ЦЕЛЬ:
- активизация познавательной деятельности;
- формирование интереса к изучению математики;
- формирование эстетического отношения к предмету - математике,
- формирование умений остроумного решения задач и ответов на вопросы;
- формирование умений в общении.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- оформление зала: плакаты - "Мудрые науки без назидания и скуки", "Умная сова (рисунок)", " Маски";
- макет "Дракон";
- Костюмы героев;
- географическая карта;
- химические реактивы для опытов;
- маски для конкурса "Кто я?".
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- написать сочинение "Зачем надо изучать математику?"
- оду "Тебя, математика, я восхваляю …."
- выступление в аудитории спортсменов, балерин, племя людоедов, двоечников на тему "Зачем нужна математика?"
ХОД ВЕЧЕРА.
1. Разминка. (пока готовятся артисты)
Назвать пословицу или поговорку, содержащую числительное. За каждую одна денежка – 3 лужка.
2 СЦЕНКА "Как математика помогла катетам"
Автор: Жил был прямой угол. Было у него два сына – два катета.
Жили они дружно, дом у них был старенький прямоугольный треугольник, но
ветхий и недостроенный. Когда-то красавицу Гипотенузу украл
Прямоугольник и сделал её своей диагональю. Прямому углу её найти не
удалось, и решил он воспользоваться "Службой знакомств".
Прямой угол: Посмотрим. Что мы здесь видим. (разворачивая,
газету) вот интересная рубрика: "ОНА +". (Читает) Очень состоятельная,
несметные богатства… Посмотрим.
География: Я очень богата. Мои богатства все отмечены. Вот
смотрите: В Африке – алмазы, золото – в Якутии, Аляске. Где желаете
иметь дачу? На Канарах? На Мальдивах? Любите отдыхать на море? В горах? В
лесу? Все это подчиняется мне.
Прямой угол: Не поможешь ли ты мне найти гипотенузу?
География: Я все обыскала. Все горы, реки, моря и океаны,
степи и леса. Нигде нет вашей гипотенузы. Зачем она вам нужна, если это
не драгоценность? Не полезное ископаемое?
Прямой угол: Придумаешь тоже ископаемое. Без Гипотенузы нет у
меня с детьми дома. Извини за беспокойство. Придется еще поискать.
(газета) А вот кстати : сильная энергичная натура.. Посмотрим…
Физика: Меня зовут Физика. Мне подчиняются все силы: сила
тяжести, сила упругости, сила трения и даже сила всемирного тяготения.
Кроме того, в моем подчинении все виды энергии: потенциальная,
кинетическая, внутренняя.
Прямой угол: Раз ты такая сильная и энергичная, может, ты нам достроишь дом. Для этого нужна Гипотенуза?
Физика: Гипотенуза. Я не поняла. "Гипо" - это малая. Значит
понемногу тянуть за. А за что тянуть? Не понятно. Гипо – тяну – за! Я
тянуть могу! Как потяну! (тянет дом)
Прямой угол: Спасибо! Спасибо! Вы мне остальной дом разрушите. Ух! (газета)
Давай-ка еще посмотрю... "Красивая, возвышенная натура, умеющая превращать жизнь в праздник…" попытка – не пытка.
Литература: Мои поклонники: поэты и писатели. Я люблю гулять при луне и читать стихи. Могу найти к словам рифму...
Прямой угол: Это интересно. Ты можешь найти,… а не можешь ли ты найти гипотенузу?
Литература: я нашла в одном стихотворении: "Гипотенуза – река Советского Союза!" Красивая рифма, правда! Сыночков как ваших зовут?
Прямой угол: Катеты.
Литература: Про них сама сочиню:
Если катет один,
То он – господин.
Если катета – два.
То один из них слуга.
Они бывают и настоящие,
То противолежащие, то прилежащие.
То против угла, то при нем
Ничего мы в этом не поймем.
Прямой угол: Вот в этом вы правы. Где уж вам понять. Одни стишки на уме. (газета)
Так вот еще. "Волшебница, маг в 3 поколении, имеет третий глаз". Посмотрим.
Химия: Меня зовут – Химия. Я превращаю одно вещество в другое.
