Цели: расширить знания учащихся, развивать
познавательный интерес, интеллект, воспитывать
стремление к совершенствованию своих знаний;
формировать дружеские, товарищеские отношения,
умение работать командой; показать
необходимость знаний по математике в других
областях.
Зал красочно оформлен, на стенах
математические газеты, рисунки, кроссворды,
высказывания ученых, портреты великих
математиков.
Соревнуются две смешанные команды учащихся 9-11
классов по 6-7 человек.
Ведущий-учитель математики или ученик старшего
класса.
Жюри - по 1 ученику от класса, учителя
математики, возможно, классные руководители и
родители.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран.
- Программа конкурса для жюри с критериями оценок
и оценочный лист.
- Компьютерные слайды для конкурсов.
- Две переносные доски и мел для конкурса
капитанов.
- Два листа ватмана и фломастеры для конкурса
художников.
- Два листа ватмана для итогового конкурса с
написанным алфавитом.
- Два маркера.
Задача игроков-правильно и как можно быстрее
отвечать на вопросы ведущего и выполнять
предложенные задания.
Каждый конкурс оценивается в баллах, время
проведения КВНа - 60-70 минут.
На КВНе присутствуют также болельщики и
зрители-ученики 9-11 классов.
Девиз КВН: "Дорогу осилит идущий, а математику
мыслящий"
ХОД ИГРЫ
(звучит музыка---- вступление к телевизионной
программе КВН: "Мы начинаем КВН - для кого, для
чего?..". Под песню команды выходят на сцену.
1. "Давайте познакомимся"
Это конкурс-презентация участников. К нему
игроки готовятся заранее: придумывают название,
девиз и эмблему команды. Высшая оценка за
конкурс-5 баллов.
2. Разминка команд.
Ведущий: Чтоб все в КВНе прошло без заминки, его
мы начнем :.ну конечно, с разминки!
"Блиц-опрос". Выигрывает тот, кто первым дал
правильный ответ. За каждый верный ответ-0,5 балла.
Ведущий зачитывает вопросы.
"Угадай".
1. Какой цифрой заканчивается произведение всех
чисел от 7 до 81?
2. Какие три числа, если их сложить или
перемножить, дают один и тот же результат?
3. Какое самое большое число можно выразить
четырьмя тройками?
4. Назовите число, у которого нет
противоположного?
"О каких понятиях идет речь?"
5. Она любит все делить.
6. Туда попадают элементы двух множеств.
7. Она выясняет все отношения.
8. У него стороны идут в разные стороны.
3. "Признак-шоу"
Ведущий предлагает болельщикам команд
сформулировать какую либо теорему, аксиому и
определение и напоминает, что аксиома-это
утверждение, не требующее доказательств,
теорема-это утверждение, требующее
доказательства, определение-это высказывание,
описывающее главные признаки предмета.
Объявляется конкурс
"Аксиома-теорема-определение".
Каждая команда получает одно утверждение,
которое она должна сформулировать как: теорему,
аксиому, определение. Выбор решает жребий.
- "Тише едешь - дальше будешь"
- "У семи нянек - дитя без глазу"
(На выполнение задания 3 минуты. Оценка по
пятибалльной шкале)
Конкурс болельщиков "Дальше-дальше". (1 минуты
для каждой команды. Чем больше правильных
ответов-тем больше баллов. Если не знают - ответ -
"дальше")
Ведущий зачитывает вопросы.
Вопросы болельщикам 1 команды.
- Отрезок, соединяющий вершину треугольника с
серединой противоположной стороны. (Медиана).
- Множество точек равноудаленных от концов
данного отрезка. (Серединный перпендикуляр)
- Угол, смежный с углом при данной вершине.
(Внешний угол)
- Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб)
- Треугольник, у которого все стороны равны.
(Равносторонний)
- Отрезок, соединяющий две точки окружности.
(Хорда)
- Направленный отрезок. (Вектор)
- Отношение противолежащего катета к гипотенузе.
(Синус)
- График квадратичной функции. (Парабола)
- Хорда, проходящая через центр окружности.
(Диаметр)
- Прямоугольник с равными сторонами. (Квадрат)
- Угол меньше прямого. (Острый)
- Прибор для измерения углов. (Транспортир)
- Прибор для измерения расстояния на местности
(Рулетка)
- Прибор для построения прямых углов на
местности. (Экер)
- Прибор для построения окружности. (Циркуль)
- Чему равен корень уравнения х2= - 4. (Не
существует)
- Угол, равный 180. (Развернутый)
- Математическое предложение, требующее
доказательств. (Теорема)
Вопросы болельщикам 2 команды.
- График обратной пропорциональности. (Гипербола)
- Какую часть суток составляют 6 часов.(?)
- Угол больше прямого. (Тупой)
- Математическое предложение, принимаемое на
веру, без доказательств. (Аксиома)
- Сумма сторон треугольника. (Периметр)
- Самая большая хорда в круге. (Диаметр)
- Отношение прилежащего катета к гипотенузе.
(Косинус)
- Величина прямого угла. (90)
- Прибор, используемый в геодезии для построения
прямых углов. (Теодолит)
- Прибор для измерения диаметра трубки.
(Штангенциркуль)
- Прибор для измерения углов на местности.
(Астролябия)
- Чертежный инструмент для построения прямой.
(Линейка)
- Какую часть суток составляют 8 часов. (1/3)
- Чему равен корень уравнения / х/ = - 1? (Не
существует)
- Треугольник, в котором есть два равных угла
(Равнобедренный)
- Отрезок, соединяющий точку окружности с ее
центром. (Радиус)
- Величина, не имеющая направления. (Скаляр)
- Простейшее геометрическое понятие. (Точка)
- Часть прямой, ограниченная с одной стороны.
(Луч).
4. Конкурс капитанов.
"Проще простого" или "ЕГЭ по КВН-овски".
Задания с выбором ответов.
Ведущий читает толкование понятий, а капитаны
на переносной доске пишут номер правильного
ответа (правильные ответы-выделены). За каждый
правильный ответ 0,5 балла.
Дискриминант
А) криминальный элемент
Б) различитель
В) принцип, по которому кого-то чего-то лишают
Тетрактис
А) мифическое число
Б) часть пищевого тракта
В) лекарственное растение
Фальшивые числа
А) числа на фальшивых купюрах
Б) иррациональные числа
В) отрицательные числа
Ромб
А) бубен у древних греков
Б) прокладка в насосе
В) параллелограмм с равными сторонами
Гиппократовы луночки
А) часть коленного сустава
Б) новый способ посадки картофеля
В) часть фигуры, ограниченная дугой и стороной
треугольника
Восстановление
А) построение чертежа стертого соседом
Б) ремонт мебели в классе
В) перенос слагаемых из одной части в другую
5. Задание "Пантомима"
Ведущий. Еще один анекдот от Юрия Никулина:
"Две дрессировщицы собак хвастают:
- Моя Джильда читает газеты.
- Знаю, мне про это мой Шарик рассказывал"
Все знают, что иногда бывает тяжело отвечать у
доски на уроке геометрии и поэтому сейчас
объявляется конкурс пантомимы (каждой команде по
2 пантомимы). Объясните, что такое:.
Первой команде: 1) выпуклый многоугольник 2)
арифметический квадратный корень
Второй команде: 1)угол 2) двойное неравенство
(На выполнение задания отводится 5 минут. Оценка
- по пятибалльной шкале).
Конкурс болельщиков "Из истории математики"
(за каждый правильный ответ болельщики приносят
своей команде 0,5 балла).
На могиле этого великого математика был
установлен памятник с изображением шара и
описанного около него цилиндра. Спустя почти 200
лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот
математик? (Архимед)
Воины римского консула Марцелла были надолго
задержаны у стен города Сиракузы мощными
машинами-катапультами, которые изобрел для
защиты этого города великий ученый Архимед. В
черном ящике лежит еще одно изобретение
Архимеда, которое и поныне используется в быту.
Что в черном ящике? (Винт Архимеда, который
используется в мясорубке).
Этот ученый больше знаменит своими открытиями
в физике. Но благодаря его занятиям математикой
появилась высшая математика, элементы которой
изучаются в школе в старших классах. Кто этот
ученый? (Ньютон)
Этот ученый увлекался не только математикой, но
и астрономией, геодезией, физикой. Умер он в
середине 21 века, завещав начертить на своей
надгробной плите правильный семнадцатиугольник,
вписанный в круг. Это была первая решенная им
задача, которой он гордился больше всего. О каком
ученом идет речь? (О Карле Фридрихе Гауссе).
6. Конкурс художников
"Бесподобие"
Ведущий. Необходимо за 5 минут создать
шедевр-портрет ученика, используя как можно
больше математических знаков и символов.
Конкурс болельщиков. "Из истории математики"
(за каждый правильный ответ болельщики приносят
своей команде 0,5 балла)
1. Данное геометрическое понятие происходит от
двух латинских слов "дважды" и "секу", которые
переводятся буквально как "рассекающиеся на две
части". О каком понятии идет речь? (О
биссектрисе).
2. Индейцы называли его "сунья", арабские
математики "сифр". А как мы называем его сейчас?
(Нуль).
3. В древности не было такого термина. Его ввел в
17 веке французский математик Франсуа Виет. В
переводе с латинского данный термин означает
"спица колеса". Что это? (Радиус).
4. Слово, которым обозначается эта фигура,
переводится с греческого языка как "натянутая
тетива". Что это? (Гипотенуза).
5. Вы, наверное, многое слышали о мифических
числах. Например, число 13 называют "чертовой
дюжиной", число 666- "число зверя, дьявола". В то
время как числа 3 и 12- считались у пифагорейцев
"счастливыми" числами. А какое число у
пифагорийцев олицетворяло здоровье, гармонию,
разумность? (4).
6.Черный ящик. В нем положен предмет, название
которого произошло от греческого слова,
означающего в переводе "игральная кость".
Данный предмет часто используется в различных
играх маленькими детьми. Что в черном ящике?
(Кубик). Конкурс рекламы.
Ведущий. Реклама везде и повсюду. Каждый день мы
слышим про волшебные средства, новые вкусы и т.д.
А может быть: "Не все теоремы одинаковы:", "Мы
не можем быть с вами каждую минуту, но мы сможем
защитить вас во время решения задачи!" "Только
до 31 декабря в нашей школе-50% скидки на сложность
в контрольной по математике!"
Каждая команда подготовила по две рекламы. Темы
определил жребий.
- приведение к общему знаменателю
- теорема Пифагора
- таблицы Брадиса
- многоугольник
- перпендикуляр
8. Итоговый конкурс.
"Математический словарь".
На листах ватмана с написанными в столбик
буквами алфавита команды напротив каждой буквы
записывают математический термин. Время
выполнения задания ограничено 3 минутами. За
каждый термин 0,1 балла. (Во время выполнения
задания звучит песня о математике: запись или в
исполнении солиста.)
9. Подведение итогов игры. Вручение призов.
Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги,
объявляет победителей. За первое и второе место
даются грамоты. Также призами отмечаются самый
внимательный игрок, самый сообразительный игрок
и самый активный болельщик.
Целесообразно приурочить к этому мероприятию
сообщения об итогах недели математики и вручение
наград ее участникам. Ну, а главный итог известен
и понятен: "Да здравствует математика-царица
наук! И до встречи на неделе математики в
следующем году". |