Цели мероприятия:
- Образовательная: формирование
стохастических понятий и стохастической
интуиции, математизация нематематических
ситуаций.
- Развивающая:
- принимать обоснованные решения в ситуациях со
случайным исходом;
- знакомство с моделями рационального поведения
человека;
- развитие познавательного интереса к
окружающему миру.
- Воспитательная: формирование позитивных
отношений в классном коллективе.
Введение.
В старинных русских сказках добрый молодец
часто стоит перед выбором: "Налево…, вперед…,
или направо…?”. И каждое направление сулит
какие-то лишения. Современный человек постоянно
сталкивается с такой же проблемой выбора пути,
вариантов, рисков. Вспомните первый день второй
учебной четверти: по давней традиции в этот день
мы проводили жеребьёвку к Новому году. Учащиеся
случайным образом выбирают бумажку с фамилией
ученика класса. Таким образом, вы узнаёте (втайне
от остальных), кому должны готовить подарок. И
каждый год есть возможность наблюдать яркие
картины несовпадения желаемого и полученного
результата: "Опять не того достал, кого хотел!”.
Вспомните, сколько уже предлагалось решений:
"Надо было идти первым!”; "В середине списка –
это наверняка!”. Давайте обсудим, можно ли
спрогнозировать и достичь желаемого результата?
И является ли данный выбор справедливым для всех?
Пути и варианты достижения поставленной задачи
складываются в самые разнообразные комбинации. И
целый раздел математики, именуемый стохастикой,
поможет нам в поисках ответов на вопросы: сколько
всего есть комбинаций в том или ином случае, как
из всех этих комбинаций выбрать наилучшею.
Соединение элементов теории вероятностей и
математической статистики называют стохастикой.
Это тот раздел математики, который возник и
развивался в тесной связи с практической
деятельностью человека. Он позволяет решать
задачи, суть которых сводится к определению,
является ли право первенства в данной ситуации
некоторой привилегией, справедлива ли данная
игра, оценить риски, на какую величину сделать
ставку, как справедливо выбрать одного из группы,
и т.д.
Случайные исходы и события.
Испытания - это любые опыты и исследования,
выполнение всевозможных упражнений и операций, а
также наблюдения за различными явлениями,
процессами которые могут происходить в
окружающем нас мире.
Пример. Подбрасывание монеты или кубика –
это испытание. Выпадение "орла” или "решки” –
исходы подбрасывания монеты.
В жизни под событием понимают любое
явление, которое происходит или не происходит.
Событиями являются и результаты испытаний
(опытов), наблюдений и измерений. Все события
можно подразделить на невозможные, достоверные
и случайные.
Невозможным называют событие, которое в
данных условиях произойти не может. В любом
испытании всегда наступает только один исход. В
испытании с детерминированным исходом всегда
наступает заранее известный исход. В испытании
со случайными исходами наступает один из всех
возможных исходов.
Пример невозможных событий:
- вода в реке закипела при температуре +11оС;
- за ответ у доски учащемуся в журнал поставили 11
баллов. (приведите свои примеры)
Достоверным (детерминированным) называют
событие, которое в данных условиях обязательно
произойдёт.
Пример, достоверными являются события:
- после четверга наступила пятница;
- за ответ у доски учащемуся в журнал поставят
менее 6 баллов. (приведите свои примеры)
Случайным называют событие, которое в
данных условиях может произойти, а может и не
произойти или если результатами испытания могут
быть разные исходы, которые нельзя заранее
однозначно предсказать, то такие исходы называют
случайными.
Пример, случайными являются следующие
события:
- выпадение "орла” или "решки”,
- за ответ у доски учащемуся в журнал поставят 5
баллов. (приведите свои примеры).
Человеку всё чаще приходится взвешивать
случайные события, классифицировать их исходы
как невозможные, возможные и достоверные. Уже
давно замечено, что случайностями не так уж редко
управляют объективные закономерности. Вот
простейший опыт - подбрасывают монету. Выпадение
орла или решки, конечно, чисто случайное явление.
Но при многократном подбрасывании обычной
монеты можно заметить, что появление орла
происходит примерно в половине случаев.
Кто и когда впервые проделал опыт с монетой,
неизвестно. Французский естествоиспытатель
Ж.Л.Л. Бюффон (1707 - 1788) в восемнадцатом столетии 4040
раз подбрасывал монету – орёл выпал 2048 раз.
Математик К. Пирсон в начале прошлого столетия
подбрасывал её 24000 раз – орёл выпал 12012 раз. Лет 30
назад американские экспериментаторы повторили
опыт. При 10000 подбрасываний орёл выпал 4979 раз.
Значит, результаты бросаний монеты, хотя каждое
из них и является случайным событием, при
неоднократном повторении подвластны
объективному закону.
Задача 1. Принимая во внимание статистические
данные, можно ли считать действия судьи перед
футбольным матчем случайными и справедливыми?
Ответ. Да, так как вероятности выпадения орла
и решки равны.
Рассмотрим другой, более сложный пример –
эксперимент с так называемой доской Гальтона.
Доска размещена вертикально. Из верхнего
резервуара стальные шарики катятся (на отдельных
участках падают) вниз и накапливаются в нижних
гнёздах. Каждый шарик, встретив на своём пути
очередном препятствие, отклоняется или влево или
вправо, а затем падает вниз. Шарик, конечно, может
попасть в любое из гнёзд. Между тем правильное
расположение шариков (симметричное, при котором
в центральных гнёздах их много, а в крайних мало),
повторяющее от эксперимента к эксперименту,
убедительно свидетельствует о существовании
объективного закона их распределения.
