Цель урока: привитие интереса к предмету,
развитие у детей познавательной активности,
творчества, актёрских способностей, расширение
кругозора, патриотическое воспитание учащихся.
Ход вечера
- Вступительное слово учителя.
- Устный журнал о биографии учёного. (Приложение)
- Театрализованное представление учащихся с
показом мультимедийной презентации.
- Заключительное слово учителя о выдающейся роли
Н.И. Лобачевского в мировой науке.
Оформление и оборудование класса:
- Плакат "Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)
–знаменитый русский математик; создатель
неевклидовой геометрии; автор трудов по алгебре,
математическому анализу, теории вероятностей,
механике, физике и астрономии”– с портретом
учёного. Высказывания о Н.И. Лобачевском, эпиграф
к вечеру: Вдохновение нужно в геометрии, как и в
поэзии. А.С.ПУШКИН
- Фотоматериалы о местах жизни Н.И. Лобачевского,
портреты Н.И. Лобачевского, К.Ф. Гаусса, Евклида.
- Плакат с названиями опубликованных работ
ученого – О началах геометрии (1829–1830),
Воображаемая геометрия (1835), Применение
воображаемой геометрии к некоторым интегралам
(1836), Новые начала геометрии с полной теорией
параллельных (1835–1838), Геометрические
исследования по теории параллельных линий (1840).
- ПК и презентация, сопровождающая
театрализованное представление.
Театрализованное представление
учащихся
НОВЫЕ НАЧАЛА
И стояла геометрия Эвклида,
как египетское чудо — пирамида.
Строже выдумать строенья невозможно.
Лишь одна была в ней глыба ненадежна.
Аксиома называлась "ПАРАЛЛЕЛИ”,
разгадать ее загадку не сумели…
РАЗГОВОР МЕЖДУ ПОЭТОМ И ДРУГОМ
ЛОБАЧЕВСКОГО
Поэт
Вы начали, так продолжайте: кто он,
ваш друг, что скоро мир перевернет?
Друг Лобачевского
Ему Ньютона жребий уготован.
И я не ошибусь на этот счет.
Тому лет десять в университете
учился я. Он был уже звездой
в науках точных… И в другом заметен —
он с лет младых и честный, и прямой.
С начальством дерзок.
Поэт
В нем душа поэта.
Друг Лобачевского
Он и поэт.
Поэт
А все ж прошу ответа:
что главное в нем?
Он философ?
Друг Лобачевского
Да.
Вселенную он обнимает взглядом.
О звездах, о неведомых мирах
речь поведет — огонь в его глазах,
и забывает мир, который рядом.
Поэт
Быть может, век иной наступит скоро,
и станет просвещение опорой
России новой… Знает только бог,
что будет. Все ж представить смог
я математика. Вы живо рассказали.
Державин родом тоже из Казани.
ОТКРЫТИЕ
Свечу зажег,
и пламя осветило
стол письменный,
Эвклида старый том…
Мерцали звезды в небе
за окном.
Вселенная бескрайняя манила…
"Доказать, что параллельны параллели,
на бумаге все ученые хотели.
Бились лучшие умы
и не сумели.
Ну, а может,
так нельзя добиться цели…
Геометрию наукой отвлеченной
все считают… „
И подумал вдруг ученый:
"Но ведь связана
с природой аксиома!
Мы природу понимаем
по-земному…
Во Вселенной расстоянья неземные,
могут действовать законы там иные!"
Он по комнате шагал
и думал снова:
„Древний опыт —
геометрии основа.
Геометрия незыблема
веками.
Создавалась „геометрия"
руками.
Вот укладывали камни
в пирамиду.
В пирамиду, что простая только
с виду.
Ткали пряжу.
Нитка тонкая, льняная,
как натянешь —
словно линия прямая".
Даже в горле пересохло от волненья…
Он на шаг, всего на шаг
был от решенья.
„Да, конечно, да!
Доказывать бесцельно!
Параллельные пойдут непараллельно!
Там, где звездный мир
раскинулся без края, —
аксиома параллелей там другая!
Параллельна геометрия Эвклида.
Есть еще одна —
совсем другого вида!"
Смотрел он долго в зимнее окно.
Горели звезды
в небе над Казанью.
Вселенная была с ним заодно:
открылся чистый купол мирозданья.
И звезды в вышине огнем горели,
твердя: НЕПАРАЛЛЕЛЬНЫ ПАРАЛЛЕЛИ.
В Казани
вышел труд его
в журнале.
Ученые плечами пожимали.
Ни слова одобренья.
Слышал лишь:
— Так, господа, гора рождает мышь! —
Непониманье.
От него не скрыться.
В нем столько боли, горечи таится…
Оно сжимает, давит, словно спрут…
Но в Петербург
его отослан труд.
