- Расширить представления детей о семье, ее
обязанностях, традициях, реликвиях;
- Развивать внимание, мышление, воображение, речь.
Возраст детей: 9-12 лет.
Оборудование: компьютерная презентация "В
кругу семьи”.
Учитель: "Этот год объявлен в России годом
семьи. Сегодня мы поговорим о семье. На наше
внеклассное мероприятие приглашены родители,
которые помогут нам получить полное
представление о том, что же такое семья? Сегодня
мы проведем соревнование между семьями, главой
которых будут ваши родители, Которые будут
помогать вам и координировать ваши действия. За
каждый этап соревнования каждая "семья” будете
получать жетон. Та группа, которая набрала больше
всего жетонов получает главный приз”.
Учитель: "Семья – это родные друг другу люди,
живущие вместе. Семья с первых минут нашего
рождения находится рядом с каждым из нас. Если
нам плохо, трудно, если с нами случилось
несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит,
даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди:
мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры –
наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша
опора на всю жизнь. Подчеркивая важность семьи,
люди даже учредили Международный день семьи. Он
отмечается ежегодно в мае. Какого числа, спросите
вы? Отгадайте сами. Посмотрите на квадрат и
скажите, какому числу не хватает пары? (3 слайд)
14 |
16 |
11 |
13 |
14 |
12 |
18 |
17 |
10 |
18 |
15 |
11 |
* |
17 |
13 |
19 |
* |
20 |
19 |
* |
* |
20 |
10 |
16 |
12 |
Ответ: 15.
Учитель: "Итак, Международный день семьи
отмечается 15 мая.
Наш класс тоже большая дружная семья и когда к
нам приходят гости мы им очень рады. А ещё
согласно опросу учащиеся нашего класса любят
знакомиться с интересными людьми. И так к нам в
класс пришли гости. Они хотят познакомиться с
вами поближе. Начнем с портрета класса”.
Портрет класса:
Рост нашего класса 35,26 см.
Вес 735,8 кг.
Нам 239 лет
У нас 52 глаза, из них карих - 6, серых - 4, голубых -
10, зеленых - 1.
У нас 26 носов, 26 ртов, 52 уха.
Прически, которые любят носить дети нашего
класса: у шести мальчиков короткие стрижки, трое
из них лохматые, четыре девочки имеют, коротки
волосы, а остальные предпочитают длинные.
У нас 10 братьев, 6 сестер.
Мы любим и братьев меньших, у нас: 12 кошек, 5
собак, есть рыбки и хомяк.
В свободное время мы рисуем, танцуем, поем,
плаваем в бассейне, катаемся на коньках, играем в
футбол, занимаемся боксом, рукопашным боем.
И мы очень рады нашему знакомству.
Учитель: "В семье все идет своим чередом:
рождаются дети, которые, повзрослев, сами
становятся сначала родителями, а потом
стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и
прабабушками. Когда они были маленькими, то о них
заботились их родители, а когда они сами стали
родителями, то стали заботиться о своих детях и о
своих пожилых родителях. И так повторяется из
поколения в поколение на протяжении всей истории
человечества”.
Запомните главную обязанность семьи:
ИЬМЕС ИМАНЕЛЧ ИМЫРАТС И ИМЫНЬЛОБ A3 ДОХУ И ЙЕТЕД
ЕИНАТИПСОВ
Ответ: воспитание детей и уход за
больными и старыми членами семьи.
Учитель: "А что знаешь ты о своей
родословной? Ну, например, как звали твоего
прадедушку, и кто он был по профессии? Или какова
девичья фамилия твоей бабушки? Может статься,
тебя ждут любопытные открытия. Например, во
времена великого русского поэта М. Ю. Лермонтова
в России был очень популярен английский поэт
Байрон; многие пытались подражать ему, в том
числе и сам Лермонтов. Каково же было удивление
ученых, когда они узнали, что Лермонтов – дальний
родственник Байрона! А родословная А.С.Пушкина,
имя гения гордо носит наша гимназия, идет от
древнего мавританского рода”.
Учитель: "Каждая семья имеет свою,
родословную. Родословная – это перечень
поколений одного рода. Этот перечень обычно
изображается в виде дерева, ствол которого
делится на две условные ветви (материнскую и
отцовскую), каждая из которых также делится на
две меньшие ветви и т. д. Чтобы составить полную
родословную, нужно очень хорошо знать своих
предков. К сожалению, мало кто из нас может
назвать хотя бы своих прабабушек или прадедушек.
На досуге расспросите своих родственников и
попробуйте вместе с ними составить свою
родословную хотя бы в пределах нескольких
поколений.
(Домашнее задание "Семейное древо” –
подготовить свою родословную и рассказать о ней).
Учитель: Во времена Средневековья зародилась
традиция изображать герб своей семьи. Во многих
английских семьях до сих пор чтят эту традицию.
Послушайте описание герба, нарисованного вашим
ровесником.
"Герб имеет форму щита. Это говорит о том, что
наша семья всегда готова отразить нападение
недоброжелателей, потому что мы все стоим горой
друг за друга.
В нашей семье пять человек. Главными членами
семьи являются мама и папа. О них рассказывают
изображения в верхней части. Мама – учитель. Об
этом свидетельствуют классная доска, журнал и
указка. Папа – летчик ВВС, он капитан. Его
увлечение – игра на гитаре.
Нижняя часть герба поделена на три части.
Центральное место в этой части принадлежит
бабушке. Большая кастрюля говорит о том, что
готовит в семье в основном бабушка, она же
занимается воспитанием внуков. Любимые занятия:
бабушки – просмотр телесериалов и вязание.
Левая часть герба посвящена моей сестре,
которая учится в первом классе и мечтает стать
балериной. Правая часть герба рассказывает обо
мне, ученике четвертого класса. Мой любимый
школьный предмет – география, любимый вид спорта
– хоккей.
Наша семья дружная и веселая, поэтому верхнюю
часть герба украшает солнце – символ тепла и
доброты”
Учитель: "А как бы вы изобразили герб своей
семьи?”. (Задание по группам "Создай герб своей
семьи”)
Учитель: "Почему дети похожи на своих
родителей?” (выступление врача,
присутствующего родителя по теме: "Генетические сходства между детьми и
родителями”).
Родитель: "Дело в том, что каждая клетка, из
которых состоит человек, содержит в себе
крошечные образования – хромосомы, состоящие из
еще более мелких участков – генов. Гены несут в
себе всю информацию о человеке – от его пола до
цвета глаз. При этом ребенок несет в себе как
отцовские гены, так и материнские. Чьи гены более
ярко выражены – на того ребенок и будет больше
похож. А сочетание этих генов иногда может дать
человеку совершенно новые свойства. Это явление
получило название "наследственность”, а
изучает его отдельная наука – генетика.
От своих родителей ребенок может наследовать и
их особенности поведения, склонности,
способности. Часто бывает так, что сын выбирает
(наследует) ту же профессию, что и его отец (а
иногда и более старшие родственники), потому что
она ему нравится и подходит больше всего
остального. Таким образом, складываются
профессиональные династии – рабочих, инженеров,
композиторов, врачей, писателей, бизнесменов,
политиков, спортсменов, военных и так далее”.
Учитель: "Расскажите если в вашей семье
профессиональные династии? Какими профессиями
владеют в вашей семье?” (на доске создается
профессиональный паспорт семьи в виде
иллюстраций).
Учитель: "Прекрасно, если человек живет в
семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы
дети, если родители заботятся о них, любят,
понимают и делают так, чтобы те не испытали всех
трудностей жизни. Счастливы родители, если
чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их
внимание и душевную теплоту”.
Разговор с дочкой.(читаем по ролям)
Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.
Учитель: "О какой теплоте говорила мама? (О
душевной.) Каким образом можно проявить душевную
теплоту по отношению к родственникам?” (Дети
совместно с родителями создают основные законы
семьи)
Учитель: "В крепкой, дружной семье каждый
берет на себя какие-то обязанности –
зарабатывает деньги, ходит в магазин за
покупками, готовит, стирает, убирает, организует
отдых и т.д. Если есть необходимость, один член
семьи приходит на помощь другому. Каждый
стремится помочь в силу своих возможностей члену
семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье
не страшны никакие неприятности. Можете ли вы
привести примеры таких взаимоотношений в вашей
семье?”. (Отклик детей)
О таких семьях народ сложил пословицы.
Расшифруйте их.
1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП –
ЯЬМЕС
2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В
Ответы.
Семья – печка: как холодно, все к ней
собираются.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Учитель: "Сейчас я прочту вам правила,
существующие в некоей семье, скажем, Ивановых.
Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи
взрослыми и уважаемыми главами своих семейств,
не сочли бы возможным ввести в обиход вашей
семьи.
- Родители контролируют школьные дела детей.
- Каждый член семьи имеет свои обязанности.
- Родители каждую неделю выдают детям небольшую
сумму денег на карманные расходы.
- Дети имеют право без ограничений смотреть
телевизор.
- При подготовке к семейным праздникам каждый
член семьи вносит свое посильное участие.
- Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в
свое свободное от занятий время.
- Старшие дети оказывают помощь младшим, в
отсутствие родителей присматривают за ними.
Скажите с какими правилами вы согласны? Какие
вам кажутся не верными? Почему?”.
Учитель: "В каждой семье справляют
праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими,
которые празднует вся страна, у
каждой семьи есть свои собственные. Давайте;
поиграем. Кто последним назовет семейный
праздник, тот – победитель.” (День рождения, день
бракосочетания, проводы в армию, новоселье,
вручение аттестата об окончании школы, день
первой зарплаты, поступление в первый класс,
прощание с детским садом, прощание с начальной
школой, покупка дачи, автомобиля, победа в
конкурсе...)
Учитель: "В каждой семье есть свои реликвии,
т.е. вещи, которые хранятся и передаются из
поколения в поколение. Жил человек, пользовался
какими-либо вещами, берег их. Но, вот человека уже
нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы
продолжаем их беречь как напоминание о дорогом
нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они
хранятся в квартире на видном месте, а бывают не
ценные в денежном смысле, но дорогие как память о
человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи
можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на
даче.
Вспомните и расскажите хотя бы об одной из
реликвий, хранящейся в вашей семье”. (Фотография,
письмо, похоронка, рушник, прялка, веретено,
игрушка, кольцо, шкатулка, сундук, скатерть,
икона, ордена. Дети показывают и рассказывают о
своих реликвиях – родители и дети рассказывают о
семейных реликвиях)
Учитель: "Иногда в семье случаются
экстремальные ситуации, из которых дружная семья
всегда найдет выход. Как бы вышла из данных
ситуаций ваша семья?”.
Учитель: "Обратите внимание на конверты у
вас на столе. В них записаны проблемные ситуации,
с которыми приходится сталкиваться семьям.
Посовещавшись в группах, предоставьте ваш способ
решения данной проблемы”.
Проблемные задания.
1. За два часа до прихода гостей по случаю дня
рождения одного из членов семьи в квартире
отключили электричество.
2. Цветы, купленные маме по общей
договоренности к 8 Марта, завяли, не дождавшись
праздника. Денег на покупку другого букета нет.
3. Накануне Нового года сломался телевизор.
4. Вы по рассеянности забыли о дне рождения
ближайшего родственника и в этот же день
попадаете к нему в гости.
Учитель: "Спасибо вам за интересную беседу.
Спасибо родителям, которые пришли на встречу к
нам. И в завершении, посмотрите на экран и
продолжите, пожалуйста, фразу: "Семья - это...”.
Учитель:
"Дороже всех богатств на свете
Мы ценим: он и ты, и я,
Тандем: родители и дети,
То, что зовут моя семья”.
|