблюдайте за его поведением и сделайте вывод.

Тип Кольчатые черви

Черты сходства и различия дождевого червя и медицинской пиявки

Медицинских пиявок можно купить в аптеке и содержать продолжительное время в закрытых марлей банках с водой. Дождевых червей можно, накопав в природе, держать в прикрытом стеклом аквариуме с землей. Нужно только следить за сохранением необходимой (но не избыточной) влажности субстрата и периодически подкармливать животных растительными остатками.

Цель работы: выявить характерные черты внешнего строения, пронаблюдать за особенностями движения и поведения представителей разных классов кольчатых червей.

Материалы и оборудование: дождевые черви, помещенные в пластиковые ванночки, пиявки в прозрачной пластиковой бутылке, пинцет, препаровальные иглы, тетрадный лист.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите дождевого червя. Сравните живого червя с рисунком в учебнике, отметьте основные признаки внешнего строения.

2. Рассмотрите медицинскую пиявку. Отметьте особенности строения ее тела, форму, размеры, окраску. Что располагается на переднем и заднем концах червя? Каково значение этих органов.

3. Пронаблюдайте за движением и поведением дождевого червя и медицинской пиявки. Зарисуйте внешнее строение червей, отметив их характерные признаки (удлиненное тело и присоски у пиявок, поясок у дождевого червя). Заполните таблицу.


 Сделайте вывод о том, какие признаки позволяют отнести этих животных к одной группе (типу), но выделить в разные классы?

Тип Моллюски

Строение раковин брюхоногих моллюсков

Цель работы: выявить характерные черты внешнего строения брюхоногих моллюсков.

Материалы и оборудование: раковины различных брюхоногих моллюсков, продольные спилы прочных раковин (при возможности).

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение раковин различных моллюсков, отметьте их цвет и форму (округлая, приплюснутая, конусовидная), толщину стенок и наличие выростов. Раковины каких моллюсков более толстостенные – пресноводных или морских?

2. Найдите линии годового прироста и определите возраст раковин.

3. Рассмотрите внутреннюю поверхность раковин и определите ее цвет. Объясните причину различия окраски раковины изнутри и снаружи.

4. Зарисуйте внешнее строение раковины и (при наличии спила) расположение полостей внутри ее. Объясните, по каким признакам данных моллюсков относят к классу брюхоногих.

Строение раковин двустворчатых моллюсков

Цель работы: выявить характерные черты строения раковин двустворчатых моллюсков.

Материалы и оборудование: раковины различных двустворчатых моллюсков.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение раковин различных моллюсков, отметьте их цвет и форму (вытянутая, овальная, округлая), выпуклость створок, наличие радиальных утолщений («ребер») и толщину стенок раковины. Раковины каких моллюсков обычно более толстостенные – пресноводных или морских? Почему?

2. На раковинах отдельных видов (например на наружном темном роговом слое беззубок или мидий) найдите линии годового прироста и по ним определите возраст.

3. В местах, где верхний роговой слой стерся, рассмотрите средний белый фарфоровый слой. У каких моллюсков на внутренней поверхности раковины имеется перламутровый или кальцитовый слой?

4. При наличии свежих раковин, в месте соединения их створок отыщите упругую связку, за счет которой раковина удерживается в раскрытом состоянии. За счет чего раковина живого моллюска удерживается закрытой?

5. На внутренней стороне свежих раковин постарайтесь найди отпечатки мышц-замыкателей, а при наличии живых моллюсков – найдите сами мышцы. Отметьте их количество.

6. Зарисуйте внешнее строение раковин различных двустворчатых моллюсков.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Внешнее строение бокоплава

Работу можно провести с живыми объектами. В этом случае бокоплавов, собранных в чистых, холодных ручьях помещают в глубокую банку с водой. После проведения работы необходимо выпустить животных.

Цель работы: выявить характерные черты внешнего строения бокоплава как представителя класса ракообразных и отметить признаки его приспособленности к среде обитания.

Материалы и оборудование: живые или фиксированные животные, лупа, чашки Петри (ванночки) с водой, препаровальные иглы.

ХОД РАБОТЫ

1. Поместите бокоплава в чашку Петри. Пронаблюдайте за поведением, движением и рассмотрите внешнее строение. Переместив бокоплава на предметное стекло в меньшее количество воды, можно хорошо разглядеть его тело и ножки, а на переднем конце – глаза и усики.

2. Зарисуйте бокоплава, отметив такие особенности, как сегментированное тело, глаза, усики, членистые конечности. Сделайте вывод о характерных чертах строения животного, позволяющих отнести его к типу членистоногих.

Строение и образ жизни мокрицы

Живых мокриц можно собрать в основаниях старых деревянных зданий с затененной стороны и содержать в аквариуме с землей, укрытиями и растительными остатками.

Цель работы: выявить характерные черты внешнего строения мокрицы как представителя класса ракообразных и отметить признаки ее приспособленности к среде обитания.

Материалы и оборудование: мокрица, лупа, чашки Петри (ванночки), препаровальная игла.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите мокрицу, отметьте форму ее тела и окраску. Выясните по возможности количество сегментов, строение и расположение конечностей. Пронаблюдайте как передвигается животное.

