Тип урока: смешанный (урок
теоретических и практических групповых работ).
Цель урока: применение знаний на
практике.
Задачи:
- образовательные: научить применять полученные
знания на практике.
- воспитательные: вовлечь в активную
деятельность; совершенствовать навыки общения.
- развивающие: совершенствовать умения работы с
источниками знаний; совершенствовать навыки
анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и
защищать свою точку зрения; развивать творческие
способности; развивать коммуникативные навыки
работы в группах; развивать познавательный
интерес к окружающей жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся углубят и обобщат знания о видах
движения;
2. Научатся их распознавать и различать;
3. Приобретут навыкам работы в группах.
Оборудование урока: листы, маркеры,
карандаши, линейки циркули, мультимедийный
проектор, компьютер.
Учебник: И.М. Смирнова, В.А. Смирнов
Геометрия 7-9.
ХОД УРОКА
1 Блок: актуализация знаний
Описание: Предлагается группам из 4
учащихся выполнить задания на альбомных листах:
- 1 группа: построить фигуру центрально
симметричную равнобедренному треугольнику МНК
относительно точки К, какая образовалась фигура,
какие использовались свойства.
- 2 группа: постройте фигуру, полученную
поворотом на угол 45 градусов вокруг точки
пересечения его диагоналей, какая
образовалась фигура, какие использовались
свойства.
- 3 группа: постройте ось симметрии, зная
положение двух симметричных относительно нее
точек М и М1.
- 4 группа: (для сильных учащихся) докажите,
что если в четырех угольнике CDEF прямые c,d,
проходящие через диагонали, являются осями
симметрии, то это ромб.
Далее идет обсуждение работы. Учащиеся
повторяют алгоритм построения данного движения
и использование при доказательстве движения.
2 Блок: новая тема
Слово учителя: рассмотренные выше
преобразования плоскости обладают одним общим
свойством – они сохраняют расстояния между
точками. Такие преобразования называют
движениями.
Движением называется преобразование
плоскости, сохраняющее расстояния между точками,
т. е. если точки A,D переводятся в точки A1,D1
соответственно, то AD=A1D1.
Пусть одно движение переводит точку А вА1, а
другое движение переводит точку А1 в А2. Тогда
преобразование плоскости, при котором точке А
сопоставляется точка А2, называется композицией
движений. Оно получается последовательным
выполнением двух данных движений.
Свойство 1. Композиция движений
является движением.
Свойство 2. Движение переводит прямые
в прямые, лучи в лучи, отрезки в отрезки.
Свойство 3. При движении сохраняются
углы.
3 Блок: закрепление темы.
Вопросы учащимся:
- Могут ли при движении разные точки переходить в
одну?
- Докажите, что движение переводит окружность в
окружность того же радиуса.
- Пусть движение переводит отрезок АВ в отрезок А1В1.
Докажите, что середина С отрезка АВ перейдет в
середину С1 отрезка А1В1.
4 Блок: это интересно.
Выступление учащихся по теме «Паркеты», в
котором было дано определение паркета,
правильного паркета, примеры правильных
паркетов.
Были предложены вопросы:
1. Можно ли составить паркеты из правильных
пятиугольников, шести угольников,
семиугольников?
2. Можно ли заполнить плоскость треугольником
произвольной формы?
Выводы: движения – важная часть
предмета геометрии, с помощью движения можно
решать задачи. Движения встречаются в окружающей
нас обстановке, например – паркеты.
5 Блок: подведение итогов урока
Для проверки знаний учащихся, им дается
задание.
Закончить предложения:
– движением называется…
– примерами движений являются …
– движение переводит прямые в …
– две фигуры называются равными …
– композицией движений является …
– два треугольника равны в том и только в том
случае …
Итог урока
- Участники оценивают каждого в работе группы;
- Учащиеся дают оценку работы всей группы.
Домашнее задание: выучит определение
движения, композиций движения, свойства
движения, дополнительные задания из Рабочей
тетради.
Вывод:
Урок сформирован с учетом возрастных
особенностей учащихся: развитие воображения и
памяти. Задача педагога, организовать условия
усвоения материала путем воспроизведения
информации и выполнения упражнения по образцу.
Задача выполняется учащимися с применением
творчества и совместной работы в группе.
Достигнута цель урока – обобщение изучаемого
материала на уроке и введения его в систему ранее
усвоенных знаний.
В ходе урока были сложности в вопросах о
паркетах: выполнение устных упражнений, т. к. эта
тема не является обязательной для обучения,
только как познавательный материал.
Таким образом, в ходе урока присутствовал
позитивный эмоциональный настрой, все учащиеся
были вовлечены в групповую работу, при этом
проявили индивидуальное творчество. Достигнуты
основная цель и задачи, поставленные педагогом. |