Задачи: сформировать представление о
долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без
патриотизма невозможно привести Россию к возрождению; познакомить с
героическими и трагическими страницами истории Отечества; воспитывать уважение
молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание
необходимости увековечения памяти павших героев; способствовать формированию у
молодёжи готовности к защите Родины.
Оборудование: мультимедийная установка, заклеенные крест на крест окна,
портрет Тани Савичевой над трибуной, на трибуне возложенные цветы.
Экспонаты музея: буржуйка (печь), обломки
стульев, старые газеты, книги (чем топили буржуйки в блокадном
Ленинграде), ленинградские хлебные
карточки, кусочки чёрного хлеба в 125 грамм, старая шаль.
Герой: девочка Валя Зайцева в
беленьком ситцевом платьице с косичками и бантом.
Предварительная
работа:
-
чтение и обсуждение книги Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова»;
-
поиск и систематизация материала о
жизни блокадного Ленинграда;
-
оформление материала в виде презентаций и выступлений;
-
совместное написание сценария.
Ход
урока мужества
(Параллельно
демонстрируются слайды презентации, звучит музыка).
Вступление
учителя (слайды
№№ 2-7).
В
прошлом году в мае мы уже побывали в
музее проживания. И вместе с Юрием Яковлевым и его героями Серёжей и Дедом
прошли дорогами войны и вернулись с неё совсем другими. Сегодня мы вместе с
Юрием Яковлевым и его героиней рассказа «Девочки с Васильевского острова» Валей
Зайцевой окажемся в блокадном
Ленинграде.
Ведущий
1 (слайд №8).
Опять
война, опять блокада, -
А
может, нам о них забыть?
Я
слышу иногда: «Не надо,
Не
надо раны бередить.
Ведь
это правда, что устали
Мы
от рассказов о войне.
И
о блокаде пролистали
Стихов
достаточно вполне».
И
может показаться: правы
И
убедительны слова.
Но
даже если это правда,
Такая
правда не права!
Я
не напрасно беспокоюсь,
Чтоб
не забылась та война:
Ведь
эта память - наша совесть.
Она,
как сила, нам нужна.
Валя
(слайд №9).
Я
Валя Зайцева с Васильевского острова.
У
меня под кроватью живет хомячок. Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние
лапы и смотрит черными пуговками... Вчера я отдубасила одного мальчишку.
Отвесила ему хорошего леща. Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за
себя, когда надо...
У
нас на Васильевском всегда ветрено. Сечет дождь. Сыплет мокрый снег. Случаются
наводнения. И плывет наш остров, как корабль: слева - Нева, справа - Невка,
впереди - открытое море.
Ведущий
2 (слайд №10).
По легенде, царь Пётр I, осматривая остров, вырезал два дёрна и, положив их
крестообразно, сказал: «Здесь граду быть». Затем, взяв заступ, он начал копать
ров. В этот момент в воздухе появился орёл и стал парить над царём. Когда ров
был выкопан размером около двух аршин, в него поставили ящик, высеченный из
камня.
Священники окропили этот ящик святой водой, затем государь поставил в него
золотой ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного.
Ящик накрыли каменной доской, на которой была вырезана надпись: «От воплощения
Иисуса Христа 1703, мая 16-го, основан царствующий град С.Петербург великим
государем царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем российским».
Самостоятельно обследовав острова дельты, Петр нашел именно то, что нужно:
Заячий остров, расположенный у разветвления Невы на два рукава, недалеко от
моря. Со всех сторон остров омывался водой, что стало бы естественной преградой
в случае его штурма. С острова можно было держать под прицелом вражеские
корабли, откуда бы они ни вошли в Неву.
Ведущий
3 (слайд №11).
16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили
крепость. Именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга. Но имя
свое крепость получила только 29 июня, когда, в Петров день, здесь заложили
церковь Святых Петра и Павла. Петр назвал новую крепость "Санкт -
Питербурх", это же имя получил и возникающий вокруг Заячьего острова
город. Апостол Петр, по христианскому преданию, был хранителем ключей от рая, и
это тоже казалось русскому царю символичным: город, носящий имя его небесного
покровителя, должен был стать ключом от Балтийского моря. Только несколькими
годами позже крепость стали называть Петропавловской - по названию ее главного
собора.
Ведущий
4 (слайд №11).
Так
в дельте реки Нева на Заячьем острове , а потом и на других островах возник
город Санкт-Петербург, впоследствии Ленинград.
Предполагалось, что самый большой из островов
невской дельты, поначалу называвшийся Преображенским, а затем переименованный в
Васильевский, станет центром Санкт-Петербурга. Однако остров оказался не очень
удобным для этой цели. Вскоре после постройки здания Двенадцати коллегий рядом
вырос Меншиковский дворец, созданный зодчими Д. Фонтана и Г. Шеделем. После
ссылки князя Меншикова в его дворце был размещен Первый кадетский корпус.
