- Познавательные:
Знакомство со словами "толерантность”,
"декларация”, "человеческое достоинство”, с
высказываниями великих людей по данной теме
- Практические:
Обучение коллективному творческому делу,
умению слушать высказывания товарищей и
высказываться самому, обучение работе в
коллективе
- Воспитывающие:
Воспитывать нравственные качества школьников:
понимание дружбы как общечеловеческой ценности,
уважение к личности человека, с которым ты
проводишь досуг, учишься, живёшь рядом и просто
видишь и встречаешь в жизни;
- Развивать компетентность учеников и
толерантность
- Развивать память, логическое мышление, речь,
способности, волю, эмоции
- Формировать умение самостоятельно пополнять
знания путём чтения не только художественной, но
и справочной литературы
Оборудование:
- Оформление доски цитатами и выдержками
- Групповые карточки – задания (для двух групп)
- Индивидуальные тесты
ДЕВИЗ ЗАНЯТИЯ: "Мы разные, но мы вместе – и в
этом наша сила!”
Ход урока
Я не согласен с тем, что вы говорите,
но пожертвую своей жизнью,
защищая ваше право
высказывать собственное мнение.
Ф.Вольтер
I. Вступление
Тема нашего урока: "Мы разные, но мы вместе – и
в этом наша сила”. Как вы думаете, о чём пойдёт
речь? Мы начинаем разговор о толерантности. Что
же это такое? Не всем, может быть понятно это
слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который
оно несёт, очень важен для существования и
развития человеческого общества.
Современный культурный человек – это не только
образованный человек. Этого мало. Это человек,
обладающий чувством самоуважения и уважаемый
окружающими. Толерантность считается признаком
высокого духовного и интеллектуального развития
индивидуума, группы людей, всего общества в
целом.
Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была
принята Декларация толерантности. Согласно
Декларации принципов толерантности, мы понимаем,
что "толерантность означает уважение, принятие
и правильное понимание богатого разнообразия
культур нашего мира, наших форм самовыражения и
способов проявления человеческой
индивидуальности…,
это гармония в многообразии, это добродетель,
которая делает возможным достижение мира и
способствует замене культуры войны культурой
мира…”
В своей жизни мы общаемся с представителями
разных национальностей, культур, миров.
социальных слоёв… , поэтому надо уметь уважать
культурные ценности как своего народа, так и
представителей другой культуры, религии.,
научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество
личности помогает человеку адаптироваться в
другой среде, к неожиданно новым для него
условиям жизни. Люди, не обладающие этим
качеством, проявляют категоричность,
оказываются неспособными к изменениям, которых
требует от нас жизнь.
Определение слова "толерантность” у разных
народов на разных языках звучит по-разному:
– в испанском – способность признавать
отличные от своих собственных идеи или мнения;
– во французском – отношение, при котором
допускается, что другие могут думать или
действовать иначе, нежели ты сам;
– в английском – готовность быть терпимым,
снисходительным;
– в китайском – позволять, принимать, быть по
отношению к другим великодушным;
– в арабском – прощение, снисходительность,
мягкость, милосердие, сострадание,
благосклонность, терпение, расположенность к
другим;
– в русском – способность терпеть что-то и от
кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким,
уметь мириться с существованием чего-либо и
кого-либо) .
II. Основная часть
1. Беседа по вопросам
-– Какое из определений вам импонирует больше
всего?
-– Почему, на ваш взгляд, в разных странах эти
определения различны?
-– А что же объединяет эти определения?
-– Почему так актуальна толерантность в наше
время?
2. Задания по практике отношений
Задание №1.
Попробуйте оценить ситуацию.
– Какова ваша реакция?
– А теперь попробуйте быть толерантным.
Ситуации.
- Представьте, что вы находитесь в компании, где
кто-то начинает говорить на незнакомом вам
языке…
- …что рядом с вами живёт человек с физическими
недостатками (человек в инвалидной коляске,
человек очень маленького роста, слепой,
уродливый внешне и т.д.) …
- …что ваш одноклассник принадлежит к
значительно более обеспеченной семье, чем вы или
наоборот…
- …что на улице вы видите человека, одетого не так
,как другие…
Резюме:
Одно из главных качеств – умение
отличать действительные ценности от мнимых.
Важно не внешнее в человеке, а его человеческие
качества.
Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы
хотите быть радостным, вы должны знать, что
радость начинается только с вас, а не с кого-то и
не с чего-то.
Умеем ли мы чувствовать других людей?
Умеем ли мы понимать чужую боль?
Умеем ли мы входить в положение другого
человека?
С этого и начинается толерантность.
Задание №2.
Распределите нижеприведённые варианты
поведения людей или политики правительства по
двум группам:
(на столах у присутствующих соответствующий
наглядный материал и материал для работы)
УВАЖЕНИЕ УНИЖЕНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ДОСТОИНСТВА ДОСТОИНСТВА
- Соблюдение законов страны
- Уважение и защита прав человека
- Равенство граждан перед законом
- Лишение возможности обучаться на родном языке
- Распространение негативных этнических
стереотипов
- Дискриминация или призывы к ней
- Уважение культурных традиций других народов и
религий
- Поиск общих интересов для разрешения
конфликтов
- Насилие или призывы к насилию против этнических
или религиозных меньшинств
- Отказ от насилия в решении конфликтов
- Угрозы, запугивание (моральный террор)
- Физический террор, погромы, геноцид
- Стремление к сотрудничеству
- Участие к другим людям, сопереживание
- Депортации, принудительные выселения
Задание №3.
