Глобальный экономический кризис,
характеризующий начало ХХI века, является
многофакторным явлением. Важно отметить, что
наряду с проблемами состояния окружающей среды,
не менее значимым его компонентом является
кризис мировоззрения.
Истоки этого кризиса напрямую связаны с
достижениями научно-технического прогресса,
которые на рубеже делают жизнь людей,
населяющих нашу планету, все более и более
приятной, удобной, комфортной. Трансформация
образа и качества жизни немедленно начали
деформировать общественное сознание и
мировоззрение, что выражалось в постепенной
замене социальной парадигмы нравственного,
семейного, гражданского и государственного
долга идеалам потребления. Это было начало
утомительного и заведомо бесперспективного
движения человечества за миражами
удовлетворения постоянно возрастающих
потребностей.
На этом пути рано или поздно возникает вопрос о
цене, которую приходится платить социуму за
достигнутый уровень комфорта и потребления. За
этот уровень человечество платит ценой
глобального экологического кризиса.
Подобные обстоятельства требуют обращения к
проблеме формирования экологического мышления
учащихся, причем в глобальном масштабе. В
противном случае, в обществе, где господствуют
идеалы потребления, надежд на хотя бы
стабилизацию существующих экологических
проблем практически нет. Можно ли соединить в
человеке потребителя и его бесконечное желание
видеть вокруг себя красивую природу с ее
богатствами? Как научить ребенка жить в согласии
с природными законами, осознавать себя частью
биосферы? Все это очень сложно уместить в
потребительском сознании и мышлении.
Именно образование, современная школа
должна формировать глобальное мышление.
Японская мудрость гласит: «Чтобы уметь управлять
природой, надо уметь ей…». Большинство учащихся
заканчивают эту пословицу словами
«пользоваться», «распоряжаться». На самом деле,
она звучит так: «Чтобы уметь управлять природой,
надо уметь ей повиноваться».
Именно поэтому, своей главной педагогической
задачей я вижу формирование у учащихся
глобального экологического мышления. Какие же
трудности и противоречия мы встречаем на этом
пути?
Ребенку, в силу своего возраста, сложно
осознать практическую сторону этих законов.
Следует понимать, что школьное образование – это
только начало экологической грамотности
человека, а дальнейшая пора взросления личности
подразумевает расширение возможности для
понимания законов природы.
Весьма отрицательную роль в формировании
такого мышления играют СМИ, и, особенно,
телевидение, а также смещение приоритетных
человеческих ценностей в нашем обществе.
Решение этих задач, как мне думается,
осуществимо лишь при условии взаимосвязи
обучения и воспитания с различными типами и
видами внеклассной работы, т.к. «Знание без
воспитания, все равно, что меч в руках
сумасшедшего», – писал Д.И. Менделеев.
Для создания условий формирования
ответственного отношения к природе и развития
основ глобального мышления на уроках биологии
выделяю следующие блоки:
– знание экологических законов, правил, теорий,
научных фактов;
– осознание единства в системе "Человек –
Природа”;
– деятельность в реальных социоприродных
ситуациях, связанных с решением экологических
проблем;
– эмоционально-эстетическое восприятие природы,
художественные образы её выражения и отношение
человека к ней.
Иллюстрирует эту работу проектная
деятельность. Причем многие наши проекты
нацелены на экологическую ситуацию в родном
районе. Особый интерес здесь представляет
собой личностный аспект, знание экологии
родного края, осознание человеком остроты
ситуации, прежде всего, в своем населенном
пункте, что неизбежно пробуждает чувство
сопереживания и ответственности за судьбу
человечества и природы в целом.
Наш Шигонский район – благодатный уголок
земли. Неслучайно именно здесь построен
правительственный санаторий «Волжский Утес»,
здесь проходят различные встречи, саммиты на
высшем уровне. Так, А.Меркель назвала наши
места «сердце» России. Но это сердце серьезно
больно.
Одной из жемчужин района является Муранский
бор, сосны-великаны, возраст которых 100-180 лет.
