Цели игры:
-проверка знаний учащихся, их
сообразительности и находчивости;
-развитие чувства солидарности, здорового
соперничества.
Правила игры.
Игра состоит из двух частей: полуфинал, финал.
Участие может принимать любое количество групп
по 4 человека.
I часть игры – полуфинал.
1 гейм «Гонка за лидером».
Вопросы составлены по темам:
- Софизмы.
- История математики, физики.
- Вычислительная математика, физика.
Для проведения конкурса требуется –
трёхцветный кубик, цвет указывает на тему
вопроса. По очереди, бросая кубик команды (группы)
отвечают на вопросы. Две команды выходят в финал.
Утешительный приз, выбывшим командам –
кубик-рубик, со словами: «Величие человека в его
способности мыслить» (Паскаль).
2 гейм «Ты мне, я тебе».
Вопросы от каждого участника одной команды
каждому участнику другой команды.
II часть игры – финал.
3 гейм «Дальше, дальше, дальше!».
За 3 минуты поочередно команды отвечают на
вопросы, составленные из области математики,
физики. Чем больше правильных ответов на вопросы,
тем больше очков. Вопросы диктуются быстро.
4 гейм «Тёмная лошадка».
За 3 минуты команды, вспоминая, одновременно
пишут фамилии учёных математиков, физиков. От
количества правильно написанных фамилий –
количество очков.
5 гейм «Для зрителей».
Вопросы готовят заранее все учащиеся, лучшие
вопросы задаются в конкурсе для зрителей.
- Между конкурсами реклама (проводят зрители),
связанная со всем, что касается математики,
физики.
Призы:
- Самый вкусный приз – победителям.
- Книги со стихами за 2 место («Нельзя быть
математиком, не будучи в то же время и поэтом в
душе» - С. Ковалевская).
- Приз зрителям (готовальня, чертёжные
инструменты) – «…Всё в природе подлежит
измерению, всё может быть сосчитано» - Н.
Лобачевский
Задания к конкурсам.
I часть игры - полуфинал.
1 гейм «Гонка за лидером».
Жёлтая сторона кубика (вычислительная
математика, физика).
- Почему передняя ось телеги больше стирается,
чем задняя? (передние колёса меньше задних. На
одном и том же расстоянии малый круг делает
большее число оборотов).
- Продеть пятикопеечную монету в кружок от
однокопеечной монеты.
- Строительный кирпич весит 4 кг. Сколько весит
игрушечный кирпичик из того же материала, все
размеры которого в 4 раза меньше? (4 кг: 64, меньше в
64 раза).
- На морозе стоит взрослый человек и ребёнок, оба
одеты одинаково. Кому из них холоднее? (предмет,
имеющий площадь меньшую, быстрее остывает по
принципу охлаждения воды в большом объёме и
маленьком).
- Почтальон сказал:
- - Я сегодня 5 раз поднялся на 10-й этаж и 10 раз на 5-й
этаж. Если бы я не спускался, а всё время
поднимался вверх, то я бы поднялся на Х этаж. (х =86;
5*(10-1)=45 45+40=85 10*(5-1)=40 85+1=86).
- Под действием каких сил Земля вращается вокруг
Солнца, и почему она не падает на него? (всемирное
тяготение и быстрое движение; ?ср.з=30 км/ч
совершенно вечное орбитальное движение).
- Почему человек может бежать по тонкому льду и не
может стоять на нем, не провалившись? (во время
движения время действия силы тяжести очень мало).
- Космонавт, передвигаясь по кабине корабля,
сделал неосторожное движение и стукнулся.
Испытывает ли он боль? (важна оценка
взаимодействующих сил).
Красная сторона кубика (софизмы).
- Доказать, что 5=6. (Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54.
Вынесем общий множитель 5(7+2-9)=6(7+2-9), разделим на
общий множитель. 5=6 – ошибка деления 7+2-9=0)
- Доказать, что 2=3.
Имеем: 4-10=9-15 ошибка: (2 – 5/2)2 =(3 – 5/2)2 <=>
4-10+6ј=9-15+6 1/4
|2
– 5/2| = |3 – 5/2|
(2 – 5/2)2 =(3 – 5/2)2
2 – 5/2 = 3 – 5/2
2=3 - Доказать, что 2*2=5.
Имеем числовое равенство: 4:4=5:5 - вынесем общий
множитель;
4(1:1) = 5(1:1)
(1:1)= (1:1) =>
4=5 => 2*2=5 – ошибка в вынесении множителя - Доказать, что 4=8.
- Доказать, что 5=1.
5-3=2 22=4
1-3=-2 (-2)2=4 => 5=1 (из равенства квадратов не
следует, что числа равны) - Доказать, что 4 руб.= 40000коп.
Мы знаем, что: 2руб.=200 коп. ошибка: возведение
денег в квадрат не имеет
22 = 2002 смысла, возводят только числа
4 руб.= 40000 коп.
Синяя сторона кубика (история математики,
физики).
- Цифры Древнего Рима: I , V , Х , C , D. Что означают?
(1,5,10,100,500)
- Цифры Древней Греции: Г, ?, H, / . Что означают? (5, 10,
100, 1)
- Русские единицы измерения длины: верста (1,0668 км),
миля (7,4676 км = 7 верст), сажень (2,1336 м = 3 аршина = 7
футов = 100 соток), фут (304,8 мм), аршин (711,2 мм), дюйм (25,4
мм).
- Совершенное число, где его впервые вывели?
(Древняя Греция, число равняется сумме всех своих
делителей кроме самого себя: 6=1+2+3, 28=1+2+4+7+14).
- Пифагор и его достижения в науке.
- Архимед и его достижения в науке.
II часть игры – финал.
3 Гейм «Дальше, дальше, дальше!».
Вопросы к первой команде:
- Что такое алгоритм? (порядок решения)
- Алгебра. (раздел математики, изучающий свойства,
действия)
- Аксиома. (предложение без доказательства)
- Кому принадлежит изречение: «Всё есть число»?
(Пифагор)
- Первая русская женщина математик.
(С.Ковалевская)
- Разделение чисел на чётные и нечётные. (Пифагор)
- Парабола. (график квадратной функции)
- Вычислительная техника. (средства для
облегчения и ускорения решения задач)
- Биквадратное уравнение. (ах4+вх2+с=0)
- Софизм. (ложное доказательство)
- Продолжительность года. (365,366 дней)
- Площадь. (величина, характеризующая размер)
- Кто ввел умножение? (Лейбниц)
- с2 = а2+в2 (теорема Пифагора)
- Цифра. (знаки для обозначения чисел)
- Чему равно ускорение свободного падения? (9,8 м/с)
- Процент. (сотая часть числа)
- Первая печатная книга по математике, в какой
стране издана? (Италия)
- Кому принадлежит изречение: «Геометрия –
правительница всех мысленных изысканий»?
(Ломоносов)
- Чему равно произведение последовательных
чисел, начинающихся с -5 и оканчивающихся 5? (0)
- Кому принадлежит изречение: «Нельзя быть
математиком, не будучи в то же время и поэтом в
душе»? (С.Ковалевская)
- Во сколько километр длиннее миллиметра? (в 1млн.
раз)
- Миллиард. (1012)
- Радиус окружности.
- Расстояние между двумя точками. (отрезок)
- Чем отличается равномерное движение от
неравномерного? (постоянной и переменной
скоростями)
- Кому принадлежит изобретение первого
календаря? (Ю.Цезарь)
- Что быстрее движется в системе отсчёта: Луна или
Солнце, относительно Земли? (Солнце в 3 раза
быстрее)
- Пишет ли перьевая ручка в невесомости? (да)
- Назвать самое маленькое простое число. (3)
Вопросы ко второй команде:
- Вектор. (направленный отрезок)
- Геометрия. («измеряю землю»)
- Теорема. (предложение, требующее
доказательства)
- Кому принадлежит изречение: «Эврика!»? (Архимед)
- В каком веке появилось отрицательное число? (II в.
до н.э.)
- Кто разделил числа на простые и составные?
(Пифагор)
- Гипербола. (график обратной функции)
- Монотонные функции. (неубывающая или
невозрастающая)
- Квадратное уравнение. (ах2+вх+с=0)
- Единица. (первая цифра N ряда)
- Время, за которое Земля совершает полный оборот
вокруг Солнца? (год)
- Величина, характеризующая размер? (объём)
- Кто определил число ?? (Пифагор)
- Первые математические знаки. (цифры)
- Формула. (комбинация математических знаков,
букв)
- Чему равно ?? (3,14)
- Пропорция. (равенство отношений двух чисел)
- Что тяжелее 1 тонна металла или 1 тонна дерева?
(равны)
- В каком веке жил и работал Пифагор? (VI до н.э.)
- Кому принадлежит изречение: «Геометрия
является самым могущественным средством для
наших умственных способностей»? (Г.Галилей)
- Когда нельзя сокращать обыкновенную дробь?
(несократимую)
- Кому принадлежит изречение: «Математика –
царица наук, арифметика – царица математики»?
(Гаусс)
- Сколько в километре миллионов миллиметров? (1)
- Триллион. (1018)
- Хорда. (отрезок, соединяющий две точки)
- Когда произведение двух чисел равно их
частному? (любое число и 1)
- Сколько простых чисел? (множество)
- Кому принадлежит в России доказательство
теоремы о параллельных прямых? (Н.Лобачевскому)
- Плавает ли в невесомости пробка на поверхности
воды? (нет)
- Минута, секунда, час. (единицы времени)
|