Должны. Должны понять его в столице…
МАТЕМАТИК И ГЕНЕРАЛ
К Лобачевскому пришел
генерал сердитый:
— Я, профессор, сам прочел
труд ваш знаменитый.
Параллельных две чертил,
проводил ученья.
Верст четырнадцать почти
ждал пересеченья.
От Эвклидовых начал
не ушел в итоге. —
Математик отвечал:
— Жаль мне ваши ноги.
РАЗГОВОР МЕЖДУ ПОЭТОМ И
ЛОБАЧЕВСКИМ
Поэт
Я любопытен,
хоть в науках точных,
поверьте, не имею знаний
прочных.
Но все же для дорог,
мостов и зданий
теория Эвклидова ясна.
Лобачевский
Она для сил земных
и расстояний,
а для Вселенной
все-таки тесна.
И вправе я предположить,
что там,
где вихри бесконечные
несутся,
где счет мгновеньям,
что у нас векам,
другие геометрии
найдутся.
Не схожи с той,
что мы изобрели.
Поэт
И что незрима
нашими умами?
Лобачевский
Но люди ведь
когда-то не могли
представить шаром то,
что под ногами
лежит так плоско.
Вывод тут простой.
Поэт
Так смело спорить
с логикой людской!
Лобачевский
Наш разум
из привычной оболочки
все ж вырвется.
Поэт
Постойте! Понял я!
Ведь даже звезды во
Вселенной —
точки.
У точки —
геометрия своя.
Лобачевский
В столицу отослал
свой главный труд.
Поэт
Что вам ответили?
Лобачевский
Уж год как нет ответа.
Поэт
Тогда узнайте
мнение поэта.
Я думаю,
что вас там не поймут.
Привычного
любой из нас желает.
Привычному
и слава, и почет.
А тот,
кто на привычку посягает,
ни счастья,
ни покоя не найдет.
Все, что я понял в
геометрии г-на Лобачевского,
ниже посредственного.
ИЗ АКАДЕМИЧЕСКОГО РАПОРТА
В ИМПЕРАТОРСКУЮ АКАДЕМИЮ НАУК
РАЗГОВОР АКАДЕМИКА
ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК С ЖУРНАЛИСТОМ ЖУРНАЛА „СЫН ОТЕЧЕСТВА"
Академик
Недавно
мне представили на суд
по геометрии…
куда как важный труд.
Названье носит —
„Новые начала"!
Эвклида нового
нам только не хватало!
Журналист
Да, в гении пролезть
все норовят.
Вот сочинитель Пушкин.
Этот рад
из кожи вон —
с Державиным сравниться.
Но знай же свой шесток,
как говорится!
Академик
Профессор ординарный
из Казани!
К тому же
ректор университета.
Журналист
У нас теперь
дают так просто званья.
Не страшно
потерять авторитета.
Вот Пушкин — камер-юнкер!
Это ж честь!
Ан нет!
Все хочет в гении
пролезть!
Профессор! Ректор!
Нынче маловато!
Какая ж тема
этого трактата?
Академик
О параллелях.
Лучшие умы
над этим бились.
Но увы, увы…
Пытались параллельность
доказать.
Журналист
А наш казанский,
надо понимать,
умнее всех
и думает иначе?
Теперь нахальство —
это тоже сила.
Академик
Отрывок
я могу вам почитать:
„Двух тысяч лет
ученым не хватило,
чтоб разрешить
Эвклидову задачу!
Решается ль она
на самом деле?
И у меня
возникли подозренья".
Журналист
И у него!
Какое самомненье!
Академик
„Что истину
доказывать хотели,
с природой
нити разорвав живые!
Лишь опыт бы развеял
все сомненья,
в науке нет
науке подтвержденья!
Но разве к Солнцу
проведешь прямые!"
Хоть лоб разбей,
ни слова не поймешь!
Журналист
Хороший матерьяльчик!
Ну так что ж,
не верит
в параллельность двух
прямых!
Гнетет безделье.
О студентах о своих
он меньше думает.
Ну ладно,
наш журнал
всех умников
немало задевал…
И о поэте
тоже он писал.
Спасибо.
Вам откланяться хочу.
Я все узнал.
Поверьте — не смолчу.
Академик
Он настрочит…
Но есть к тому мотив.
А данный труд
пойду сдавать в архив!
… Чего не может
представить воображение, особливо живое и вместе уродливое? Почему не
вообразить, например, черное белым, круглое четырехугольным, сумму всех углов в
прямолинейном треугольнике меньшею двух прямых… Очень, очень можно, хотя для
разума все это и непонятно.
… Почему бы вместо
заглавия: о началах геометрии, не написать, например, Сатира на геометрию,
Карикатура на геометрию, или что-нибудь
подобное?..
