Цель:
- систематизация знаний учащихся по теме;
- формирование умений устанавливать зависимость
между величинами;
- формирование интереса к предмету и развития
логического мышления.
На доске написано название игры. Команды 7-х
классов сидят за столами. Игру ведёт учитель. В
жюри сидят учащиеся от каждого класса.
1. Один из учащихся рассказывает
стихотворение о прямой.
Прямая линия! Я чту
Характер твой бескомпромиссный,
Тобой я измеряю мыслей
И глубину и чистоту.
Полёт межзвёздных кораблей,
Круженье птиц, порывы ветра,
Изгибы рек среди полей
Упрямо выпрямляю в метры.
Среди парабол и спиралей,
Которыми опутан мир,
Тебя, прямую, выбираю
За основной ориентир.
2. Представление команд. Каждая
команда выступает с визиткой, заранее
приготовленной дома.
3. Наша сегодняшняя встреча
посвящена линейной функции. Кто скажет, а кто
же ввёл термин «функция» в математику?
[Французский философ и математик Рене Декарт
(1596-1650гг) в его книге «Геометрия» (1637г). Термин
«Функция» впервые встречается у немецкого
математика Лейбница (1646-1716гг) в 1694г. В
употребление он был введён в начале XVIII века
Иоганном Бернулли (1667-1748гг)]
4. Что называется линейной функцией?
5. Какие способы задания функций вы
знаете?
6. Выберите из выражений те, которые
задают линейную функцию:
(Слайд 5)
7. На доске представлены графики.
Найдите среди них те, которые являются графиками
линейной функции.
8. Некоторая линейная функция задана
таблицей:
X |
– 2 |
– 1 |
0 |
1 |
2 |
Y |
– 8 |
– 4 |
– 2 |
1 |
4 |
Задайте её формулой, если известно, что одно из
значений функции записано неверно.
(Ответ: )
9. За одну минуту отметьте на
координатной плоскости как можно больше точек, у
каждой из которых
- Сумма абсциссы и ординаты равна – 2
- Разность абсциссы и ординаты равна 3
10. Линейная функция задана формулой . Найдите значение
функции, если значение аргумента равно 1.
Ответ: 5
11. Линейная функция задана формулой . Найдите значение
аргумента, если значение функции равно 1.
Ответ: 2
12. Точка С(200; 400) принадлежит графику
функции .
Запишите формулу, которой эта функция задаётся.
Ответ:
13. Конкурс художников (по одному
человеку рисуют на координатной плоскости).
На одной координатной плоскости выполните два
рисунка. Что у вас получилось? Что вы знаете об
этих созвездиях?
- (6;6), (3;7), (0;7,5), (–3;5), (–5;7), (–8;5), (–6;3), (0;7,5)
- (–15;–7), (–10;–5), (–3;–6), (6,–6), (5;–10), (–1;–10), (–3;–6)
Легенда
У древних греков существовала легенда о
созвездиях Большой и Малой Медведиц.
Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жёны
прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок
Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы
избавить Калисто от преследований богини, Зевс
обратил Калисто в Большую Медведицу, её любимую
собаку – в Малую Медведицу и взял их на небо.
14. График линейной функции параллелен графику
функции .
Выберите из предложенных пар коэффициентов те,
которые удовлетворяют данным условиям
- k=3 m=1
- k = – 3 m = – 2
- k = 3 m = 2
- k = 2 m = 3
15. График линейной функции параллелен графику
функции и
пересекается с графиком функции в точке, лежащей на оси
ординат. Какой формулой задан этот график?
16. Даны координаты шести точек:
A(–5;–10), B(3;6) O(0;0), С (–1;–4), D(4;8), E(–3;–6). Пять из них
лежат на одной прямой. Назовите координаты
шестой точки
17. Ученик выходит к доске, задумывает
линейную функцию и её формулу записывает на
карточке. Ученики должны отгадать эту формулу.
Они по очереди задают значения х. Ученик
записывает значения х на доске в таблице и
сразу же пишет соответствующее значение у.
Потом следующее значение х и т.д. Выигрывает
тот ученик, который первым назовёт формулу
задуманной функции.
Чтобы задать значение х, ученики поднимают
правую руку, чтобы назвать формулу – левую.
18. Отметьте на координатной плоскости
указанные ниже точки.
A(–4;2), B(–3;–1), C(–2;0), D(–1;1).
Они располагаются в определённой
последовательности. Догадайтесь в какой и
отметьте ещё три точки, соблюдая эту
последовательность. Назовите координаты этих
точек.
(Точки лежат на одной прямой и на одном и том же
расстоянии друг от друга).
19. Подведение итогов, награждение команд. |