Цели:
- проверить освоение учащимися навыков сложения
и вычитания дробей с разными знаменателями;
- расширение знаний учащихся, развитие
познавательного интереса к изучению математики;
- воспитание стремления к непрерывному
совершенствованию своих знаний;
- формирование дружеских отношений;
- показать связь математики с реальной
действительностью.
Ход игры
Добрый день!
Все мы сегодня здесь собрались для того, чтобы
принять участие в математическом брейн – ринге.
Вы, ребята, в качестве игроков, а наши гости в
качестве уважаемого жюри.
В игре принимают участие три команды. Давайте
поприветствуем их. Одна команда с загадочным,
можно сказать таинственным названием "Игрек”,
капитан команды ... Другая команда имеет название
созвучное с темой нашего мероприятия
" Обыкновенная дробь”, капитаном этой команды
является ... И последняя третья команда, состоящая
только из очаровательных девочек, именуется "2 ·
2”. Которая наверно с удвоенным рвением и с
удвоенным старанием будет стремиться к победе.
Капитан этой команды ...
Пожелаем удачи командам и пусть победит
сильнейший.
Также я хочу вам представить членов жюри.
Суть игры заключается в том, чтобы дважды
обыграть своих соперников. Только та команда,
которая дважды встанет из-за игрового стола
победителем тура, станет победителем брейн –
ринга.
Счет каждого тура ведется до трех. Выигравшей в
туре считается та команда, которая быстрее
наберет три очка. Очко получает команда за
правильный ответ. Если следующее задание они
выполнили не верно, то последующее оценивается в
два бала. К ответу на вопрос допускается та
команда, которая первая сообщит нам о своей
готовности (с помощью колокольчика). Уважаемое
жюри прошу Вас проследить за этим. Чтобы не
произошло ошибки.
Отборочный тур
Чтобы узнать какие две команды первыми сядут за
игровой стол, мы сыграем с вами в русское лото.
Капитаны подойдите ко мне и возьмите для своих
команд карточки.
Надеюсь, что вы все заметили, что каждая
карточка состоит из трех рядов (верхнего,
среднего нижнего). В каждом ряду находятся по
четыре дроби. Ваша задача состоит в том, чтобы
быстрее закрыть какой – нибудь ряд. Ряд
считается закрытым, если все дроби в этом ряду,
заставлены фишками. А фишкой закрывается та
дробь, которая является результатом примера
указанного мной. Например, я вытянула карточку: 1/3
+ 1/2, значит вам нужно закрыть дробь 5/6 , которая
является решением этого примера.
Всем ясно? Тогда начали!
1 тур
1. У Саши и Феди 20 слив. Когда Саша съел 6 слив, а
Федя - 4 сливы, оставшиеся у Саши составили – 1/4
слив, оставшихся у Феди. Сколько слив осталось у
Феди?
Решение: пусть у Феди осталось х слив, тогда у
Саши осталось 1/4х слив. Всего у них осталось 10
слив.
х + 1/4х = 10
4 х+ х = 40
5х = 40
х = 8.
У Феди осталось - 8 слив.
2. Представьте дробь 7/8 в виде суммы трех
дробей, числитель каждой из которых равен 1.
Ответ: 7/8 = 1/2 +1/4 + 1/8.
3. Замените звездочки такими цифрами, чтобы
вычисление было верным
*/20 – 2/5 = 1/4 9/16 – 1/* = 5/16 */30 + 1/6 = 8/15 1/* +2/3 = 13/15
13 4 11 5.
4. Из 9 одинаковых квадратов составили фигуру.
Разрежьте ее на три одинаковые части по форме и
площади.
5. Огород прямоугольной формы, длина
которого 40м, а ширина 30м, засеяли свеклой и
капустой. Капуста занимала 5/6 всего огорода.
Сколько квадратных метров занимала свекла?
Решение: Площадь огорода 40 · 30 = 1200кв.м. Свекла
занимает 1200 · 1/6 = 200кв. м.
Ответ: 200кв. м
По окончанию 1 тура проводится музыкальный
конкурс на лучшее исполнение песни, в которой
встречается число. Повторы не допускаются.
Победитель этого конкурса получает сладкий
приз.
2 тур
1. Для посадки приготовили несколько кустов
боярышника и жасмина. Боярышник составил 3/8 всех
кустов. Жасмина было на 6 кустов больше, чем
боярышника. Сколько кустов приготовили для
посадки?
Решение: 1 – 3/8 = 5/8 (в.к) жасмина; 5/3 – 3/8 = на 2/3
(в.к) жасмина больше т.е
2/3 - 6 кустов;
6 : 2 = 3 (куста), то на 1 часть приходится . 3 · 8 =
24.(куста).
Ответ: 24 куста.
2. Придумайте три дроби с числителем, сумма
которых равна 1,
т.е. 1/а +1/в +1/с =1.
Решение: 1/2 +1/3 + 1/6 = ( 3+2+1) : 6 =1.
3. Как от куска ленты в 2/3 м отрезать полметра,
не имея под руками метра?
Решение: Надо кусок ленты сложить пополам,
затем одну из полученных половинок снова сложить
пополам и отрезать по линии сгиба. 1/3 + 1/6 =(2+1): 6 = 1/2
м.
4. Квадрат разрезали по ломаной линии,
состоящей из трех равных отрезков. Начало
разреза в точке А. Получили две равные фигуры. Как
это сделали?
5. Магазин продал 300 кг смородины. Две трети
всей смородины продали по цене 100 тенге за кг, а
затем снизили цену. По какой цене магазин
продавал остальную смородину? Если за всю
смородину магазин выручил 28000 тенге.
Решение:
300:3 ·2= 200(кг) продали по 100 тенге за 1 кг или 200 · 100 =
20000 (тенге).
28000 – 20000 = 8000 (тенге) выручка за оставшуюся
смородину (300 – 200)=100кг.
8000 : 100 = 80 (тенге) за 1кг.
Ответ: по 80 тенге.
3 тур.
1. Сумма двух чисел равна 60. Если от большего
числа отнять 1/4 его и прибавить к наименьшему
числу, то оба числа будут равными. Найдите эти
числа.
Решение: Пусть х - большее число, тогда его 1/4
часть равна 1/4 х; х – 1/4х = 3/4х;
3/4х = 60 : 2 = 30; 3х = 120; х = 40 – 5ч.; наименьшее число 60
– 40= 20.
Ответ: 40 и 20.
2. Я отпила одну шестую чашки черного кофе и
долила ее молоком. Затем я выпила 1/3 чашки и снова
долила молоком. Потом я выпила полчашки и снова
долила ее молоком. Наконец, я выпила полную чашку.
Чего я больше выпила кофе или молока?
Решение: кофе -1 чашку, молока – (1/6 + 1/3 + 1/2) = 1
чашка.
Ответ: Выпила кофе и молока поровну.
3. Через большую трубу бассейн наполняется за
2 часа, а через малую из полного бассейна вытекает
вода за 3 часа. За сколько наполнится пусто
бассейн, если одновременно открыть обе трубы?
Решение: За 1 час, бассейн наполняется через
большую трубу на 1/2, в тоже время из него вытекает
вода по малой трубе на 1/3 бассейна, т.е. в бассейне
остается воды
1/2 – 1/3 = (3 -2) : 6 = 1/6 бассейна. Значит, бассейн
наполнится весь за 6 часов.
Ответ: За 6 часов.
4. Из спичек составлена избушка на курьих
ножках. Как надо переложить две спички, чтобы
избушка повернулась другой стороной?
Назовите обыкновенную дробь, которая больше,
чем 1/1000 и меньше, чем 2/1000.
Ответ: 3/2000 и т.д.
Между турами проводятся музыкальные антракты.
Дополнительные задания.
1. После семи стирок измерения куска
хозяйственного мыла, имеющего форму
прямоугольного параллелепипеда, уменьшились
вдвое. На сколько еще стирок хватит, оставшегося
куска мыла?
Решение: От первоначального куска мыла
осталось 1/2· 1/2 · 1/2 = 1/8 куска.
Израсходовано 1 – 1/8 = 7/8 (куска) за 7 стирок,
значит на 1 стирку уходит 7/8 : 7 = 1/8 куска мыла, что
соответствует оставшейся части.
Ответ: Мыла осталось на 1 стирку.
2. Скорый поезд вышел из города А в город В и
шел без остановки со скоростью 60км. в час. Другой
поезд вышел ему на встречу из города В в город А,
причем шел тоже без остановок со скоростью 40км. в
час. На каком расстоянии друг от друга они будут
друг от друга за 15 минут до встречи?
Решение: (60+40)· 1/4 =25 км.
Ответ: 25 км.
3. Чему равно:52, 72,92, угол в
квадрате?
Ответ: 90 ? .
4 . На 5/6 имеющихся денег купили 4кг сахара по
50 тенге за кг, а на остальные деньги орехи.
Сколько заплатили за орехи?
Решение: 50 · 4 = 200 (тенге) составляют 5/6
имеющихся денег, значит (1 – 5/6 = 1/6) на 1/6 наличных
денег купили орехов т. е 200: 5 = 40 (тенге).
Ответ: 40 тенге.
5. Кирпич весит 2кг и еще пол кирпича. Сколько
весит кирпич?
Ответ: 4 кг.
Подведение итогов.
Сегодня в нашей игре победила команда
ребят, которая смогла благодаря своей
сплоченности, а также знаний первой набрать
заветное число баллов. Кто с интересом изучает
математику и систематически выполняет домашнее
задание, тот не испытывал сегодня затруднений в
игре. И для него победа стала заслуженной. На
память о нашей игре победителям вручаются призы.
До свидания! До следующих встреч! |