2. Пронаблюдайте за тем, как мокрица отреагирует на прикосновение.

3. Зарисуйте мокрицу и сделайте вывод, о характерных чертах строения животного, которые позволяют отнести его к типу членистоногих.

Строение и приспособленность к среде обитания иксодового клеща

Препарат можно сделать самостоятельно. Пойманного клеща надо предварительно зафиксировать в спиртосодержащей жидкости, а затем поместить между предметными стеклами и залить бесцветным лаком для ногтей.

Цель работы: определить систематическое положение, выяснить особенности строения иксодового клеща и черты его приспособленности к паразитическому образу жизни.

Материалы и оборудование: микроскоп, постоянный или временный препарат клеща.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите на препарате внешнее строение взрослой особи клеща невооруженным глазом. Рассмотрите препарат под малым увеличением микроскопа. Отметьте основные отделы тела клеща, количество и особенности строения конечностей.

2. Рассмотрите при среднем увеличении микроскопа ротовой аппарат клеща. Найдите челюсти и ногощупальцы. Объясните значение зубцов на челюстях.

3. Определите пол клеща (у самки щиток прикрывает лишь переднюю часть тела, а у самца – всю верхнюю часть).

4. Зарисуйте внешнее строение клеща и ротовой аппарат.

5. Какие особенности внешнего строения позволяют иксодовому клещу вести паразитический образ жизни? К какому классу типа членистоногих относятся клещи? Почему их выделяют в отдельный отряд?

Строение ротового аппарата насекомых

Препараты для работы можно сделать самостоятельно, поместив объекты (головки комара, мухи-дрозофилы, бабочки, жука) между предметными стеклами и залив их бесцветным лаком для ногтей.

Цель работы: познакомиться со строением типов ротовых аппаратов разных насекомых.

Материалы и оборудование: готовые препараты ротовых аппаратов комара, мухи, бабочки, жука, микроскоп.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите под микроскопом препараты ротовых аппаратов разных насекомых, определите их тип. Зарисуйте.

2. По учебнику выясните, чем питаются личинки данных животных и, следовательно, тип их ротового аппарата на личиночной стадии. Сделайте вывод о приспособительном значении разницы в строении ротового аппарата у личинок и взрослых особей.

Строение крыла бабочки

Насекомых (бабочек) для лабораторной работы можно легко насобирать летом вдоль проселочных дорог, где они часто оказываются сбитыми автомобилями.

Цель работы: выявить характерные признаки представителей отряда чешуекрылых.

Материалы и оборудование: микроскоп, крылья бабочек, предметные стекла, кисточка.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа крыло бабочки, зажав его между двумя предметными стеклами.

2. Найдите жилки крыла, сделайте предположение об их функциональном значении.

3. Как (в каком направлении) располагаются чешуйки на крыле бабочки? Отметьте форму чешуек. Кисточкой аккуратно снимите с крыла чешуйки, найдите на крыле волоски.

4. Зарисуйте крыло бабочки, отразив строение и расположение чешуек и волосков.

ТИП ИГЛОКОЖИЕ

Строение скелета и ротового аппарата морского ежа

Панцири морских ежей и их ротовые аппараты можно в больших количествах собрать на скалах морского побережья, они остаются там после трапезы чаек.

Цель работы: выявить черты, характерные для животных типа Иглокожие, их приспособленность к среде обитания и способу питания.

Материалы и оборудование: скелет шаровидного морского ежа и его ротовой аппарат («аристотелев фонарь»).

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите скелет шаровидного морского ежа. Найдите и зарисуйте места прикрепления иголок, ротовое и анальное отверстия, ряды известковых пластинок (отметьте расположение и количество рядов).

2. Рассмотрите и зарисуйте строение ротового аппарата, обратите внимание на его симметричность. Какие черты строения указывают на принадлежность морского ежа к типу Иглокожие?

Внешнее строение морской звезды

Можно работать как с живыми объектами, так и с зафиксированными животными. Если взят живой организм, работа должна производиться максимально быстро – с тем чтобы отпустить звезду обратно в море. Часто можно найти погибших морских звезд в штормовых выбросах. В этом случае животное желательно зафиксировать и залить в прозрачную эпоксидную смолу, чтобы препарат долго прослужил.

Цель работы: выявить черты, характерные для типа Иглокожие и отражающие приспособленность морской звезды к типу питания.

Материалы и оборудование: живая морская звезда в ванночке с морской водой или зафиксированный препарат.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите и зарисуйте строение морской звезды сверху, отметив центральный диск и лучи.

2. Рассмотрите и зарисуйте строение морской звезды снизу, отметив рот, борозду с амбулакральными ножками и расположенные по краям иглы. Какие черты строения указывают на принадлежность морской звезды к типу Иглокожие?

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: admin | Теги: МО учителей биологии, иду на урок биологии, учителю биологии, методическая страничка, открытый урок, конспекты уроков в начальной школе
Просмотров: 2643 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru