Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать изученный по главе материал; провести контроль приобретенных знаний.
Задачи урока:
- образовательные- повторить и обобщить изученный материал;
закрепить правила сложения и вычитания обыкновенных дробей, правило
определения координат точек на координатном луче; контроль и оценка
знаний полученных в ходе изучения темы.
- развивающие - развитие логического и пространственного мышления
учащихся; навыков работы в паре; память; анализ. Развитие визуальных и
тактильных каналов восприятия информации.
- воспитательные - эстетическое воспитание; воспитание ответственности за конечный результат, самостоятельности.
Ход урока
I. Организационно-психологический этап.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока.
Математике учиться – всегда пригодиться.
2) Ребята, а зачем заниматься математикой?
Не зря говорят: Математика – царица наук!
Без неё не летят корабли,
без неё не поделишь ни акра земли,
даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,
что почём, не узнаешь,
а узнав, не поймёшь! (мультфильм)
Я пришла к вам с ответственной миссией – организовать увлекательное
путешествие в страну "Обыкновенных дробей"! Скажите, а любите ли вы
путешествовать? Мы отравимся в путешествие вместе с героями мультфильма
"Смешарики".
( видео – где общаются заяц и еж "Смешариков").
Наше путешествие мы совершим на ракете, которую изобрел Винт из мультфильма "Смешарики".
( видео – ракета Смешариков)
Отказы, возражения и самоотводы не принимаются! Собираясь в
путешествие, каждый обязательно думает – что же взять с собой в дорогу.
Давайте и мы договоримся, что в это путешествие мы возьмем:
- Хорошее настроение
- Дружескую поддержку,
- Взаимопомощь,
- Знания
А главное, стремление узнать как можно больше.
Помните, что от активности каждого из вас зависит успех нашего путешествия. Итак, отправляемся в путь.
( видео – запуск ракеты Смешариков)
I
II. Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы (2 мин).
Взгляните на свои маршрутные листы нашего космического путешествия. В них вы будете заносить результат.
( видео – полет ракеты Смешариков)
IV. Актуализация знаний.
- Знаменатель дроби показывает, на сколько долей разделено целое.
- Числитель дроби показывает, сколько долей из полученного при деление целого на равные части выделяется.
- Знаменатель дроби записывают под чертой дроби.
- Числитель дроби записывают над чертой дроби.
- Как сравнить две дроби с одинаковым знаменателем, числителем.
- Какую дробь называют правильной?
- Какую дробь называют неправильной?
- Может ли быть правильная дробь больше единицы?
- Всегда ли неправильная дробь больше единицы?
- Как называется число, в записи которого есть целая и дробная части?
- Как складываются дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как вычитаются обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями?
V.Решение задач. Постановка проблемы.
Есть у нас поговорка «попал в тупик», т.е. попал в такое положение,
откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит, «попасть в
дроби». Она означает, что человек, попавший в "дроби", попал в очень
трудное положение.
Поговорка эта напоминает нам о тех временах, когда дроби считались
самым трудным и самым запутанным отделом математики. Освоить же дроби
было тяжело.
Первая наша космическая остановка - Планета "Дробная"
1 вариант (материал для проведения устной работы)
№1.Составь по долевой схеме смешанное число и перейди к неправильной дроби.
№2. Составь неправильную дробь и перейди к смешанному числу.
№3. Определи координату обозначенных точек на координатном луче. Что
называют координатным лучом? №4. Если дроби расположить в порядке
возрастания, то получится имя древнегреческого ученого, основателя
библиотеки в городе Александрии, жившего в Древнем Египте во 2 веке до
н.э. Он впервые высказал предположение о том, что Земля имеет круглую
форму.
13 / 24
|
21 / 24
|
6 / 24
|
3 / 24
|
8 / 24
|
23 / 24
|
22 / 24
|
19 / 24
|
4 / 24
|
О
|
Ф
|
А
|
Э
|
Т
|
Н
|
Е
|
С
|
Р
|
№5. Если дроби расположить в порядке убывания, то получится название самой маленькой страны в мире
16/21
|
6/21
|
8/21
|
19/21
|
5/21
|
11/21
|
13/21
|
А
|
А
|
К
|
В
|
Н
|
И
|
Т
|
2. вариант. Тестирование "загадочные квадратики" с помощью тестирующей программы
VI.Повторение теории
Побывав на планете "Дробная" мы пополнили свой багаж знаний и наш корабль испытал Незапланированную нагрузку.
( видео – незапланированная нагрузка«Смешариков)
Ваша задача найти пути избавления от лишнего веса. Чтобы преодолеть все
трудности предлагаю Вам вспомнить основные понятия, изученные вами по
данной теме Я начинаю, а вы мне в рифму отвечайте:
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.
Посмотрите, что за дробь –
Дробь обыкновенная.
Проведем сегодня с ней
Действия мгновенные
Одна пятая плюс две пятых
Сколько будет? …
Молодцы! Справились с данным заданием. Наше путешествие еще не заканчивается.
VII. Из истории математики. (Презентация Кибасова)
На нашем пути еще одна планета.
( видео – полет ракеты Смешариков)
Даже самые образованные люди считали действия с дробями весьма
трудными. Это происходило потому, что общих приемов действия с дробями и
записи дробей не было. А как все начиналось нам расскажет Марина, Но
для этого нам необходимо заглянуть на планету Истории математики.
( презентация по истории математики .)
Молодцы! Справились и с этим заданием. Предлагаю вам совершить дальнейшее путешествие.
Исторические сведения:
В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от
глагола "дробить" - разбивать, ломать на части. В первых учебниках
математики (в VIII веке) дроби так и назывались – "ломаные числа". У
других народов название дроби также связано с глаголами "ломать»,
"разбивать", "раздроблять".
Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его
стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было
заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась
дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала
постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым
европейским ученым, который стал использовать и распространять
современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын
городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово
"дробь". Названия "числитель" и "знаменатель" ввел в XIII веке Максим
Плануд – греческий монах, ученый-математик.
VII. Математический диктант
Ой ребята посмотрите мы попали в Метеоритный дождь
( видео – метеоритный дождь Смешариков).
Нам необходимо пролететь так, чтобы ни один метеорит не задел наш
корабль. Чтобы преодолеть его вам необходимо показать карточку с
правильным ответом (презентация метеоритный дождь)
Молодцы! Мы избежали столкновения с метеоритным дождем. Предлагаю вам немного отдохнуть.
VIII. Физминутка
(Звучит музыка) Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Отдыхают... Засыпают...
Шея не напряжена
И рассла-бле-на...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется...
Дышится легко... ровно... глубоко...
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Пoтянулись! Улыбнулись!
IХ. Работа над нестандартными заданиями, практическая работа.
Итак, мы отдохнули, набрались сил и продолжаем наше космическое
путешествие. ( видео – метеорит столкнулся с метеоритом Смешариков).
Ребята наш космический корабль вышел из строя, его необходимо починить. (
видео – неисправность двигателя Смешариков)
Для этого нам необходимы инструменты. Всем известно, все целое состоит
из частей. Сейчас вам необходимо выполнить практическую работу в парах,
пользуясь указаниями к работе. За отведённое время учащиеся могут
выполнить задание либо по одной из двух предложенных схем, либо по двум.
(Учащиеся по очереди выходят к доске. Работа предполагает использование
цветных карандашей, активизирует работу зрительной и особенно
тактильной памяти детей. По окончанию выполнения работы проводится
взаимоконтроль с выставлением отметок.
Х. Работа с нестандартной задачей
Молодцы, ребята! Мы с Вами починили космический корабль и теперь мы отправляемся к планете Задач.
( видео – полет ракеты Смешариков)
Я приглашаю всех членов космической команды, принять участие в решении задач
2 вариант
1. Составь дробь по рисунку, запиши выражение и выполни действие.
Учащимся предлагается составить примеры, используя долевые схемы, и
решить их. Работа направлена не только на проверку правил сложения и
вычитания обыкновенных дробей, но и на развитие логического мышления
учащихся. Организуется самопроверка и самооценка с использованием листа
ответов, либо используется гиперссылка на ответ в рабочем окне.
Составь дробь по рисунку. Запиши выражение, выполни действие.
Тест.
ХI. Итоги урока. (картинки: возить камни, добросовестно выполнял свою работу, строительство храма)
Наше путешествие подходит к концу, и мы с вами отправляемся домой ( видео – полет домой Смешариков).
Притча.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим
солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал
каждому по вопросу.
У первого спросил: "Что ты делал целый день?" И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?", и тот ответил: "А я добросовестно выполнял свою работу".
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: "А я принимал участие в строительстве Храма".
— Ребята! давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
— Кто работал так, как первый человек?
— Кто работал добросовестно?
— Кто принимал участие в строительстве храма?
( видео – конец мультфильма про Смешариков).
ХII. Домашнее задание: на карточках
Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи,
Тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже
Трудная задача.
Спасибо за урок!
|