Чтение текста и ответ на поставленный вопрос.
Текст Лилиан Муур "Крошка Енот и Тот, кто
сидит в пруду”.
(Текст на столах у детей. Чтение по
ролям.)
Крошка Енот начал переходить по дереву на ту
сторону пруда. Ему не хотелось думать о Том, кто
сидит в пруду, но он ничего не мог с собой
поделать. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел
в пруду! Это был Он!
Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он
скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что
это была за рожа!!!
Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех
ног. Он нашёл хорошую палку и повернул обратно к
пруду.
– Может быть, Он успел уйти? – спросил Крошка
Енот самого себя.
Нет, Он не ушёл! Он по-прежнему сидел в пруду.
Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх
большую палку и погрозил ею. Но у Того, КТО СИДЕЛ В
ПРУДУ ТОЖЕ БЫЛА ПАЛКА. И Он погрозил этой палкой
Крошке Еноту. Крошка Енот уронил свою палку и
убежал. Крошка Енот рассказал маме про Того, кто
сидит в пруду.
– Вот что я тебе скажу, Крошка Енот, – сказала
Мама Енотиха. – Вернись назад, но на этот раз не
строй рож, не бери с собой палки, не бери с собой
камня!
– Что же я должен делать? – спросил Крошка Енот.
– Только улыбнуться! – сказала Мама Енотиха. –
Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.
Крошка Енот заставил себя улыбнуться Тому, кто
сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся
в ответ.
– В чём, по-вашему, смысл сказочной истории?
– Сформулируйте "обязательные условия” для
начала диалога между людьми и предотвращения
конфликта при контакте с новым человеком.
III. Самостоятельная практическая работа
И в заключении давайте попробуем понять, а
насколько мы толерантны!
(Детям раздаются тесты, на которые они
самостоятельно отвечают)
Тест
- Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится
отказываться от придуманного вами плана, потому
что точно такой же план уже предложили ваши
друзья?
а) да;
б) нет.
- Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает
начать игру. Что вы предпочитаете?
а) чтобы участвовали только те, кто
хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.
- Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас
новости?
а) да;
б) нет.
- Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в
общественных местах появляются в нетрезвом виде?
а) если они не переступают
допустимых границ, вас это вообще не интересует;
б) вам всегда неприятны люди, не умеющие себя
контролировать.
- Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у
которых другие обычаи, другое положение?
а) вам очень трудно было бы это
сделать;
б) вы не обращаете внимания на такие вещи.
- Как вы реагируете на шутку, объектом которой
становитесь?
а) вам не нравятся ни сами шутки, ни
шутники;
б) если даже вам шутка неприятна, вы
постараетесь ответить в такой же шутливой
манере.
- Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят
не на своём месте и делают не своё дело?
а) да;
б) нет.
- Вы приводите в компанию друга (подругу) ,
который(ая) становится объектом всеобщего
внимания. Как вы реагируете?
а) вам неприятно, что таким образом
внимание отвлечено от вас;
б) вы лишь радуетесь за него (неё) .
- В гостях вы встречаете пожилого человека,
который критикует современное молодое
поколение, превозносит былые времена. Как вы
реагируете?
а) уходите подальше под благовидным
предлогом;
б) вступаете в спор.
IV. Подведение итога работы детей по тестам
Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б,
8б, 9а
- 0-4: вы непреклонны и , простите, упрямы. Где
бы вы ни находились, может возникнуть такое
впечатление, что вы стремитесь навязать своё
мнение другим. Чтобы достичь своей цели, вы часто
повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер,
трудно поддерживать нормальные отношения с
людьми, которые думают иначе, нежели вы, не
соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
- 6-12: вы способны твёрдо отстаивать свои
убеждения. В то же время вы можете вести диалог и,
если считаете нужным, менять свои убеждения. Но
порой вы бываете излишне резки, проявляете
неуважение к собеседнику. И в такой момент вы
действительно можете выиграть спор с человеком,
у которого более слабый характер. Но стоит ли
"брать горлом”, если можно победить более
достойно.
- 14-18: твёрдость ваших убеждений отлично
сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы
можете принять любую идею, с пониманием
отнестись к парадоксальному на первый взгляд
поступку, даже если вы это не разделяете. Вы
достаточно критически относитесь к своему
мнению и способны с уважением и тактом по
отношению к собеседнику отказаться от взглядов,
которые, как выяснилось, были ошибочными.
V. Заключение.
Класс – это маленькая семья.
И хочется, чтобы в этой семье всегда царили
доброта, уважение, взаимопонимание.
VI. Задание на дом
Я попрошу вас написать сочинение о своей семье
и взаимоотношениях между членами семьи. Это
должны быть и ваши мысли о будущем, о вашем отношении к родителям
и родителей к вам, ваши чувства к близким,
желания, мечты … можете использовать
фотоматериалы… |