Цели:
- образовательная: расширение и углубление
представлений обучающихся о
культурно-исторической ценности математики, о
роли ведущих ученых-математиков в развитии
мировой науки;
- развивающая: пробуждение и развитие
устойчивого интереса учащихся к математике и ее
приложениям;
- воспитательная: приобщение родителей к
участию и проведению внеклассного мероприятия.
Оборудование: Компьютер, проектор,
экран, конверты с заданиями, музыкальное
сопровождение, юла со стрелкой, табло,
часы-таймер.
Подготовительная работа: подбор
заданий, изготовление волчка со стрелкой,
создание мультимедийной презентации.
Ход игры
Учитель: Добрый день, уважаемые
зрители, гости и участники игры!
О значении и роли математики для прогресса
других наук, для познания законов развития
природы и общества в наше время говорить можно
очень много. Без математики немыслимы ни
дальнейший рассвет медицины, ни борьба за охрану
окружающей среды, не рациональное управление
государством. Математика ежечасно присутствует
в нашей жизни. Когда мы садимся в автобус,
включаем свет, находимся в магазине или
кинотеатре – повсюду мы имеем дело с действием
математических законов.
Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие по
математике на тему "Математика вокруг нас” в
форме игры "Что? Где? Когда?”.
Представляю вам команду знатоков, которая
охотно согласилась принять участие в нашей игре:
Капитан команды знатоков: Фаворская Ирина
Вадисовна, учитель-логопед;
Фаворский Юрий, ученик, который никогда не
пропускает учебных занятий;
Гребенникова Нина Семеновна, бухгалтер;
Гребенникова Анастасия, отличница, организатор
класса по дежурству; участница многих различных
конкурсов;
Гильманова Зульфия Анваровна, учитель
начальных классов;
Гильманова Маргарита, отличница, участница
конкурсов, победительница математических игр и
школьных олимпиад.
Также представляю вам нашего генерального
спонсора: компанию "Родитель продакшн” и его
генерального директора Корзанову Татьяну
Александровну, которая предоставила призы для
нашей игры. В конце игры она определит призовой
вопрос, наиболее интересный и оригинальный. А
также Татьяне Александровне придется определить
самого активного знатока нашей сегодняшней
встречи.
А сейчас об условиях нашей игры.
Перед участниками на столе расположены 12
вопросов
от зрителей, на которые знатоки должны
ответить. С помощью волчка участники будут
определять свой выбор вопроса. Если знатоки, в
течение одной минуты правильно отвечают на
вопрос, то им присуждается очко, а если
неправильно, то очко присуждается зрителям.
Посмотрим, удастся ли взять победу знатокам?
Прошу капитана команды крутить волчок. Пока
крутится волчок, вопрос Нине Семеновне: "Как вы
считаете, насколько ваша профессия связана с
математикой?”. Вопрос для Ирины Вадисовны: "Где
в повседневной жизни вы встречаетесь
с математикой?”. Вопрос для Зульфии Анваровны:
"Вы в школе учили все теоремы с
доказательствами? Вы помните, как звали вашего
учителя по математике? Каким ценным советом
можете поделиться с нами по поводу учебы?”.
Вопросы для игры
- Данное геометрическое понятие происходит от
двух латинских слов "дважды” и "секу”, которые
переводятся буквально как "рассекающиеся на две
части”. О каком понятии идет речь? (О
биссектрисе).
- На могиле этого великого математика был
установлен памятник с изображением шара и
описанного около него цилиндра. Спустя почти 200
лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот
математик? (Архимед).
- Индейцы называли его "сунья”, арабские
математики "сифр”. А как мы называем его сейчас?
(Нуль).
- В древности не было такого термина. Его ввел в XVII
веке французский математик Франсуа Виет. В
переводе с латинского данный термин означает
"спица колеса”. Что это? (Радиус).
- Черный ящик. В нем положен предмет, название
которого произошло от греческого слова,
означающего в переводе "игральная кость”.
Данный предмет часто используется в различных
играх маленькими детьми. Что в черном ящике?
(Кубик).
- Слово, которым обозначается этот элемент
треугольника, переводится с греческого языка как
"натянутая тетива”. Что это? (Гипотенуза).
- Черный ящик. Воины римского консула Марцелла
были надолго задержаны у стен города Сиракузы
мощными машинами-катапультами, которые изобрел
для защиты этого города великий ученый Архимед. В
черном ящике лежит еще одно изобретение
Архимеда, которое и поныне используется в быту.
Что в черном ящике? (Винт Архимеда, который
используется в мясорубке).
- Вы, наверное, многое слышали о мистических
числах. Например, число 13 называют "чертовой
дюжиной”, число 666 – "число зверя, дьявола”. В то
время как 3 и 12 – считались пифагорийцами
"счастливыми” числами. А какое число у
пифагорийцев олицетворяло здоровье, гармонию,
разумность? (4).
- Этот ученый больше знаменит своими открытиями в
физике. Но благодаря его занятиям математикой
появилась высшая математика, элементы которой
изучаются в старших классах. Что это за ученый?
(Ньютон).
- Этот ученый увлекался не только математикой, но
и астрономией, геодезией, физикой. Умер он в
середине XIX века, завещав начертить на своей
надгробной плите правильный семнадцатиугольник,
вписанный в круг. Это была первая решенная им
задача, которой он гордился больше всего. О каком
ученом идет речь? (О Карле Фридрихе Гауссе).
- Многие из необычных чисел носят имена великих
математиков. Например, число п называют числом
Архимеда, число е = 2,718281 назвали неперово число.
Оно было названо в честь Джона Непера,
шотландского математика, изобретателя
логарифмов. А какое число иногда называют числом
Шехерезады? (1001).
- Внимательно следите за моими рассуждениями: 2
рубля = 200 копеек, следовательно, рубля = 2002 копеек. А
значит, 4 рубля = 40000 копеек. Но это ведь не так. Как
в математике называют рассуждения, аналогичные
только что проведенными мною? (Софизмами).
Итак, мы поздравляем наших победителей!!!
Методические рекомендации (тезисы)
Данная игра может быть как личной, так и
командной. Проводится она по правилам,
аналогичным телевизионной игре. Игру можно
провести для обучающихся 9-11 классов. Задания
можно подбирать как по математике, так и по любым
предметам. В данной игре задания подбирали дети.
Они пользовались сетью Интернет. Вопросы можно
задавать зрителям из зала. Вопросы 2, 9, 10 являются
фотовопросами, а к вопросу 3 можно подобрать
историческую справку о происхождении нуля. Для
игры необходим помощник. Это может быть ученик из
этого же класса. Он помогает выставить счет и
выносить "черный ящик” для вопросов 5 и 7. |