- развивать интуицию, догадку, эрудицию и
владение методами математики;
- пробуждать математическую любознательность и
инициативу;
- развивать устойчивый интерес к математике;
- воспитывать культуру математического мышления.
Развивающие задачи: развитие логического
мышления, речи, умения применять знания в новой
ситуации, расширение познавательной свободы
ребенка.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Учитель сообщает учащимся тему урока, цель
урока. Сообщает учащимся девиз урока "мало
иметь хороший ум, главное - хорошо его
применять"- Рене Декарт.
Ход урока
Исходный рубеж:
1. У мальчика столько же сестёр, сколько и
братьев; а у сестры его вдвое меньше сестёр, чем
братьев. Сколько всего братьев и сестёр?
Ответ: 4 брата и 3 сестры.
2. В саду живут куры и кролики. Число голов всех
животных равно 50, а число ног - 160. Сколько в саду
кур и сколько кроликов?
Ответ: 20 кур и 30 кроликов.
3. Стали вороны садиться по одной на берёзу - не
хватило одной берёзы; стали садиться по две -
одна берёза лишняя. Сколько было ворон и сколько
берёз? Ответ: 4 вороны и 3 берёзы.
4. В феврале 2004 года было 5 воскресений. Какого
числа было четвертое воскресенье?
Ответ: 22 февраля.
5. 4 маляра окрашивают 6 комнат за 5 часов. За
какое время 12 маляров окрасят 18 комнат?
Ответ: За 5 часов.
6. Учитель предложил решить Саше 6 задач. За
каждую нерешенную задачу учитель давал ему 2
дополнительные задачи. В итоге Саше пришлось
решать 14 задач. Сколько задач Саше не удалось
решить?
Ответ: 4 задачи.
7. Три поросёнка Наф - Наф, Ниф - Ниф и Нуф - Нуф
решили построить дом. Каждый из трёх поросят
купил по 12 брёвен и распилил их на 30 однометровых
чурбаков. Длина каждого из купленных брёвен была
равна либо двум, либо трём, либо четырём метрам.
Сколько всего распилов пришлось сделать
поросятам?
Ответ: 54 распила.
8. Сколько существует двузначных чисел,
представимых в виде суммы двух натуральных
чисел, каждое из которых равно 11 или 17.
Ответ: 31 число: 22 , 28, 33, 34, 39, 44, 45, 50, 51, 55, 56, 61, 62, 66, 67,
68, 72, 73, 77, 78, 79, 83, 84, 85, 88, 89, 90, 94, 95, 96, 99.
9. За новогодним столом сидят 20 человек, 16 из них
носят имя Саша. В полночь они рассядутся за
круглым столом, и каждый загадает одно желание.
Исполнится же желание лишь у тех, кто будет
сидеть между двумя Сашами. Какое наибольшее
число желаний может исполниться?
Ответ: 14 желаний.
10. Барон Мюнхаузен и его слуга Томас подошли к
реке. На берегу они обнаружили лодку, способную
перевести лишь одного человека. Тем не менее они
переправились через реку и продолжили
путешествие. Могло ли так быть?
Ответ: Да, они подошли с разных берегов реки.
11. Шапокляк в 5 раз тяжелее Чебурашки и на 30 кг
легче Гены. Сколько весит Чебурашка, если все
трое вместе весят 140 кг?
Ответ: 10 килограммов.
12. Какова наименьшая сумма пяти различных по
достоинству современных российских монет?
Ответ: 166 копеек = 1 рубль 66 копеек.
13. Сколько существует трёхзначных чисел. Цифры
в которых расположены по возрастанию слева
направо?
Ответ: 84. Начинающих с 1-28, с 2-21, с 3-15, с14-10, с 5-6, с
7-1.
13. Сколько существует трёхзначных чисел. Цифры
в которых расположены по убыванию слева направо.
Ответ: 120.
Зачетный рубеж:
16. Из 26 спичек длиной по 5 см сложили
прямоугольник наибольшей площади. Чему равна его
площадь?
Ответ: 1050 см?. Стороны равны 6 и 7 спичек.
17. Из пунктов А и Б одновременно навстречу друг
другу вышли мальчик и девочка, каждый со своей,
постоянной скоростью, и встретились через час.
После этого они, не останавливаясь, пошли дальше
и, дойдя до пунктов Б и А, повернули обратно, посла
чего снова встретились. Сколько времени пройдёт
между первой их встречей и второй?
Ответ: 2 часа.
18. Дано: 68 791 + 245 194. Вычеркните четыре цифры из
этой записи так, чтобы получилось наименьшая
сумма. При этом из каждого числа надо вычеркнуть
хотя бы по одной цифре. Чему равна получившаяся
сумма?
Ответ: 2 865.
19. Сейчас угол между часовой и минутной
стрелками настенных часов прямой. Чему может
быть равен угол между этими стрелками через
полчаса?
Ответ: 105° или 75°.
20. Найдите все натуральные числа, которые в 7 раз
больше своей последней цифры.
Ответ: Одно число: 35.
21. На отрезке АВ, длина которого равна 6 см,
отмечены две точки: М и К. Известно, что ВМ = 2 ВК, АМ
= 0,8 АК. Найдите длину отрезка МК.
Ответ: 1 см.
22. Расшифруйте ребус:
+ УМ
ШУМ
ВМШ
Ответ: + 74.
874
948
23. Даны шесть чисел: 1; 2; 3; 4; 5; 6. Разрешено к любым
двум числам прибавлять по единице. Можно ли через
несколько ходов сделать все числа равными?
Ответ: Нет, т. к. сумма 6 чисел - нечетная, а в
случае равенства сумма - будет четной.
24. В бочке не менее 13 ведер бензина. Можно ли
отлить 8 ведер с помощью девятиведерной и
пятиведерной бочек?
5 ведер |
0 |
0 |
5 |
0 |
4 |
4 |
5 |
9 ведер |
0 |
9 |
4 |
4 |
0 |
9 |
8 |
25. В классе 40 учеников. Найдётся ли такой месяц в
году, в котором отмечают день рождения не менее
чем 4 ученика этого класса?
Ответ: Да. (с помощью принципа Дирихле).
26. Из 4 монет одна тяжелее остальных, имеющих
одинаковый вес. Можно ли узнать с помощью двух
взвешиваний на весах с двумя чашечками без гирь?
Ответ: Да, разбив 4 монеты по 2 и взвешивая монеты
каждой пары.
27. Сколько знаков после запятой в десятичной
записи числа.
1.
1 024 00
Ответ: 13 знаков.
28. В треугольнике один из углов в 2 раза больше
второго и на 20° отличается от третьего. Какие
значения (в градусах) может принимать наибольший
угол такого треугольника?
Ответ: 80° и 84°. |