План.
1. Как увлечь школьников исследовательской
деятельностью.
2. Этапы исследовательской деятельности.
3. Создание проектов в обучении биологии. Цель
создания проектов.
4. Основные требования в организации проекта.
5. Технология и результативность создания
проекта.
6. Компьютерные технологии в проектной
деятельности.
7. Этапы работы ученика в процессе исследования.
8. Описание научно-исследовательской работы
учащихся.
9. Оформление научно-исследовательской работы.
10. Защита проекта.
11. Использованная литература.
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь.
Древняя мудрость.
1. Как увлечь школьников исследовательской
деятельностью.
Каждому ребёнку дарована от природы склонность
к познанию и исследованию окружающего мира.
Потребности в выявлении "собственных Платонов и
быстрых разумом Невтонов” существует в любом
обществе. Правильно поставленное обучение
должно совершенствовать эту склонность,
способствовать развитию соответствующих умений
и навыков. Ведь одного желания не достаточно для
успешного решения поисковых или
исследовательских задач. Исследование подводит
к одному из сложных категорий современности –
понятию интеллектуальной собственности.
Исследовательская деятельность учащихся
выступает не как самоцель, а как средство
воспитания, развития и образования. Важно так
организовать учебную работу, чтобы учащиеся
ненавязчиво усваивали процедуру исследования:
можно сделать акцент на значимость ожидаемых
результатов, предложить оригинальное или
неожиданно сформулированное учебное задание.
Важно обеспечить "видение” учащимися более
общей проблемы, нежели та, которая отражена в
условии задания. В идеале, проблему должен
сформулировать сам ученик, однако, на практике
такое случается далеко не всегда.
Самостоятельное определение проблем
затруднительно. Тут на помощь должен прийти
учитель. В своей практике, я стараюсь предложить
детям младшего возраста занимательное,
проблемное задание, которое при дальнейшей
работе оказывается не сложным, но интересным.
Часто включаю проектную деятельность в обычный
урок. Такие задания стимулируют учащихся к
проведению несложных обоснований, к поиску
закономерностей. Это задания на распознавание и
конструирование форм листовых пластинок, на
работу с готовыми гербарными экземплярами,
коллекциями и моделями органов растений,
животных и человека. Например, в процессе
изучения темы "Осенние явления в жизни
растений” ребята с удовольствием собирают
гербарии осенней окраски листьев, которые
впоследствии пригодятся им при изучении темы
"Лист”. Старшие школьники с интересом относятся
к своему здоровью, проводят исследовательскую
работу по изучению основных антропометрических
данных у школьников разных возрастов, в
совокупности с изучением экологической
обстановки окрестностей лицея, делают выводы о
влиянии экологических факторов на здоровье и
физическое развитие человека.
В ходе сбора фактического материала зачастую
необходимо задать направление деятельности
посредством указаний, схем, опорных конспектов.
Пробы (испытания) не должны быть хаотичными,
лишёнными какой-либо логики. Их число не следует
строго регламентировать: оно должно быть
достаточным для получения необходимого
фактического материала. Систематизацию и анализ
полученных данных полезно осуществлять
разнообразными способами. Познавательную
деятельность учащихся можно упорядочить,
сделать интересной и результативной. Изучение
экологической обстановки в пойме р. Кума
подвигло учащихся заняться очисткой реки от
промышленного и бытового мусора.
Цель создания проекта – создать условия для
подготовки ученика и непрерывному образованию в
рыночных условиях, обеспечивая
конкурентоспособность лицеистов на рынке труда.
2. Этапы исследовательской деятельности.
Выделяются этапы исследовательской
деятельности учителей и учащихся.
- мотивация исследовательской деятельности;
- постановка проблемы;
- сбор фактического материала;
- систематизация и анализ полученного
материала;
- описание исследовательской работы;
- защита.
Условия для реализации исследовательского
направления лицеистов таковы:
- научно-исследовательская деятельность через
различные формы: семинары, практикумы и др.;
- деятельность научного общества лицеистов;
- деятельность методических объединений по
предметам;
- привлечение научных сил к руководству с целью
индивидуального консультирования в процессе
создания работ.
Все условия направлены на то, чтобы ученик
научился мыслить самостоятельно, и сам умел
сопоставлять факты, искать информацию. В нашем
лицее имеются все условия для того, чтобы ученик
смог самореализоваться. Работает научное
общество учащихся (НОУ). В январе 2007г. прошла
конференция для гуманитарного цикла, в апреле
состоится открытое заседание НОУ по новым
направлениям деятельности в точных науках.
Проявлен интерес к тематике докладов
преподавателями математики, физики, информатики,
биологии, городских высших учебных заведений и
вузов региона КМВ, что свидетельствует о
серьёзности заявок юных исследователей лицея.