Валя
(слайд №12).
У
меня есть подружка - Таня Савичева. Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13.
Четыре окна на первом этаже. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка...
Сейчас лавки нет, но в Танино время, когда меня еще не было на свете, на первом
этаже всегда пахло керосином. Мне рассказывали.
Ведущий
1 (слайд №13).
Кто
же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя,
старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском
машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал
строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья
Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и
бабушка Евдокия Григорьевна домовничали.
Валя
(слайд №13).
(Девочка
не только рассказывает, но и показывает).
Таня
была певуньей. Всегда пела. Ей хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась
на словах: споткнется, а все думают, что она забыла нужное слово. Моя подружка
пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Ей нельзя было заикаться, она
собиралась стать учительницей, как Линда Августовна.
Она
всегда играла в учительницу. Наденет на плечи большой бабушкин платок, сложит
руки замком и ходит из угла в угол. «Дети, сегодня мы займемся с вами
повторением...». И тут споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене,
хотя в комнате - никого.
Говорят,
есть врачи, которые лечат от заикания. Я нашла бы такого. Мы, василеостровские
девчонки, кого хочешь найдем! Но теперь врач уже не нужен. Она осталась там...
моя подружка Таня Савичева.
Ведущий
2.
(Звучит
«Священная война»: громкое начало, постепенно звук убавляется и на фоне песни
звучат слова ведущего и снова звук нарастает ) (слайд №14)
Рано
утром 22 июня 1941 года германская армия пересекла границы Советского Союза. В
ходе операции «Барбаросса» южная группа
германских армий должна была наступать на Киев, центральная – продвигаться по
маршруту Варшава – Смоленск – Москва, армии "Север” предписано было идти на
Ленинград. Перед последней группой была поставлена конкретная задача:
уничтожить советские войска, которые вели ожесточённые бои с оккупантами в
Прибалтике. Операция должна была завершиться захватом Ленинграда и Кронштадта.
Ведущий
3 (слайд №14).
В
плане «Барбаросса», разработанным военно-политическим руководством Германии,
захвату Ленинграда отводилось особое место, поскольку этот город является
крупнейшим политическим, экономическим и военно-стратегическим центром
Советского Союза. Взятие Ленинграда означало также захват побережья Балтийского
моря, который повлёк бы за собой уничтожение Балтийского флота. Северной
германской группой армий командовал генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лееб, она
в общей сложности насчитывала около 730 тыс. солдат и офицеров, более 13 тыс.
орудий и миномётов, 1500 танков. Согласно разработанному плану, в Ленинградском
сражении должны были принять участие также финские и норвежские войска, с такой
поддержкой Гитлер планировал захватить Ленинград за три недели.
Ведущий
4 (слайд №15-16).
Группа
армий "Север” стремительно прорывалась к Ленинграду. С июля 1941года начинается
строительство оборонительных сооружений на Лужском рубеже, создаётся совет по
эксплуатации. Поскольку положение на фронтах становилось с каждым днём всё
тревожнее, с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе
заводы. К концу лета было отправлено около ста предприятий.
Немецкие
войска наступали на всех фронтах. На северо-западном направлении, преодолев
героическое сопротивление советских войск и прорвавшись через народное
ополчение, испытывавшее нехватку оружия и боеприпасов, противник 8
сентября 1941 года перерезал последнюю железную дорогу, связывавшую
Ленинград с остальной страной, и блокировал город. Началась героическая борьба
ленинградцев в условия блокады. На защиту города Ленинграда поднялись все его
жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли
добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.
Ведущий
1 (слайд №17-20).
11
ноября 1941 года командующим Ленинградским фронтом был назначен генерал армии
Г.К. Жуков. Прибыв в город на Неве, он сумел мобилизовать все силы фронта,
Балтийского флота и жителей Ленинграда на отпор вражеским войскам, рвущимся к
городу, и на укрепление. На слабые участки фронта были переброшены войска с
Карельского перешейка, которые пополнились отрядами народного ополчения. Для
борьбы с немецкими танками была привлечена часть зенитных орудий
противовоздушной обороны. Весь сентябрь жестокие бои велись на окраинах города.
Немцами были взяты Красное Село, Лигово, Пушкин, Новый Петергоф.
В
октябре 1941 года фон Лееб двинулся на Ленинград, который уже находился в
осаде. Его подвели союзники: финские войска отказались идти в город на Неве, а
норвежская армия застряла в тундре. Группа армий «Север» была остановлена на
подступах к городу, все попытки немцев овладеть городом оказались
безрезультатными и стоили противнику больших потерь.
И та, что сегодня прощается с
милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
Полный текст скачивайте по ссылке вверху страницы
|