В 1718 году в Лондоне вышла в свет книга со
странным по тем временам названием "Учение о
случаях”. Её автор - французский математик А.
Муавр (1667- 1754). Муавр измерил рост у 1375 случайно
выбранных женщин. Результат - колоколообразная
кривая. Самое большое его достижение – открытие
закономерности, которая очень часто наблюдается
в случайных явлениях. Он впервые заметил и
теоретически обосновал роль распределения,
которое позднее было названо нормальным.
Наиболее интересные для начинающих задачи
теории вероятностей возникли в области азартных
игр.
Задача 2. Есть ли среди возможных результатов
бросания двух кубиков такой, на который стоит
сделать ставку?
(Принимаются гипотезы учащихся).
Решение.
Определим множество всех результатов данного
испытания:
W = { 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12}
Если все возможные результаты испытаний
одинаково возможны (одинаково вероятны), то
безразлично, на какой из них будет сделана
ставка. Если какой-то результат маловероятен, то
очевидно, что на него не стоит делать ставку.
Ставку следует делать на наиболее вероятный
результат. Итак, вопрос о рациональном участии в
игре сводится к вычислению (или к оценке)
вероятности каждого из возможных результатов
испытания.
При бросании двух кубиков ( I, II ) могут
получиться следующие равновозможные результаты
(всего 36 пар):
Первая цифра –число очков, выпавших на кубике I,
вторая – на кубике II.
С помощью этой матрицы найдём вероятности
отдельных результатов бросания двух кубиков.
Среди 36 одинаково возможных (одинаково
вероятных) случаев только один ведет к сумме 2.
Шанс, что, бросая два кубика, мы получим совместно
2 очка, можно оценить как 1/36. А вот сумму в 7 очков
можно получить шестью вариантами, значит
вероятность этого события – 6/36.
Из статистических данных вытекает, что
результаты бросания двух кубиков нельзя считать
одинаково вероятными, так как наиболее вероятен
исход в 7 очков и менее вероятен в 2 и 12 очков.
Ответ. 7.
Обратите внимание, что ответ в основном не
совпал с вашими предположениями.
Вспомним о подбрасывании монеты. Откуда у нас
уверенность, что вероятность выпадения орла
равна ?? Почему интуиция подвела в случае с
кубиками?
Факты, обнаруживающие, что объективная
реальность необязательно совпадает с
человеческим "кажется”, послужили причиной
статистической оценки возможности появления
события.
Вернёмся к нашей предновогодней жеребьёвке.
Задача3. Путём случайного выбора учащиеся
устанавливают, кто для кого готовит новогодний
подарок. У тебя в классе есть "симпатия”, и ты
хотел бы, чтобы твои шансы вытащить бумажку с её
фамилией, были максимальны. Когда лучше тянуть
жребий: первым, позже или это не имеет значение?
Решение. Пусть в классе а мальчиков и b девочек,
всего (а + b) = n учащихся. Заменим бумажки с
именами мальчиков на черные шары, каждый
занумеруем (от 1 до а). Бумажки с именами
девочек - занумерованными белыми шарами (от а +
1 до n).
Случайно выбираем n раз шар без возвращения.
Возможны следующие события:
С1={ вынутый в первый раз шар будет белым} ,
С2={ вынутый во второй раз шар будет белым}
,
…………………………………………………..
Са+в={ вынутый в n раз шар будет белым} .
Найти вероятность этих событий.
Теперь выбираем по очереди шары из урны и
размещаем в ряд, один за другим. Таким образом,
шар, случайно выбранный в первый раз, попадёт на
первое место, шар, вынутый во вторую очередь,
попадёт на второе место и т.д. Возникшую таким
образом последовательность шаров можно
рассматривать как числовую – своеобразный
протокол случайного выбора шаров. Она так же
является результатом данного случайного
испытания. Автором порядка следования шаров
является случай. Любой результат случайного
испытания является перестановкой (расстановка
элементов конечного множества в
последовательность ) множества
номеров шаров. Если определить мощность
множества W всех результатов данного испытания,
то легко заметить, что всех возможных вариантов n(n-1)(n-2)...
3*2*1=n!
Событию С1 благоприятствуют те
перестановки, первый член которых является номер
белого шара. Таких перестановок можно получить b
штук. Остальные n-1 шаров можно разместить
на (n-1) позиции (n-1)! способами.
Учитывая, что n!= n? (n-1)!, имеем
Аналогично рассуждая, получаем .
Таким образом, безразлично, каким по счету ты
будешь в очереди для выбора бумажки с именем.
Ответ. Не имеет значения.
В жизни мы часто пользуемся фразами (исходя из
своего жизненного опыта объясните их смысл):
" Это невероятно!”,
"Маловероятно, что сегодня будет дождь”,
"Сто процентов – это будет”, "Наверняка это
случится!”, "Я уверен, что это произойдет!”,
" Пятьдесят на пятьдесят”, "Шансы равны”, "
Один к одному”.
Каждый раз, когда вы будете употреблять эти
выражения, в связи с каким-нибудь выбором,
вспомните, что статистика и вероятность могут
обосновать ваши предположения или развеять их, а
значит, помогут принять верное решение. |