Цель: развитие интеллектуальной
любознательности и умственных способностей на
основе изучения биографии учёного-математика.
Первое заседание клуба любителей
точных наук
Учитель 1. Добрый день, друзья! Добрый
день! Сегодня мы открываем 1-е заседание клуба
«КЛЮТОНАС» – клуба любителей точных наук для
старшеклассников.
Учитель 2. Если кто-то считает, что
точные науки сухи и неинтересны, то мы попытаемся
разубедить вас в этом.
Учитель 1. В программе клуба вас ждет
встреча с интересными людьми, удивительные факты
из истории их жизни, необычные превращения и
опыты.
Учитель 2. Вы и сами не заметите, как
будете втянуты в умственную деятельность, мы
проведем гимнастику для ума.
Учитель 1. Только «чур» не обижаться,
если что-то не будет получаться с 1-ого раза. Ведь
девиз нашего клуба «Удивляться, восхищаться,
познавать и развиваться!».
Учитель 2. И так мы начинаем.
Ведущий 1. Сегодня вы узнаете о
человеке, который внес большой вклад в развитие
этих наук.
Ведущий 2. «Певец математики, бард
физики, поэт астрономии, герольд космонавтики –
таким был и остался в памяти Яков Исидорович
Перельман».
Академик В.П.Глушко.
Ведущий 3. Блез Паскаль говорил, что
«предмет математики настолько серьезен, что
полезно не упускать случая, сделать его немного
занимательным».
Ведущий 4. Именно Яков Исидорович
Перельман обладал таким редким даром
захватывающе интересно рассказывать о сухих
научных истинах, возбуждать жгучее любопытство и
любознательность – эти первые ступени
самостоятельной работы ума.
Ведущий 1. Тому, кто умеет быстро
соображать, на заседании не будет времени
скучать. Всем придется немного потрудиться над
решением предложенных задач. А, вместе с тем,
повеселиться в меру принятых неудач.
Ведущий 2. Только, чур, никому не
сердиться, за шутки и весёлый смех сердиться
грех.
Ведущий 3. Итак, друзья будем взаимно
вежливы.
(На сцену быстро друг за другом выходит
группа ребят, один мальчик на ходу громко
говорит, видимо продолжая начатый спор.)
1) Не верите, сейчас убедитесь в этом сами.
Пожалуйста, рассаживайтесь, я вам покажу этот
арифметический фокус. А вы постарайтесь раскрыть
его секрет. Прошу быть всех внимательными. Пусть
кто-нибудь из вас, хотя бы ты…(называет имя
одного из ребят) напиши на бумаге тайно от меня
трехзначное число.
2) Могут быть и нули в этом числе?
1) Не ставлю никаких ограничений. Любое
трехзначное число, какое пожелаете!
2) Написал. Что теперь?
1) Припиши к нему это же число ещё раз. У вас
получится, конечно, шестизначное число.
2) Есть. Шестизначное число.
1) Передайте листок соседу, что сидит
подальше от меня. А он пусть разделит это
шестизначное число на семь.
3) Легко сказать: разделить на семь! Может и не
разделится.
1) Не беспокойтесь, поделится без остатка.
3) Числа не знает, а уверен, что поделится.
1) Сначала разделите, а потом будем говорить.
3) На ваше счастье разделилось.
1) Результат вручите своему соседу, не сообщая
мне. Он пусть разделит его на 11.
4) Думаете, опять повезёт-разделится?
1) Делите, остатка не получится!
4) В самом деле, без остатка. Теперь что?
1) Передайте результат дальше. Разделим его
…ну, скажем, на 13.
5) Что ты, какие числа подбираешь 7, 11, 13? Терпеть
их не могу, особенно 13. Без остатка на 13 мало,
какие числа делятся. Не зря его чёртовой дюжиной
прозвали. (Делит.) Ага, разделилось без
остатка! Везёт же тебе!
1) Дайте мне лист с результатом, только сложи
его пополам, чтобы я не видел числа. (Трясёт
лист в воздухе, что-то приговаривая, подул и подал
второму мальчику).
