Пятница, 22.11.2024, 05:02                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
АЛГЕБРА [41]
ГЕОМЕТРИЯ [28]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [74]

Статистика

Онлайн всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МАТЕМАТИКА » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Внеклассное мероприятие по теме "Римские цифры"
26.08.2012, 09:52

Цели:

  1. Подробное ознакомление учащихся с римскими цифрами и их использованием на практике.
  2. Развитие математических способностей, повышение интереса учащихся к занятиям математикой, раскрытие красоты в математике.

Оборудование: таблица с римскими цифрами, дощечки из линолиума для выполнения практических заданий, магнитная доска, спички.

Ход занятия

1. Римские цифры.

Никто не знает, когда впервые появились счет и числа. Но люди, занимаясь охотой, рыбной ловлей, сбором плодов, грибов, сталкивались с вопросами, которые сейчас решаются с помощью числа и счета. Жизнь требовала от людей не только умения считать предметы, но запоминать и записывать их число.

Нумерация – это способ записывать числа. За долгую историю человечества таких способов набралось много. Многие древние народы считали, как и мы, – десятками. Десятками считали египтяне, китайцы. Десятичную систему записи чисел, которой мы пользуемся сейчас, изобрели индусы 2000 лет назад. Но кое-где пользовались и другими системами счисления. Те же китайцы в более отдаленные времена считали пятками, а индейцы племени майя – считали двадцатками. В основе системы счисления, принятой в Вавилоне, лежало число 60, а не 10, как у нас. Числа вавилоняне обозначали клинышками. Возникновение 60-ричной системы связано с расчетами. У шумеров, населявших ранее территорию Вавилонского царства, были разные денежные единицы: мина и шекель. Мина – крупная единица, а делилась на две, три, а иногда и шесть частей. По стоимости шестая часть мины была приравнена 10 шеккелям. Но все-таки запись больших чисел в древних нумерациях была не слишком-то удобной. Если взять билетик с египетской нумерацией, то число 1754 у них состоит из 17 знаков, а нам с вами достаточно четырех. Мы пользуемся арабской системой счисления и обозначаем числа с помощью цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Изобрели эту систему индийцы, а арабы познакомили европейцев с этим изобретением в начале XIII в. Сегодня мы подробно познакомимся с римскими цифрами и их использованием на практике. Дело в том, что римские цифры, несмотря на неудобство их использования, не выходят из употребления, и культурному человеку необходимо в известной степени уметь ими пользоваться. Эти цифры употребляются для записи номеров месяцев года, номеров томов и глав книг, на циферблате часов, записи дат событий и т.п. Поэтому вы должны уметь записывать римские цифры и правильно их понимать.

. Широкое распространение получила система записи чисел, которая применялась более 2,5 тыс лет назад в Древнем Риме. Рассмотрим таблицу, в которой указаны римские цифры (их всего 7).

Римские цифры I V X L C D M
Их значение 1 5 10 50 100 500 1000

Происхождение римских цифр связано с соответствующими латинскими словами, которые играли роль цифр.

I – и, V – вэ, X – икс, L – эль, C – це, D – де, M – эм. С помощью этих букв, которые выполняли роль цифр, записывали любое число до миллиона.

Римскими цифрами пользовались очень долго. Еще в XVIII в. в деловых бумагах разрешалось обозначать числа лишь римскими цифрами. До сих пор мы пользуемся этими цифрами для обозначения веков, например XXI век.

Римская система записи чисел была неудобная – над числами трудно было выполнять арифметические действия. Ее вытеснила знакомая система записи чисел, появившаяся в Индии примерно 1400 лет назад. В этой системе все числа обозначались с помощью 10 цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. При этом значение цифры зависело от занимаемого ею места, от ее позиции. Поэтому такую систему записи чисел называют позиционной.

2. Система записи и чтения римских цифр.

При записи чисел римские цифры располагаются, как правило, в порядке старшинства, но иногда этот порядок меняется, так как правило предусматривает, что одна и та же цифра не должна повторяться в записи числа более трех ряд подряд.

1 2 3
I II III

4 – записывается так IV (единица, поставленная слева, вычитается от 5).

Единицы, же, поставленные справа, прибавляются, поэтому 6,7,8 записываются так:

VI, VII,VIII.

9 записывается как IX, 11, 12, 13 ,14, 15 как XI, XII, XIII,XIV, XV и т.д.

Чтобы узнать, какое число записано римскими цифрами, достаточно сложить значения всех его цифр; при этом, если младшая цифра окажется перед старшей, то значение этой младшей цифры вычитается из значения старшей.

Примеры.

  1. XXXVI = 10 + 10 + 10 + 5 + 1 = 36
  2. CLXII = 100 + 50 + 10 + 2 = 162
  3. X V = 50 -10 = 40. Так как младшая цифра оказалась перед старшей цифрой, то значение этой цифры вычитается из значения старшей.
  4. CXL = 100 + (50 -10) = 140.
  5. 102 = 100 + 1 + 1 = CI I.
  6. 374 = 100 + 100 + 100 + 50 + 10 +10 + (5 - 4)= CCCL XX I V,

Большое число, например, 29635 записывается следующим образом:

XX IXmDCXXXV

m – "тысяча” от латинского слова "миле” – тысяча.

3. Тренировочные упражнения.

Ребята пишут ответы на дощечках из линолиума мелом.

1. Запишите арабскими цифрами числа:

XXII, XXXIV, DXIV, MDCLXVI DmIX Ответы: 22, 34, 514, 1666, 500009.

2. Запишите римскими цифрами числа:

24, 48, 1937, 444, 3527 Ответы: XXIV, XLVIII, MCMXXXVII, CDXLIV, MMMDXXVII..

3. В одной книге указан такой год издания MDCCXLIX. Когда издана книга? 1749г.

4. Тройка лошадей пробежала XXX км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

5. Оцените на глаз расстояние от одной стены комнаты до другой в сантиметрах. Ответ запишите с помощью римских цифр.

6. Названия каких литературных произведений начинаются с чисел III, XII, XX, LXXXm?

3. Работа со спичками.

1. Из спичек составлено равенство (неверное). Переложите одну спичку, чтобы получилось верное равенство.

VI – IV = X I

X – IV = I

2. Из спичек сложено число. Переложив спички, уменьшите его в три раза.

ССС Ответ : IOO

3. Переложите две спички, чтобы равенство было верным.


4. Работа с этикетками.

Узнайте размер изделия, указанного на этикетке.

Категория: ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | Добавил: admin | Теги: поурочные планы уроков математики, открытый урок математики, математика в школе, урок математики, конспект урока математики, учителю математики
Просмотров: 3732 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru