Триединые дидактические цели:
- ознакомление учащихся со старорусской системой
мер (меры длины и массы);
- выработка навыков перевода старинных мер в
современные единицы длины и массы;
- формирование умений понимать иносказательный и
математический смысл поговорок и пословиц;
воспитательные:
- формирование умения функционировать в
коллективе, навыков межличностного
взаимодействия, культуры поведения;
- воспитание интереса к математике, к поиску
математической информации;
- формирование умения преодолевать трудности для
достижения поставленной цели.
развивающие:
- развитие логического мышления, целостности и
осмысленности восприятия;
- развитие произвольного внимания, образной и
символической памяти;
- формирование культуры речевого общения; умения
грамотно выражать свои мысли.
Технология организации и проведения
учебного занятия
Подготовительный этап:
- сообщение учащимся основных видов
деятельности на предстоящем занятии;
- объяснение специфики домашнего задания:
1) распределение по командам (2 команды), выбор
названия и капитана;
2) подготовка сообщений о старинных русских
мерах;
3) поиск информации о пословицах и поговорках, в
которых присутствуют старинные меры.
Учебное занятие:
- сообщение темы и целей занятия;
- проведение конкурсов: домашнее задание,
разминка, конкурс капитанов, командные конкурсы;
- подведение итогов занятия.
Оборудование занятия:
- Таблица старинных русских мер длины и массы.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Бланки с пословицами и поговорками.
- Листочки с заданиями для команд.
Ход занятия
1 этап – организационный
Психологическая мобилизация внимания
учащихся.
2 этап – ориентировочно-мотивационный
Учитель: Как сказал Ф. Тютчев "Умом Россию не
понять, аршином общим не измерить”.
Сегодня мы поговорим о старинных русских мерах,
рассмотрим художественные произведения, где они
встречаются, вспомним пословицы и поговорки,
относящиеся к старорусским мерам, выполним
шуточные задания.
Команды, представьтесь друг другу! (Капитаны
представляют команды).
Учитель: Итак, начинаем КВН. Вам будут
предложены несколько конкурсов: разминка,
конкурс капитанов и командные конкурсы.
А первый наш конкурс – домашнее задание.
3 этап – проведение конкурсов
1. Домашнее задание.
Команды должны заранее подготовить сообщения о
старинных русских мерах: 1 команда – о мерах
длины (миля, верста, сажень, аршин, пядь, фут,
вершок, дюйм), 2 команда – о мерах массы (берковец,
пуд, фунт, лот, золотник, доля). В сообщениях
должны быть указаны происхождение меры,
измерительные приборы, применение и перевод
старинных мер в современные единицы измерения.
При выставлении оценки за этот конкурс
учитывается также использование наглядных
пособий (рисунков, таблиц и др.), презентаций и т.п.
Время выступления команды – 10-15 мин. Оценки за
конкурс: 3-5 баллов.
Таблица старинных русских мер длины и массы
висит на доске на протяжении всего занятия.
Учитель: В современном русском языке
старинные единицы измерения и слова, их
обозначающие, сохранились, в основном, в виде
пословиц и поговорок. О них наш второй конкурс.
2. Разминка.
Команда, участник которой первым правильно
ответил на вопрос, зарабатывает по 1 баллу за
каждый правильный ответ (Слайды 2-11).
Вопросы к конкурсу "Разминка”
- Как говорят об очень умном человеке? (Семи
пядей во лбу)
- Как говорят о рослом широкоплечем человеке? (Косая
сажень в плечах)
- Как говорят о человеке большого роста? (Верста
коломенская)
- Ходить пешком на большие расстояния. А иначе? (Мерить
вёрсты)
- Как говорят о давнем проверенном друге? (С ним
не один пуд соли съел)
- Что-то маленькое, незначительное на вид и по
размерам, но очень ценное, важное. (Мал золотник,
да дорог)
Что означают выражения:
- Два вершка от горшка, а уже указчик. (Так
говорят о человеке, не имеющем достаточного
жизненного опыта, но поучающем всех)
- Не уступить ни пяди. (Не уступить даже самой
малости)
- Близок локоть, да не укусишь. (О каком-нибудь
простом, но невыполнимом деле)
- Каждый купец на свой аршин меряет. (О человеке,
который судит о чем-нибудь, исходя из собственных
интересов)
3. Конкурс капитанов.
Капитан каждой команды за определенное время (3
мин) должен из предложенного списка пословиц и
поговорок выбрать те, которые говорят о глупом,
"недалёком” человеке (для 1 команды) и те,
которые говорят о бережливости, экономии (для 2
команды). За правильный ответ – 1 балл.
(Ответы: 1 команда:
1. На аршин бороды, да ума на пядь.
2. От мысли до мысли пять тысяч верст.
3. У него в голове ни ползолотника мозга.
2 команда:
1. Зернышко пуд бережет.
2. Одно зерно пуды приносит.
3. Полено к полену – сажень.)
Учитель: А теперь переходим к командным
конкурсам.
Вы знаете, что 10 декабря 2011 года исполнилось 190
лет со дня рождения Николая Алексеевича
Некрасова – русского поэта, писателя и
публициста, признанного классика мировой
литературы. "Певец народного горя”, он показал
крестьянскую Россию, поэтому в его
стихотворениях и поэмах много старорусских мер
– мер длины, массы, объёма.
Вам будут предложены 2 задачи (одна из
произведений Н.А. Некрасова, вторая – шуточная), в
которых присутствуют старинные русские меры.
4. Командные конкурсы.
Каждой команде даётся листочек с двумя
задачами. За верное решение каждой задачи
команда получает по 2 балла (Слайды 12, 13).
Для 1-й команды
1. Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы”.
"…Старый Мазай любит до страсти
Свой низменный край.
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем.
… С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам: уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину”.
Вопросы.
1) Каковы размеры островка в современных
единицах длины и площади?
2) Какое расстояние проходил старый Мазай?
3) За сколько часов он преодолевал этот путь до
Костромы, не учитывая привалы (считать скорость
равной 4 км/ч)?
(Ответы:
1) Длина: 2 м 13 см, ширина: 71 см. Площадь:
0,71•2,13 = 1,5123 (м2) ?1,5 (м2)
2) 1,067•40 = 42,68 (км), т.е. 42 км 680 м
3) 42,68:4 = 10,67 ? 11 (ч))
2. а) Существовал ли когда-нибудь человек
"семи пядей во лбу”? (Ответ: нет, 18•7=126 (см))
б) "Мал золотник, да дорог”.
Раньше в золотниках измеряли массу драгоценных
металлов и камней. 1 рубль содержал 4 золотника
серебра.
Выразите в граммах массу старинного рубля. (Ответ:
4,3•4 = 17,2 (г))
Для 2-й команды
1. Н.А.Некрасов "Генерал Топтыгин”.
"…Только стон кругом стоял:
"Очищай дорогу!
Сам Топтыгин генерал
Едет на берлогу!”
…А коням подавно страх –
Не передохнули!
Вёрст пятнадцать на весь мах
Бедные отдули!”.
Вопросы.
1) Определите расстояние, которое пробежали
лошади.
2) С какой скоростью они бежали, если считать,
что затратили на весь путь около 40 минут?
(Ответы: 1) 1,067•15 ? 16 (км)
2) 16:(40:60) = 24 (км/ч))
2. а) Каков "рост” человека, которого
прозвали "коломенской верстой”?
Во время царствования Алексея Михайловича
Романова вдоль дороги от Москвы до Коломенского
были расставлены на расстоянии 700 саженей друг от
друга верстовые столбы с орлами (высота столба - 2
сажени). (Ответ: 2,13•2 = 4,26 (м))
б) Определите "рост” человека, о котором
говорят " от горшка два вершка, а уже указчик”
(высота горшка равна 25 см). (Ответ: 4,5•2+25 = 34 (см))
в) Во сколько раз (приблиз.) рост одного больше
(меньше) роста другого? (Ответ: в 13 раз, 426:34 ? 13)
Учитель: Продолжаем командные конкурсы.
Цитируем отрывки из художественной литературы, в
которых встречаются меры длины и массы.
За каждое правильно выполненное задание – 1
балл (Слайды 14-25).
Для 1-й команды
"…Да еще рожу конька
Ростом только в 3 вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами”.
Вопросы.
- Назовите произведение и автора. ("Конек-горбунок”,
Петр Ершов)
- Какого роста был конёк? (4,5 см•3 = 13,5 см)
- Какой длины уши у конька? (71 см)
Для 2-й команды
"…Это был в самом деле большой тюльпан, но в
чашечке его сидела живая девочка. Она была
маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому
её так и прозвали … ”.
Вопросы.
- Назовите произведение и автора. ("Дюймовочка”,
Г.Х. Андерсен)
- Какого роста была девочка? (25,4 мм)
Для 1-й команды
"…А добрая фея, которая спасла свою крестницу
от смерти, пожелав ей столетнего сна, была в то
время далеко, за 12 тысяч миль от замка. Но она
сразу же узнала об этом несчастье от маленького
карлика-скорохода, у которого были семимильные
сапоги”.
Вопросы.
- Назовите произведение и автора. ("Спящая
красавица”, Шарль Перро)
- О каких единицах измерения величин говорится в
этом отрывке? (Единицы времени и длины (100 лет, 12
тыс. миль))
- Что значит семимильные сапоги? (Один шаг – 7
миль)
Для 2-й команды
"…Спаситель Петрограда
От яростного гада,
Да здравствует Ваня Васильчиков!
И дать ему в награду
Сто фунтов винограду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов шоколаду…”.
Вопросы.
1. Назовите произведение и автора. ("Крокодил”,
Корней Чуковский)
2. О какой единице измерения величины говорится
в этом отрывке? (Единица массы – фунт)
3. Сколько килограммов сладостей получил Ваня? (0,41•100•3=123
(кг))
Для 1-й команды
"…Что вам надо? – шоколада.
Для кого? – для сына моего.
А много ли прислать? – да пудов этак 5 или 6:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!”
Вопросы:
- Назовите произведение и автора. ("Телефон”,
Корней Чуковский)
- Кому нужно 5-6 пудов шоколада? (Слону)
- Сколько это килограммов? (16,4•5 = 82 (кг) или 16,4•6 =
98,4 (кг))
Для 2-й команды
"…В те времена Маленький Мук был уже старичок,
ростом же не более 3-4 футов”.
Вопросы.
- Назовите произведение и автора. ("Маленький
Мук”, Вильгельм Гауф)
- Определите рост старичка. (30,5•3 = 91,5 (см) или
30,5•4 = 122 (см))
4 этап – подведение итогов
Учитель: На этом наши конкурсы закончились.
Подведем итоги и наградим победителей. |