1) Извольте получить задуманное вами число.
Правильно?
2) Совершенно верно, именно это число я и
задумал.
Ведущий 4. Разгадайте, в чем секрет
этого фокуса?
Ведущий 1. Этот арифметический фокус,
взяты из книг Якова Исидоровича Перельмана –
«доктора занимательных наук». Выставка его книг
представлена на нашем заседании.
Ведущий 2. Яков Исидорович Перельман
родился в Белостоке 17 декабря (22 ноября по
старому стилю) 1882 года в семье далёкой от науки.
Отец был бухгалтером. Мать – учительница.
Несмотря на бедственное положение семьи, мать
решила дать детям хорошее образование.
Песня «В квадратном королевстве»
(слова П.Синявского, музыка Зобниной)
Корень квадратный, славный и знатный,
Был в королевстве своем королём
Чтобы тетрадки были в порядке,
Строго следил он за каждым нулём.
Цифрам придворным внушал он упорно,
Что унижение – страшное зло
Места для лести в том королевстве
Тоже по правилам быть не могло.
Около трона, словно шпионы,
Чьи-то ошибки в засаде сидят,
Чтобы завысить или занизить,
Чтобы хоть раз переврать результат.
Охает корень от горького горя,
Слышатся возгласы с разных сторон:
Ваше величество! Ваше величество,
Не помещается больше на трон.
Всё он исправил при помощи правил,
Вплоть до десятых и сотых долей
Корень квадратный, славный и знатный,
Стал самым точным из всех королей.
Ведущий 3. 18 августа 1895 года Яков
поступает в Белостокское реальное училище.
Любимыми его предметами были математика и
физика.
Ведущий 4. 3 июля 1901 года он окончил
реальное училище и осенью надел форму студента
Лесного института. Но лесничим так и не стал. У
него было другое призвание. Я. И.Перельман
занялся педагогической, научной и литературной
деятельностью. Он стал автором ряда учебников и
многочисленных научно – популярных книг и
статей.
Ведущий 1. Так, в первом номере журнала
«В мастерской природы» был опубликован его очерк
«Живой планетарий», в котором рекомендовался
опыт с участием школьников. Его мы предлагаем
вашему вниманию.
Ведущий 2. Сейчас мы наглядно
«разыграем в лицах» совместные движения Земли (выходит
девочка) и Луны (девочка) вокруг Солнца
(девочка).
(Включается музыка, Земля совершает один
круг, а Луна 12 полных оборотов, пока Земля замкнёт
один круг.)
Ведущий 3. Побыв в нашем планетарии, вы
сможете представить траекторию движения Луны в
пространстве – спиралеобразную линию.
Ведущий 4. Литературное и
популяризаторское мастерство в полной мере
проявилось в первой книге Перельмана
«Занимательная физика».
Ведущий 1. Она вызвала ошеломляющий
успех у читателей.
Песня «Жил да был…»
(слова В.И. Шевчук, музыка В. Зобниной).
Жил да был большой учёный
Удивительно большой
Он обедал увлечённо
Трёхметровою лапшой
В бочке он компот мешал
И открытья, что ни слово
Пребольшие совершал.
Как к большому пароходу
Прицепить большой утюг?
Как приделать пешеходу
Двадцать ног и двадцать рук?
Как сложить из телевышки
Стоэтажную кровать
Как из мелкого врунишки
Вдруг большим учёным стать?
Ведущий 2. В 1913 году Перельман
встретился с профессором Хвольсоном, членом –
корреспондентом Академии наук, который сказал:
Хвольсон: «Книгу вашу прочитал с
превеликим удовольствием. Я старый физик, курс в
университете читаю скоро сорок лет, но признаюсь,
не представлял себе, что сей предмет, может быть
так удивительно изложен. Мой вам совет:
продолжайте писать подобные книги и впредь».
Ведущий 3. Окрыленный успехом,
Перельман приступил к созданию популярных книг
по математике, физике, астрономии.
Ведущий 4. Были выпущены книги «Живая
математика», «Занимательная геометрия»,
«Занимательная арифметика», «Занимательная
алгебра» и ещё 42 книги. Их с увлечением читают и
взрослые, и дети.