3. Создание проектов в обучении биологии.
Исследовательская учебно-познавательная
деятельность школьника обладает большим
потенциалом для формирования у них опыта
творческой деятельности, поскольку предполагает
не только усвоение действий, выполняемых по
образцу, но и самостоятельный поиск и создание
нового субъективно значимого знания. Такой опыт
формируется на основе
личностно-ориентированного подхода в обучении,
одним из путей реализации которого, является
применение в обучении метода проектов.
Суть метода проектов.
Метод проектов представляет собой гибкую
модель организации учебного процесса,
ориентированную на творческую самореализацию
личности учащегося путём развития его
интеллектуальных и физических возможностей,
волевых качеств и творческих способностей в
процессе создания (под контролем учителя)
образовательного продукта, обладающего
объективной или субъективной новизной и
имеющего практическую значимость. Любой проект
ориентирован на решение конкретной проблемы и
рассчитан на определённого потребителя. Укажу
некоторые темы, на материале которых можно
осуществлять подготовку учащихся к проектной
деятельности.
Тема урока |
Деятельность учащихся |
Осенние явления в жизни природы |
Сбор материала для гербария "Осенняя
окраска листьев”, "Виды листовых пластинок”,
"Коллекции вредителей листопадных деревьев”. |
Семя |
Сбор коллекций семян растений –
масленичных, плодово-ягодных, декоративных
культур. |
Экология растений |
Разработка проекта "Влияние
загрязнения окружающей среды на растения”,
Выполнение экологического исследования по
отслеживанию чистоты воздуха района лицея с
использованием метода биоиндикации”,
разработка "Проекта по очистке поймы р. Кума”,
исследование "Влияние растений на формирование
плодородия почвы (на примере бобовых культур и
выращивание картофеля)” |
Экология человека |
Исследование "Влияние уровня шумовой
загрязненности на умственную работоспособность
школьников”, исследование "Физиологические
особенности развития школьников различных
возрастных групп” |
4. Основные требования к организации проекта.
- проект создается по инициативе учащихся и
должен быть значимым для них и для их ближайшего
окружения;
- решаемая с помощью проекта проблема и
предполагаемые результаты должны иметь
практическое (возможно, и теоретическое)
значение;
- работа учащихся над проектом является
самостоятельной и носит исследовательский
характер;
- проект планируется и разрабатывается заранее,
исходя из конкретных целей и задач, допускаются
изменения в процессе своего осуществление.
Метод проектов позволяет создать условия, при
которых школьники, с одной стороны, могут
самостоятельно осваивать новые знания и способы
действия, а с другой – применять на практике
ранее приобретённые знания и умения. Это
позволяет делать упор на творческое развитие
личности.
Учебный проект предполагает коллективную
форму деятельности. Одна из его основных задач –
осуществление межпредметных связей и создание
некоторого образовательного продукта в процессе
взаимодействия учащихся друг с другом и с
учителем. Составление перечня вопросов,
определение задач, работы, выбор методов
изучения обозначенной проблемы и способа
презентации проекта, распределение ролей и
обязанностей между его участниками - всё это
осуществляется в процессе коллективного
обсуждения. При этом учитель выступает в
обсуждении и принятии решений в качестве
старшего товарища. С обучающей деятельности
учителя акцент переносится на познавательную
деятельность ученика: первый задаёт
"пространство” возможных целей и путей их
достижения, из которых второй выбирает те, что
наиболее соответствуют его индивидуальности.
Таким образом, создаются условия для
непрерывного самообразования,
интеллектуального и творческого развития
учащихся.
Проект может интегрировать различные учебные
предметы, тогда учителя – предметники должны
скоординировать свою работу в определении цели,
выбора тематики исследования и сроков
проведения проекта. Такой союз у нас биологии с
информатикой. Приобщение учащихся к новым,
нетрадиционным формам работы – длительный и
сложный процесс. Поэтому учителям, только
начинающим осваивать данный вид деятельности, не
стоит браться сразу за масштабный проект.
Начинать надо с мини-проектов. Надпредметный
проект выполняется на стыках областей знаний и
выходит за рамки содержания школьных предметов.
Используется в качестве дополнения к учебной
деятельности и носит характер исследования.
5. Технология и результативность создания
проекта.
Деятельность ученика организуется не только
как удовлетворение познавательной потребности,
но и целого ряда потребностей развития личности
ученика: самоутверждение, самовыражение,
самоопределение, самоактуализация. Ученик себя
адаптирует к социуму, проходит первые социальные
пробы, то есть осуществляет
самосовершенствование. В своей практике
использую последовательность работы над
проектом, включающей несколько этапов:
подготовка, планирование, исследование,
формулирование результатов и выводов, защита
проекта, оценка результатов и процесса проектной
деятельности. Идея создания проекта на
электронном носителе возникла не так давно.