Более 40 туристических баз, лагерей отдыха
располагается по берегам Усинского залива.
Естественные условия развития флоры и фауны в
таком людном месте просто невозможны.
А вот в Усинском заливе катастрофически
понизился уровень воды и экосистема несет
необратимые изменения. Эти проблемы заботят всех
жителей, в том числе подрастающее поколение, они
становятся предметом проектной деятельности
учащихся.
Для развития творческого мышления учащихся
используются игровые формы обучения, дискуссии,
изобразительное искусство, литературное
творчество. «Счастье – это быть с природой,
видеть ее, говорить с ней», – писал Алексей
Николаевич Толстой. Именно этому я учу ребят на
уроках изобразительного искусства, а также на
занятиях кружка по изобразительному
искусству «Мир красок». Результатом этой
работы являются выставки рисунков, поделок,
т.е. эстетическое оформление жизненного
пространства школы.
Особое место в этой работе занимает
взаимодействие и систематический контакт
школьников с различными структурами и
учреждениями района (ЦВР, СЭС, администрацией
района, библиотекой, детсадами, начальной и
музыкальной школами, православной воскресной
школой), так и с интересными людьми в рамках
встреч, выставок, экскурсий, походов, которые
знакомят учащихся с культурным и природным
наследием малой родины, сакральными природными
объектами.
В качестве активных методов можно использовать
задания по оценке экологической ситуации в
родном населенном пункте, поиск источников
экологической опасности вблизи и внутри школы, в
собственной квартире, проведение экологической
экспертизы учебного заведения и этикеток
продуктов питания на экологическую
безопасность, работу с картами, оформление
тематических плакатов, газет, буклетов,
книжек-раскладушек и многое другое.
Одной из интересных форм массовой работы
являются акции. Например, акция «Живой голос»,
целью которой являлось выяснение общих
тенденций, а так же особенностей и региональной
специфики проблем экологического сознания в
районе, которые могли быть взяты за основу при
принятии управленческий решений. Опрос показал,
что 58,5 респондентов оценили экологическую
обстановку в месте своего проживания как
неблагополучную или плохую, близкую к
критической. Эти жители считают проблемы
окружающей среды приоритетными, требующими
незамедлительного решения.
Таким образом, идея формирования глобального
экологического мышления реализуются через
логику и содержание учебных курсов,
педагогические технологии, коммуникационную
сферу, нравственно-патриотическое воспитание.
Всё это и оказывает влияние на различные
структуры сознания учащихся, что позволяет
прогнозировать положительный результат.
В книге Рериха «Иерархия» читаем: «Когда
человечество поймет, что есть пространство,
насыщенное следствиями человеческих деяний,
можно будет лечить планету….»
В мае 2010 года в областном конкурсе «Хозяин
Земли», проводимым на базе Областной станции
юных натуралистов совместно с ФГОУ ВПО
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия» ученица нашей
школы Фомичева Дарья заняла призовое место. Вот
таким «хозяевам Земли» мы сможем доверить нашу
планету. А стать таким может подросток,
обладающий глобальным экологическим
мышлением, ориентированный на деятельную
жизнь и долголетие.
Прежде чем стать государственным и
общественным деятелем, человеку нужно
избавиться от безответственности и
вседозволенности, приобщиться к природе, ее
логике и тем началам, из которых человечество
когда-то произошло. Из этих начал произошла и
наша духовность, и наш психологический и
физиологический опыт приспособляемости к
природе и к самому себе, и оттуда мы возьмем
силы, чтобы выжить.
«Человечество дошло до опасной грани
разрыва с Природой. "Точка возврата” к главным
ценностям жизни может быть пройдена незаметно. В
сверкающем лаком автомобиле её можно просто
проскочить и опомниться, когда будет уже поздно
осознавать, что самый лучший напиток – стакан
чистой воды, самое вкусное блюдо – ломоть хлеба с
хрустящим яблоком, а лучшая музыка – щебет
пролетающей ласточки».
Ф. Моргун |