Фокус «Зачёркнутая цифра»
(Под музыку выходит факир).
– О, юные отроки! Вижу, вы устали, заскучали.
Достаньте свои блокноты и вооружитесь ручками, я
вам приготовил пищу для ума, но мне нужен один
помощник из зала.
(Помощник пишет на доске, зрители в своих
блокнотах.)
Задумайте какое-нибудь трехзначное число.
Найдите сумму цифр этого числа.
От задуманного числа отнимите полученную сумму.
В том числе, которое получилось, зачеркните одну
цифру, безразлично какую.
Назовите мне оставшиеся цифры.
Ваша зачёркнутая цифра __.
(Например, число 847. 847 – (8 + 4 + 7) = 847 – 19 = 28.
Сложив 2 и 8, вы соображаете, что до ближайшего
числа, делящегося на 9, то есть до 18 – не хватает 8.
Это и есть зачёркнутая цифра. Если сумма
сообщённых цифр равна 9, то зачёркнутая цифра 0
или 9).
Ведущий 1. Вашему вниманию был
представлен арифметический фокус. « Зачёркнутая
цифра », обоснование, которого вы найдёте на
страницах книги «Живая математика».
Ведущий 2. Перельман создал и утвердил
новый вид занимательного образования,
доступного миллионам людей, остроумного,
весёлого, вызывающего живой интерес к науке.
Фокус «Кто что взял?»
(Музыка. Две девочки-ассистентки танцуют
восточный танец.)
Первая девочка: Сегодня проездом в
нашем селе находится великий маг, волшебник и
чародей Вадэмус из Перельмании. Встречайте!
(Под музыку выходит «Вадэмус»).
Вторая девочка: Для участия в фокусе я
приглашаю трёх желающих из зала, сейчас каждый из
вас спрячет по одному из этих предметов: ключ,
ложка, ручка. А великий Вадэмус отгадает, у кого
какой предмет.
(Музыка. Вадэмус отворачивается, закрывается
плащом. Участники прячут предметы в карманы.
Музыка смолкает, маг поворачивается к залу.)
Вадэмус: Я даю тебе (имя первого
участника), – 1 шашку.
Тебе (имя второго участника), – 2 шашки.
Тебе (имя третьего участника), –3 шашки.
Сейчас я покину зал, а вы должны выполнить мои
указания. Кто взял ключ возьмет ещё столько
шашек, сколько я ему дал. Кто взял ложку, возьмёт
шашек в 2 раза больше, чем я дал. Кто взял ручку,
тот возьмёт шашек в 4 раза больше, чем я дал.
(Уходит. Участники разбирают шашки.)
Первая девочка: О, великий Вадэмус, мы
ждём вас.
(Выходит маг, и называет у кого какой предмет.)
Вадэмус: Покажите ваши предметы.
(Ассистенты уходят в танце с магом.)
(Cекрет фокуса: запомните, кому и сколько шашек
вы дали, и посмотрите, сколько шашек осталось. В
соответствии с таблице вы без труда определите у
кого какой предмет.)
1 шашка была |
2 |
3 |
Осталось шашек в конце конкурса |
К. |
Л. |
С. |
1 |
Л. |
К. |
С. |
2 |
К. |
С. |
Л. |
3 |
Л. |
С. |
К. |
5 |
С. |
К. |
Л. |
6 |
С. |
Л. |
К. |
7 |
Ведущий 1: В 1915 году
находясь летом на отдыхе, Перельман познакомился
с молодым врачом Анной Давидовной Каминской.
Вскоре они поженились.
Ведущий 2: 1916 - 1917 годы — служил в Петроградском
«Особом совещании по топливу», где предложил перевести стрелку часов на час вперед с целью экономии топлива (это было
осуществлено в 20-х годах).
Ведущий 3. 15октября 1935 года в
Ленинграде начал функционировать Дом
занимательной науки – зримая овеществлённая
экспозиция книг Перельмана.
Ведущий 4. Перенесемся мысленно в
прошлое.
