Предмет математики настолько
серьезен,
что полезно не упускать случаев сделать его
немного занимательным.
Б. Паскаль
Цели:
- развитие логического мышления, интуиции и
внимания;
- формирование навыков общения, умения работать в
коллективе.
Форма проведения: игра КВН.
Предварительная подготовка: создание
жюри и обеспечение его необходимыми материалами;
помощь учащимся в организации команд и выборе
капитанов, наглядном оформлении и подготовке
домашнего задания; подбор материалов для
конкурсов.
Оформление:
- слова Б. Паскаля на доске,
- сувениры команд,
- эмблемы,
- математические газеты,
- плакаты болельщиков,
- карточки с заданиями,
- оценочная таблица жюри.
ХОД ИГРЫ
I. Напутствие учителя
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
II. Представление командам членов жюри
III. Представление команд, обмен сувенирами
Капитан команды "Нулики”: Я открываю
заседание и должен сказать, что очень рад
приветствовать почтенное собрание. Наша команда
называется "НУЛИКИ”
Когда-то многие считали, что я не значу ничего,
И, как ни странно, полагали, что я совсем не есть
число.
Коль меня к числу ты прибавляешь или отнимаешь от
него,
В ответе тотчас получаешь опять то самое число.
Капитан команды "Единички”:
Поклон низкий судьям, привет вам, жюри.
Мы знаем, не будете вы нас журить.
Полезен и судьям разительный смех,
Смеяться на людях им тоже не грех.
– Наша команда называется "ЕДИНИЧКИ”.
Ах, какая я девица,
Очень тонкая, как спица.
Попав как множитель средь чисел,
Сама я вмиг свожусь на нет,
И потому в произведении,
Я не влияю на ответ.
IV. Разминка команд
Вопросы задаются командам поочередно. Если
команда не знает ответа, то отвечают ее
болельщики.
- Тройка лошадей проскакала 90 км. Сколько
проскакала каждая лошадь?
- Два сына и два отца съели три яблока, каждому
досталось по целому яблоку. Как это могло
случиться?
- Сколько будет десятков, если три десятка
умножить на два десятка?
- Ч ему равно произведение всех цифр?
- Назовите следующие два числа в ряде чисел: 1; 9; 3;
11; 5; 13 …
- Переставьте в слове мирепр буквы так, чтобы
получилось слово – математический термин.
- Исключите лишнее слово: Сумма, Разность,
Множитель, Частное.
- Вставьте подходящее по смыслу слово: Длина,
Объем, …, Масса.
- Сколько пальцев на двух руках? На десяти?
- За книгу заплатили 40 р. и еще половину ее
стоимости. Сколько стоит книга?
Каждый правильный ответ приносит команде 1
балл, он может быть снят за плохое поведение
болельщиков. Жюри четко фиксирует это в
оценочной таблице.
V. Конкурс команд
Команды получают карточку и конверт с
одинаковыми заданиями. Побеждает та команда (5
баллов), которая за установленное время выполнит
правильно большую часть задания. Оценка другой
команды – по усмотрению жюри.
Задание 1. Игра "Диагональ”
Восстановите цепочки вычислений. Заполните
таблицу и расшифруйте слово. Объясните его смысл.
90 |
8 |
208 |
9 |
128 |
4 |
128 |
75 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2.
Из 7 фигур: трех пар равнобедренных
треугольников и одного квадрата составьте
квадрат. Для объективности оценки представители
жюри находятся рядом с командами.
VI. Конкурс болельщиков (параллельно с
конкурсом команд)
Вопросы поочередно задаются каждой команде
болельщиков. При незнании ответа или неверном
ответе вопрос переходит к команде сопернице. За
верный ответ – 1 балл.
- Который час, если оставшаяся часть суток вдвое
больше прошедшей?
- Записать число семь четырьмя пятерками.
- Что произойдет , если всесокрушающее пушечное
ядро попадет в несокрушимый столб?
- Как можно истолковать равенство 9 + 8 = 5?
- В непрозрачном пакете лежат 5 конфет
"Незнайка” и две конфеты "Ночка”. Сколько
конфет надо взять из пакета, чтобы среди них
обязательно оказались хотя бы одна конфета
"Незнайка” и хотя бы одна конфета "Ночка”?
- Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6
сек. За сколько секунд он поднимется с первого
этажа на пятый?
- Один из сомножителей равен 25. Как изменится
произведение , если второй сомножитель уменьшить
на 4 единицы?
VII. Конкурс капитанов (проведение и
оценка аналогично конкурсу команд)
Задание 1.
Расшифруйте пример:
Задание 2.
Гусеница ползет по стволу липы. Ночью она
поднимается на 4 м вверх, а днем спускается на 2 м
вниз. На восьмую ночь гусеница достигла вершины
дерева. Как высока липа?
VIII. Конкурс "Домашнее задание”
(параллельно конкурсу капитанов)
К данному конкурсу каждая команда выпускает
математическую газету, в которой будет задание
команде – сопернице. С начала игры эти газеты
находятся в жюри, которое уже оценило их
наглядность. Сейчас команды обмениваются
газетами и приступают к выполнению задания.
Задачи здесь могут быть разнообразными. Вот один
из вариантов.
В теплом хлеве у бабуси
Жили кролики и гуси.
Бабка странною была –
Счет животным так вела:
Выйдет утром за порог,
Сосчитает триста ног.
А потом без лишних слов
Насчитает сто голов.
И со спокойною душой
Идет снова на покой…
Кто ответит поскорей,
Сколько было там гусей?
Кто узнает из ребят,
Сколько было там крольчат?
IX. Подведение итогов игры
Пока идет подсчет баллов, можно исполнить
номер художественной самодеятельности.
Объявление итогов игры и награждение
победителей (не забудьте назвать победителей
среди болельщиков).
Таблица для публикации
результатов конкурса
Команда |
Приветствие |
Разминка |
Конкурс команд |
Конкурс болельщиков |
Конкурс капитанов |
Домашнее задание |
Итоговое кол-во баллов |
"Нулики” |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
"Единички” |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
Болельщики |
"Нулики” |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
"Единички” |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
Победила команда:________________________________________
Самый результативный игрок команды
"Нулики”___________
Самый результативный игрок команды
"Единички”_________
Победители среди болельщиков_____________________________ |