Оценка результатов и процесса проектной
деятельности может быть на экзамене, школьной
или городской конференции. Первичная
презентация может пройти на уроке, классном часе,
школьном методическом объединении.
6. Компьютерные технологии в проектной
деятельности.
Применение информационных технологий во всех
сферах человеческой жизнедеятельности на
сегодняшний день стало необходимым условием
успешного функционирования в современном
информационном обществе и значит, должно
касаться и школьного образования. Для того, чтобы
учебно-познавательная деятельность ученика
стала самостоятельной, должна измениться
организация этой деятельности. Перспективным, на
мой взгляд, является использование
информационных технологий на уроках биологии, а
также в проектной деятельности. Самостоятельное
получение новых знаний на основе изучения
компьютерной модели, делает эти технологии в
процессе обучения одним из инструментов
познания. В нашем лицее ведётся поиск
оптимальных форм использования метода проектов
непосредственно на уроках. Авторами создания
электронных пособий, которые могут
использоваться как источник дополнительного
материала или как наглядное пособие в работе,
становится учитель и учащиеся, увлеченные
предметом. Выбрав себе тему для исследований,
учащиеся 9-х классов, с углубленным изучений
предметов естественнонаучного цикла, выполняют
проекты и компьютерные презентации к ним
("Бактерии, их значение в природе и деятельности
человека”, "Физиология нервной системы”,
"Физиология сердечно-сосудистой системы”,
"Физиология системы размножения”, "Сердце –
строение и функции”, "СПИД – мифы и
реальность”, "Вирусы – неклеточные формы
жизни” и другие).
7. Этапы работы ученика в процессе исследования.
Этапы работы ученика в проектной деятельности
позволяет вести своеобразный дневник, в котором
отражается каждый шаг деятельности ученика:
- определение темы, результата работы;
- разработка плана действий;
- подбор литературы, материала;
- составление плана проекта;
- конспектирование;
- консультации;
- рецензирование;
- первичная презентация;
- защита: НМС, школьная или городская
конференция. (См. п.3)
8. Описание исследовательской работы
В любой исследовательской работе выделяют три
основных раздела: введение, основные части и
заключение. Учащиеся старших классов оформляют
проекты согласно принятым нормам. В ведении
обосновывают актуальность проблемы
исследования. На основании актуальности
определяется объект и предмет исследования.
Определение цели и задач исследования вызывает
значительные трудности. Цель исследовательской
деятельности формулируется кратко, одним
предложением. При формулировании задач отбирают
оптимальное количество 3 – 5. Задачи исследования
определяют его методы и методики, то есть те
приёмы и способы, которыми пользуется
исследователь. В заключении ученик перечисляет
результаты, полученные в ходе исследования, и
формулирует выводы.
9. Оформление проектной работы.
При оформлении проектной работы наши лицеисты
придерживаются следующих правил: выделяют
титульный лист, оглавление, введение, основную
часть, заключение, список литературы и других
источников. Титульный лист является первой
страницей рукописи и оформляется по
определённым правилам (см. п.5).
После титульного листа помещается оглавление
(см. п.7), в котором приводятся все заголовки
работы и указываются страницы, с которых они
начинаются. Заголовки оглавления должны точно
повторять заголовки в тексте. Далее следует
введение, основной текст и заключение. Основной
текст может сопровождаться иллюстрационным
материалом, рисунками, фотографиями,
диаграммами, схемами, таблицами. После
заключения помещают список использованной
литературы и других источников. Все страницы
текста нумеруются, начиная с титульного листа.
В состав работы входит аннотация (см. п.6).
Аннотация и содержание работы между собой не
скрепляются. Аннотация должна содержать
наиболее важные сведения о работе (цель, способы
и методы, которые использовались в работе, выводы
и заключения). Аннотация печатается на одной
странице в следующем порядке:
- стандартный заголовок;
- слово "Аннотация” посередине строки;
- текст аннотации
К работе прилагается рецензия руководителя.
10. Защита проекта.
Защита проекта производится исследователем на
промежуточном устном публичном выступлении
(первичная презентация, урок, классный час,
заседание НО, школьное методическое
объединение), а затем окончательная защита на
научном методическом совещании, школьной
конференции, городской конференции, на
академических чтениях в пределах 10-15 минут. После
выступления исследователь отвечает на возникшие
вопросы и возражения. Работу оценивает жюри
путём принятия коллективного решения. |