Ведущий 1. Заглянем в некоторые залы
Дома занимательной науки. Например, «Цифирная
палата», над дверью в которую, стихотворное
назидание.
Ведущий 2.
А смотри всех паче
Разума в задаче,
Потому бо знати
Как сие писати.
Ведущий 3. Бурю восторга посетителей
вызвал отгадчик «Мудрый филин». В нашем зале он
тоже есть. Все, о чем просит мудрая птица,
исполняйте быстро и правильно, без ошибок. Итак,
внимание.
Филин. Я обладаю феноменальными
способностями читать сквозь толстые книжки. Не
верите? Убедитесь сами. Но сначала возьмите книги
(выдаются всем одинаковые
книги)
А теперь:
1) напишите любое трехзначное число, в котором
все цифры разные. 846
2) запишите это число в обратном порядке. 648
3) из большего числа отнимите меньшее. 198
4) запишите это число в обратном порядке. 891
5) сложите числа из последних двух пунктов. 1089
6) в результате зачеркните цифру из разряда
единиц. 108…
У вас осталось трехзначное число. Откройте эту
страницу в книге. Отсчитайте сверху (снизу)
столько строк, какую цифру в разряде единиц вы
зачеркнули.
Готовы? Я читаю: … Еще хотите? (приготовьте другие
книги).
(Cекрет фокуса в том, что всегда получается 1089,
остается только дать участникам нужную книгу,
посмотрев предварительно, что же написано на 108
странице 9 строке сверху (снизу)).
Ведущий 4. При соблюдении всех
требований мудрого филина, согласно
математической зависимости, всегда получится
число 1089.В этом и заключается секрет отгадчика.
Ведущий 1. Теперь переходим в
следующий зал «Чудеса физические», в котором
одно диво сменяло другое.
Видеофильм с фокусами
Ведущий 2. А для любителей оптических
эффектов имелась большая коллекция рисунков,
объединенных общей темой «Обманы зрения».
(Демонстрируются 3 рисунка)
Девочка-экскурсовод: В книге «Занимательная
физика» Яков Исидорович пишет: «Мы часто говорим
об «обмане зрения», «обмане слуха», но эти
выражения не правильны. Обманов чувств нет. Что
же тогда нас обманывает при так называемых
«обманах» чувств? Разумеется, то, что в данном
случае судит, то есть наш собственный мозг. Это
обманы суждения, а не чувств».
(Зрителям предлагается ответить на вопросы.)
Рис. 1. Как расположены кубы? |
Рис. 2. Что вы видите: лестницу,
нишу или бумажную полоску,
согнутую <гармоникой>? |
Рис. 3. Что длиннее: АВ или АС?
Но вернемся немного назад, к периоду
ученичества Перельмана, и вспомним о некоторых
из тех, без чьего участия он не стал бы тем самым
«доктором занимательных наук», которого все мы
знаем.
В училище и в институте любимыми
педагогами Якова Перельмана были преподаватели
математики (Е.Н. Бунимович и А.С. Домогаров) и
физики (А.А. Мазлумов и Д.А. Лачинов), сумевшие
привить ему интерес к точным наукам и научившие
видеть необычное в обычном. Многое перенял у
своих учителей Перельман и всегда вспоминал о
них с благодарностью.
О преподавателях математики следует
рассказать подробнее: их подход к обучению
предмету заслуживает нашего внимания уже потому,
что не утратил актуальности и основан на идеях и
приемах, популярных и по сей день.
Е.Н. Бунимович был выпускником
Петербургского университета и получил приличное
образование. Суть его педагогического метода
заключалась в том, чтобы сделать изложение
математики увлекательным и доступным, не нарушая
его научной строгости. Учитель стремился
развивать в своих подопечных любознательность и
всячески побуждал их к самостоятельной работе
мысли. Подобные методы преподавания
способствовали глубокому усвоению сути
изучаемых явлений; в них не было места ни скуке,
ни слепой зубрежке. Такими методами пользуются
учителя и по сей день.
