Предмет математики настолько серьезен, что
полезно не упускать случаев делать его немного
занимательным.
Б.Паскаль
Цели и задачи:
- развивать математические способности,
сообразительность, любознательность, логическое
мышление, укреплять память учащихся;
- развивать и укреплять интерес к математике;
- развивать коммуникативные возможности
учащихся в процессе подготовки к внеклассным
мероприятиям по предмету;
- познакомить учащихся с известными учеными
математиками древности и нашего времени.
Место проведения: актовый зал, 4 кабинета
математики.
Форма проведения: путешествие по станциям
"Историческая”, "Блиц-вопрос”, "Умники и
умницы”, "Творческая мастерская”.
Предварительная подготовка:
- создание жюри и обеспечение его необходимыми
материалами;
- помощь учащимся в организации команд, выборе
капитанов;
- в наглядном оформлении и подготовке "Визитной
карточки” команд;
- подбор материала для конкурсов.
Оборудование: слова Б.Паскаля на доске,
эмблемы команд, математические газеты, плакаты
болельщиков, карточки с заданиями, макет из
проволоки, портреты Великих математиков,
маршрутный лист и оценочная карта для команд,
призы.
Ход игры
Вступительное слово учителя:
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, чтоб не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век, -
Всегда стремился к знанью человек.
Из выше сказанных слов становится ясно, что в
зале собрались именно те, кто "всегда стремился
к знанью”.
Наше мероприятие посвящено самой точной, самой
важной, самой нужной из наук - математике!
Математика – наука
Она – гимнастика ума.
Есть в ней точность и смекалка,
Цифры, буквы и …игра.
Тот, кто учит, понимает,
Что наука нам нужна
Так как в трудной жизни нашей
Без нее никак нельзя:
математика повсюду,
математика везде.
Тот, кто учит, понимает…
И порядок в голове.
Теперь познакомимся с командами. В нашей игре
участвуют 4 команды по 8 человек. Целесообразно
игру проводить между классами одной параллели,
например 5а, 5б, 5в, 5г. Ребята представляют свою
"Визитную карточку”. Это было домашним
заданием. Жюри оценивает данный конкурс и
выставляет баллы в оценочную карту.
Далее команды пройдут ряд испытаний. В четырех
кабинетах размещены станции "Блиц-вопрос”,
"Историческая”, "Умники и умницы”,
"Творческая мастерская”.
Команды получают маршрутный лист и расходятся
по станциям согласно этому листу (см. приложение).
На каждой станции командам выставляют баллы по
определенному критерию. На каждую станцию
выделяется не более 5-ти минут.
Пока команды путешествуют, болельщикам дается
задание сочинить сказку "Путешествие нолика в
страну чисел”. После того как команды вернутся
обратно, болельщики должны продемонстрировать,
что они сочинили. Этот конкурс так же оценивается
жюри, баллы заносятся в оценочную карту.
1 станция "Блиц-вопрос”.
На этой станции командам задают 10 вопросов. Они
быстро должны дать ответ. Правильный ответ
оценивается в 1 балл.
1. На прямолинейном участке пути каждое колесо
двухколесного велосипеда проехало 5 км.
Сколько километров проехал велосипед?
Ответ: (5 км.).
2. Доску длиной 4 м распилили на части по 1 м.
Чтобы отпилить 1 м доски, нужно пять минут. За
сколько времени можно распилить всю доску?
Ответ: (15 мин).
3. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на
10-ти руках ?
Ответ: (50 пальцев).
4.
Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
Ответ: (4 утенка).
5. Масса кирпича 1 кг и еще полкирпича. Сколько
весит весь кирпич?
Ответ: (2 кг).
6. Шла старуха в Москву. Навстречу ей три
старика. Сколько человек шло в Москву?
Ответ: (Одна старуха).
7. Что легче: 1кг ваты или 1 кг железа?
Ответ: (Одинаково).
8. Какие цифры употребляют в десятичной системе?
Ответ: (Арабские).
9. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько
весит петух, стоя на двух ногах?
Ответ: (3 кг).
10. Сколько сейчас времени, если оставшаяся
часть суток в два раза больше прошедшей?
Ответ: (8 часов).
2 станция "Умники и умницы”.
На этой станции командам дают более сложные
задания. Каждое задание оценивается в 2 балла.
1. Определите, какой цифрой заканчивается
результат каждого вычисления:
2+13+25+36+47+58+69= ? |
Ответ (0). |
2*4*6*8*12*14*18*22= ? |
Ответ (2). |
12*13+13*14+14*15+15*16+16*17+17*18+18*19= ? |
Ответ (8). |
2. Восстановите пропавшие цифры
3. Запишите в строчку через одну клеточку подряд
цифры 2,3,4,5,6. Не меняя порядка цифр, вставьте между
ними знаки действий так, чтобы в результате
получилась единица.
Ответ: (2*3-4+5-6=1).
3 Станция "Историческая”.
На данной станции учащимся предлагают портреты
великих математиков. Учитель зачитывает
автобиографию, а команда должна отгадать, о ком
идет речь. Правильный ответ оценивается в один
балл.
1. Его называли королем математиков. Его
математическое дарование проявилось уже в
детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте
он удивил окружающих, поправив расчеты своего
отца с каменщиками. Однажды в школе, учитель
предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока
учитель диктовал задание, у него уже был готов
ответ. Кто это?
Ответ: (Карл Гаусс).
2. Он решил много сложнейших задач, совершил не
одно открытие в различных разделах современной
математики. Радость своих математических
открытий он познал рано. Он рассказал, что еще до
поступления в гимназию, в возрасте 5-6 лет он любил
придумывать задачи, подмечать интересные
свойства чисел. Кто он?
Ответ: (Колмогоров А.Н.).
3. Метрическая система мер принята большинством
стран мира. В России ее введение началось 1899 года.
Большие заслуги во введении и распространении
метрической системы мер в нашей стране
принадлежат кому?
Ответ: (Менделеев Д.И.).
4 Станция "Творческая мастерская”
В творческой мастерской ребятам предлагают
задания, развивающие пространственное
воображение. Правильно выполненное задание
оценивается в 2 балла.
1. Отгадайте ребус (рис.1):
Рис. 1
Ответ: (Знаменатель)
2. Сосчитайте, сколько прямоугольников в окне.
(рис. 2)
Рис. 2
Ответ: (18)
3. Из проволоки сделаны два квадрата. Как нужно
один из них наложить на другой, чтобы можно было
получить восемь одинаковых треугольников и
восьмиугольник? (Рис. 3)
Ответ:
Рис.3
Заключение игры.
После того, как команды пройдут все станции, они
возвращаются в зал. Болельщики демонстрируют
свои сказки.
Жюри подводит итоги. Подсчитывают баллы в
оценочной карте и объявляют результаты.
Награждение команд призами.
Окончена игра, но не грустите,
Хоть проиграли или выиграли сейчас –
Будут в вашей жизни успехи
И победы еще не раз.
Главное, не забывайте:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать.
Нужно прежде всего
Математику знать.
|