Учитель.
Григорий Остер в своих «Вредных советах» высмеивает людские пороки и в
шутливой форме заставляет каждого из нас посмотреть на себя со стороны и
задуматься: не бываем ли и мы похожи на некоторых невоспитанных героев
его шутливых советов? Например, умеем ли мы вести себя в гостях?
Посмотрите инсценировку отрывка из «Вредных советов» Остера.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома -
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками -
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье -
Трудно будет вынимать.
Учитель. У
большинства жителей нашей планеты есть прекрасный обычай ходить друг к
другу в гости. Благодаря таким встречам мы имеем возможность общаться,
возможность отдохнуть, мы узнаем лучше друг друга. Неотъемлемой частью
таких встреч у многих народов, в том числе и всех народов нашей страны,
является праздничный стол. Получив приглашение в гости, вы знаете, что
для вас там обязательно приготовили угощение. Правила поведения за
столом в узком кругу строго соблюдать не обязательно, но ни в коем
случае нельзя нарушать, когда за столом много гостей.
1 ученик. Приходить в гости лучше минут на 5-10 раньше назначенного времени, но не более!
2 ученик. Старайтесь не опаздывать. Опаздывающих хозяева ждут не более 15 минут.
1 ученик. Когда приходят гости, дверь обычно открывает хозяин дома.
2 ученик. Хозяйке не
обязательно выходить на каждый звонок в прихожую (за исключением
случаев, когда приходят особенно почетный гость или пожилые родители).
1 ученик. Хозяин помогает пришедшим раздеться и приглашает их в комнату.
2 ученик. За стол можно садиться тогда, когда хозяйка (хозяин) пригласит вас, и после того, как сядут дамы.
1 ученик. Рассаживая гостей, помогите им сесть поудобней. Мужчины должны отодвинуть стулья для дам.
2 ученик. Задача хозяев состоит в том, чтобы создать атмосферу дружелюбия и хорошего настроения.
1 ученик. Если вы
пришли в гости с опозданием и все уже сидят за столом, не совершайте еще
одной ошибки - не обходите всех присутствующих, здороваясь с ними.
2 ученик.
Поздоровайтесь лишь с хозяйкой и извинитесь за опоздание. Хозяйке при
этом не следует вставать с места выяснять причину задержки.
3 ученик. Для хозяев и гостей:
Сев за стол, обратите внимание на собственную осанку. Сидите прямо, не
напряженно, слегка опираясь на спинку стула, но не развалившись на нем.
4 ученик. Локти -
если вы их положили на стол - будут мешать вашим соседям. Не склоняйтесь
низко над тарелкой. Полотняную салфетку положите себе на колени. Руки и
рот вытирайте бумажными салфетками. Закончив еду, полотняную салфетку
положите на стол.
5 ученик. Для
гостей: Не отказывайтесь от какого-либо блюда, ссылаясь на то, что оно
вам не нравится или вредно. Откажитесь вежливо и без объяснений.
6 ученик. Как бы вы
ни были разочарованы каким-либо блюдом, кусок, который вы откусили нужно
спокойно доесть. Изо рта можно вынимать лишь рыбьи кости и фруктовые
косточки.
3 ученик. Для хозяев и гостей: Во время еды нож держат в правой руке, вилку - в левой. При этом не отставляйте в сторону мизинец.
4 ученик. Если вы решили передать кому-нибудь прибор, держите его за середину. Берут прибор за ручку.
3 ученик. Не дуйте на слишком горячую пищу и напитки. Не чавкайте. Не причмокивайте. Не прихлебывайте.
4 ученик. Невежливо
выбирать лучшие куски из общего блюда. Берите тот кусок, который лежит
ближе к вам. Не следует набивать полный рот или откусывать большие
куски.
3 ученик. Старайтесь есть беззвучно, не торопясь. Не тянитесь за нужным вам предметом через весь стол. Попросите, чтобы вам его передали.
4 ученик. Если в солонке нет ложечки, набирайте соль кончиком своего ножа. Нож при этом должен быть сухим и чистым.
3 ученик. Если вы -
хозяева дома, никогда не заканчивайте свое блюдо первыми. Подождите,
пока закончат гости. Особенно если это последнее блюдо.
5 ученик. Для гостей: Если мужчина хочет выйти из-за стола, он спрашивает разрешения.
6 ученик. Дети
старшего возраста, приглашенные за праздничный стол должны соблюдать
следующие правила: не брать кушанья первыми (подождать, пока возьмет
кто-либо из взрослых), предлагать кушанья своим соседям и лишь затем
накладывать себе.
5 ученик. Кроме
того, дети, сидящие вместе со взрослыми за столом, обязаны соблюдать
общие правила поведения, которых придерживается всякий культурный
человек.
6 ученик. Для хозяев:
С приходом гостей нужно выключить телевизор. Лишь в исключительных
случаях, при одобрении гостей можно посмотреть интересную передачу, пока
собираются все.
5 ученик. Хозяйка не
должна все время находиться на кухне. Позаботьтесь заранее об угощении,
накройте стол. И посидите с гостями за столом.
6 ученик. Мытье
посуды отложите на потом. В случаях, когда хозяйке необходима помощь, ее
может оказать близкая подруга или кто-то из родственников.
5 ученик. Если к вам
пришли гости, не разговаривайте по телефону. Если позвонили вам,
извинитесь и скажите, что не можете разговаривать, что вас ждут гости.
6 ученик. Для хозяев:
Хозяева обязаны следить, чтобы за столом не возникало никаких
конфликтов, сглаживать впечатления от чьей-либо бестактности, не
допускать анекдотов, которые могут шокировать кого-либо из собравшихся.
5 ученик. Хозяева обязаны уделить внимание каждому из гостей.
6 ученик. Для гостей: Не критикуйте блюдо, приготовленное хозяйкой. А вот похвалите обязательно.
5 ученик. Не
говорите за столом о болезнях и неприятностях. Не пытайтесь
разговаривать с человеком, сидящим далеко от вас, дождитесь, когда
появится возможность пересесть к нему поближе. Не затрагивайте темы
неинтересные и непонятные другим.
6 ученик. Не забудьте перед уходом поблагодарить хозяев за вкусное угощение, за общение и приятно прове-денное время.
5 ученик. Если вам
надо уйти раньше других, сделайте это незаметно, попрощавшись с
хозяевами и извинившись перед ними. Не засиживайтесь в гостях допоздна.
Учитель. Если
правила, о которых мы сегодня говорили, станут вашей привычкой, с вами
будет приятно общаться. А так приятно быть приятным! Вы со мной
согласны?
|
Дети показывают заранее подготовленную инсценировку. 1 ученик – чтец; 2 ученик – показывает пантомиму.