На занятиях Бунимович часто привлекал
примеры из истории науки, предлагал задачи,
требовавшие догадки или определенных
рассуждений, учил ребят вычислять изящно,
считать рационально. Иногда устраивал
ученические состязания.
Многое из услышанного и увиденного на
уроках Е.Н. Бунимовича его талантливый ученик
позже перенес в свои книги по занимательной
арифметике, алгебре и геометрии, и уже ни одно
поколение учителей математики успешно
пользуется этим багажом. Числовые загадки
египетских пирамид, задача о Диофанте, история
вычисления числа ?, приемы быстрого счета,
квадратура круга, трисекция угла, простые
способы измерения недоступного расстояния...
Показательна следующая история,
произошедшая на одном из уроков Бунимовича.
Однажды он вывел учеников на улицу и предложил
определить высоту подвеса уличного фонаря.
Кто-то из ребят откликнулся: «Это очень просто!
Надо взять лестницу и рулетку...» На что учитель
воскликнул: «Браво! Стало быть, и к Луне тоже
будем приставлять стремянку?» Затем Бунимович
показал, как измерить высоту или удаленность
любого предмета при помощи двух картонных
прямоугольников и спички.
Практические задачи, наблюдения и
опыты, попытки обобщить полученные результаты и
дать им строгое научное объяснение... Так еще в
школьные годы закладывался фундамент глубоких
знаний, и началось формирование будущего
популяризатора науки Якова Перельмана.
Упомянем еще об одном его увлечении.
Все свободное от занятий время Яков посвящал
чтению, посещая две библиотеки, а также читальню
при книжном магазине, куда одних только газет и
журналов доставлялось более 60 (здесь ему однажды
и попала в руки та самая брошюра магистра Махина,
которая побудила подростка впервые взяться за
перо). Читал он много, а главное, систематично. Не
последнюю роль в этом сыграла мать, педагог по
профессии: она составила обширный список
литературы, которую необходимо было освоить в
строгой последовательности. Яков даже вел
дневник «Прочитанное», куда заносил отзывы на
понравившиеся ему книги и цитировал последние.
Стоит ли говорить, что среди прочитанного было
немало книг научного содержания*?
В библиотеке Я.И. Перельмана за
несколько десятилетий собралось более 10 тысяч
томов на нескольких языках (сам он знал их пять), в
основном – труды классиков науки, ее
популяризаторов, беллетристов, комплекты
десятков журналов. Встречались и раритеты:
«Арифметика» Магницкого, первые русские
учебники по математике и физике. Несколько
шкафов занимали одни только библиографические
карточки и вырезки из разных изданий.
Ведущий 1. Великая Отечественная война
сломала весь прежний мирный уклад жизни. Супруги
Перельманы отказались эвакуироваться из
Ленинграда. Жена Перельмана, Анна Давидовна,
врач, стала работать в госпитале. Яков Исидорович
приобщился к активной пропагандистской работе в
частях фронта и флота в качестве
лектора-инструктора по подготовке войсковых
разведчиков.
К великому огорчению, 16 марта 1942 года, Якова
Исидоровича не стало – он скончался от голода.
Ведущий 2. Человека не стало, но память
о нем осталась в его книгах. Яков Исидорович
Перельман не совершил никаких научных открытий,
ничего не изобрел в области техники. Он не имел
никаких научных званий и степеней. Но он совершил
самый настоящий переворот в научно-популярной
литературе.
Ведущий 3. Кто многое с собой несет, тот
многим что-нибудь приносит.
Ведущий 4. Эти слова Гете сказаны
словно бы о Якове Исидоровиче, ибо он в течение
сорока трех лет неутомимо нес людям огромную
радость общения с наукой.
Учитель 1. Подошло к концу наше
заседание клуба.
Учитель 2. Много интересного и
познавательного вы узнали на этой встрече.
Учитель 1. А нам остается
поблагодарить всех участников.
Учитель 2. Учитесь, упорно и
настойчиво овладевайте основами точных наук.
Учитель 1. И тогда самая трудная задача
окажется легкой.
Учитель 2. Мы же не прощаемся с вами,
а лишь говорим: «До новых встреч». |