ИЗ ФЕЛЬЕТОНА В ЖУРНАЛЕ
„СЫН ОТЕЧЕСТВА"
№ 41 ЗА 1834 ГОД
РАЗГОВОР МЕЖДУ ПОЭТОМ И
ЖУРНАЛИСТОМ
— Я рад вас видеть,
господин Поэт.
Вы принесли стихи в журнал
к нам?
— Нет.
Печатайте вралей присяжных
прочих.
Я „Критику" журнальную
прочел,
где, славного ученого
пороча,
свое скрыть имя автор
предпочел.
Лишь буквы две в конце
статьи поставил.
„С.С." Чего же испугался
он?
— Помилуйте, обычный
фельетон.
— Нет, не обычный. Против
всяких правил!
Понятных между честными
людьми!
Что Личность уважать
должны, к примеру.
— Фельетониста в суд или к
барьеру?
Но вам что до ученых, черт
возьми!
Ведь путают людей! Простые
вещи
так затуманят, просто нету
сил.
И надо б написать еще
похлеще!
— Он не насмешек ваших
заслужил.
И, может быть, из
множества имен,
кому вы восхваленья
расточали,
хотя б одно останется едва
ли.
Его же вспомнят.
— Что вам дался он?!
— Давно мне ясен тайный
псевдоним:
Сыч Строкоплюев. Виделся я
с ним!
ГЕОМЕТРИЯ И МИНИСТР
Министр прочел в журнале
фельетон.
Задумался. Потом
воскликнул он:
— Профессора изобретают
чушь!
Наставники младых,
незрелых душ
должны служить примером
почитанья
учебных истин. Этому ж
название
поступку — вольнодумство.
А по мне,
Рылеева достаточно вполне.
И тут ниспровержение
основ!
Хоть бунт математический и
нов!
Мне этот ректор был
представлен. Я
считал его достойным
чрезвычайно —
иль геометрия особая
статья?
Послать о нем запрос!
Немедля! Тайный!..
И через месяц секретарь принес
письмо:
— Ответ-с на ваш запрос.
— К его поступкам мы
отыщем ключ, —
сказал министр и разломил
сургуч.
"Заверить вас я искренне
могу:
Отечество в его лице слугу
приобрело, и в том
сомненья нет.
При нем Казанский
университет
известен стал, и точные
науки
он взял в свои уверенные
руки.
Он математик, физик,
астроном,
и предан государю он во
всем.
Хотя порой задумчив так
бывает,
что никого вокруг не
замечает.
А что касаемо вопроса
параллелей,
то чудаком слывет он среди
нас… "
Министр был успокоен:
— В самом деле,
напрасно волновался в этот
раз.
Ведь он благонадежности
пример,
и главное — не
ре-во-лю-цьо-нер!
И все-таки министры
проглядели…
Ведь главный труд его о
параллелях —
то революция… То был
вперед рывок.
В двадцатый век. Понять
министр не смог,
и многие увидеть не
сумели…
А математика отправили в
отставку.
Забытый всеми, быстро
угасал.
Ослеп. Но труд упрямо
диктовал,
внося то добавленья, то
поправку…
О чем он думал
в свой последний час?
Быть может, о
пространствах
беспредельных,
где нет привычных людям
параллельных,
иль думал он о будущем,
о нас?
И физика в дальнейшем
подтвердила:
теория его не миф, не сон.
Луч света не прямой —
вблизи светила
он силой тяготенья
искривлен.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Разговор великого
немецкого математика Гаусса со своим коллегой
Гаусс
Вот этот труд —
скрывать я не привык
пред вами правду —
мне по мыслям близкий.
Чтобы прочесть „Казанские
записки",
я даже русский выучил
язык.
Я сам так думаю.
Математик
Вы думаете?
Гаусс
Да.
Причем давно Эвклидовы
основы
подверг сомненью;
но о том ни слова
в печать не просочится
никогда.
Представлю лишь толпы
звериный рык…
Математик
Но вы великий.
Гаусс
Я уже старик.
Подумаю, что ждать меня
могло…
Родился рано он.
Не повезло.
Вы о словах моих
нигде ни звука.
Математик
Но ведь поддержка ваша
для него, хоть слово…
Гаусс
Не могу ни одного.
Его судьба — всем
смельчакам
наука.
Вот пишет он, обиды не
тая,
что высмеян в каком-то там
журнале…
Его судьбу вполне
представил я,
ну, а помочь смогу ему
едва ли…
Ученый Гаусс, времени
невольник,
хоть в круг вписал
семнадцатиугольник,
но здесь ошибся. Мир его
осудит…
А в письмах Гаусса все
истину найдут.
О Лобачевском сразу
вспомнят тут…
А Лобачевского в живых уже
не будет.
|