Я могу творить чудеса. Вот я вам дарю белый цветок, а вот он уже
другого цвета. (делает опыт)
Прямой угол: И, правда, чудеса. А не сможешь ли ты материализовать гипотенузу.
Химия: Возьмем сульфат магния, добавим нитрат аммония. Смешиваем, заливаем, получаем... (Идет дым)
Прямой угол: Хватит! Хватит! Ох, и устал я. Попробую в
последний раз. (газета) Хорошая хозяйка. Ум приводит в порядок, измеряет
землю, измеряет треугольники.
Ну-ка! Ну-ка!
Математика: Квадрат суммы равен квадрату первого = удвоенное
произведение первого на второе + квадрат второго. Дискриминант равен
(быстро тараторит правила)
Прямой угол: Остановитесь, пожалуйста!
Математика: Где это я оказалась? Прямой угол вижу, катеты вижу, А где же гипотенуза? Почему такой беспорядок?
Прямой угол: В этом все и дело. Мы не можем найти гипотенузу.
Математика: Нет ничего проще. Квадрат гипотенузы равен сумме
квадратов катетов. Вот она гипотенуза. И теперь я вижу настоящий
прямоугольный треугольник.
Прямой угол: Это чудесно. И как легко. Спасибо. Самая лучшая наука. Математика, ты просто царица.
3. Сражение с драконом.
Решение задачи. Мы с вами попали в Волшебную страну – математику. А
вход в неё всегда охраняет дракон. Попробуйте, сразитесь с ним. Вот вам
меч-кладенец. Одним ударом ты можешь срубить, либо голову, либо две
головы, либо один хвост, либо два хвоста. Запомни – срубишь голову -
новая вырастет, хвост – два хвоста вырастут, два хвоста – голова
вырастет, две головы – ничего не вырастет. Хвостов и голов по 3.
4 Аукцион
Сейчас время торговое и мы продаем сегодня трапецию и квадрат.
(учащиеся должны сформулировать как можно больше свойств, определений.
Побеждает последний назвавший свойство геометрической фигуры или
определение, относящееся к ней) (всем вручить по 3 лужка, последнему –
10 лужков)
5. Сценка "Метод дедукции"
Однажды автор известных рассказов о Шерлоке Холмсе Артур Конан Дойл
вместе со своим другом решили прогуляться на воздушном шаре. Внезапно
налетел ветер и понес шар. После многочасового путешествия шар опустился
на пыльной улице в неизвестном городке. Решив узнать, что это за
городок Конан Дойл обратился к прохожему:
- Скажите, пожалуйста, где мы находимся?
Прохожий задумался и после некоторого молчания сказал:
- В корзине!
- Ну и что вы на это скажете, Артур?
- Этот прохожий - математик!
- Почему?
- Во – первых, он сначала подумал, затем ответил, во-вторых, он ответил совершенно правильно!
6. Конкурс. "Угадай, какая ты фигура?"
Заготовлены плакаты, на которых изображены треугольник, квадрат, трапеция, ромб и т. д.
В середине фигуры сделан вырез для головы. Плакат надевают на голову
участнику так, чтобы он не видел изображения. А затем участник задает
вопросы так, чтобы догадаться какая он фигура. Например: - Сколько у
меня сторон? Равны ли мои диагонали? Параллельны ли противолежащие
стороны?
Оценивается правильность постановки вопроса.
7. Построение графиков пословиц и поговорок.
Как аукнется, так и откликнется.
Волос длинный, а ум короткий
Светит, но не греет.
Ни кола, ни двора.
8. Заключительный этап.
Наш вечер заканчивается. Мы должны найти выход. Мы начали с вами
вечер с поисков Гипотенузы. Попробуйте и вы найти гипотенузу. А вместе с
ней и выход
Перед Вами три двери, но помните, что все надписи на дверях ложные.
Если найдете гипотенузу, то выйдете на свободу, если попадете к Нулю,
то он вас уничтожит, а если – в темницу, то останетесь там навсегда.
Надпись на первой двери: "Гипотенуза"
На второй - "Темница 3 не пустая"
На третьей - "Ноль"
9. Подведение итогов. Рефлексия.
|