Цель: разъяснить учащимся понятия «индивид»,
«коллектив», «я», «мы», «они — те, кто вне коллектива». Что Важно для
каждого, что важно для коллектива. Ввести понятия «устойчивый человек»,
«устойчивый коллектив».
Оснащение: тетради, ручки.
Предварительная подготовка. Практически все уроки
для этого возраста построены на групповой работе в тренинговом режиме с
применением соревновательного элемента. Класс делится на группы, удобные
для работы преподавателя (минимум четыре ученика в группе). Рекомендуем
поделить каждый ряд на две группы, объединив в первую 1, 2, 3-ю парты и
во вторую — 4, 5, 6-ю парты. Желательно организацию пространства
провести до урока, чтобы не тратить на это учебное время.
Учитель. В мире ежеминутно происходит множество событий. С людьми
случается что-то радостное, хорошее, нежелательное, страшное. Всех
событий мы знать не мо жем. Мы знаем то, что происходит с нами, вокруг
нас, или то, о чем мы узнаем из газет, по радио, телевидению.
Подумайте и обсудите с товарищами по группе, какие бывают страшные, тяжелые, хорошие, радостные события.
(Каждая группа обсуждает и сообщает, сколько всего перечисленных значений набралось и каких больше.)
У нас получилось, что больше всего бывает... (страшного, тяжелого,
радостного, хорошего) и меньше... А теперь поднимите руки, кто хочет
быть радостным и хорошим. А кто хочет быть страшным и трудным?
Сегодня мы убедились, что при радостном состоянии устойчивее стоишь
на ногах, и весь организм ощущается устойчивым. Страх, наоборот,
расшатывает, разъединяет и значит — делает нас слабыми, неустойчивыми.
Вот каждый стоит на двух ногах — это радость, это хорошо. А вот страх
одну ногу подкосит. Встаньте из-за парты на одну ногу. Посмотрим, кто
дольше простоит: те, кто на двух ногах или на одной.
(Упражнение на устойчивость выполняется в группах.) Радость —
это хорошо, это устойчивость. Каждый устойчив, значит — устойчива вся
группа, весь коллектив. И так в любом коллективе, даже в масштабах всей
страны.
А теперь вернемся к тому, что вы называли страшным, нежелательным. К чему, по-вашему, относятся алкоголь, курение, наркомания?
(Если дети упомянули об этом в своих ответах, ранее, нужно сказать, что они уже об этом говорили. Дети дают определения.)
Учитель подводит итог, подчеркивая, что такие явления, как
алкоголизм, курение, наркомания, являются негативными. Он подчеркивает,
что они ведут к нарушению устойчивости, причиняют вред организму.
Учитель предлагает подобрать эпитеты негативного содержания для
характеристики этих явлений — плохое, страшное, неустойчивое, больное.
В конце учитель благодарит ребят за то, что все они активно
поработали, говорит, что это его очень обрадовало, что он не ожидал
столь быстрого освоения ими такой трудной темы.
Домашнее задание: написать небольшое сочинение, начиная словами: «Я
знаю, что быть устойчивым — это...» Нарисовать эскизы плакатов,
изображающих устойчивость. |