Цель – способствовать воспитанию моральных и духовный качеств личности путем осмысления и работы над притчей.
Задачи:
Научить оценивать и анализировать текст, рассуждать и делать выводы, выражая собственное мнение.
Способствовать формированию желания работать над собой.
Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития, самовоспитания.
Форма проведения – урок беседа, с элементами проектной деятельности, личностно-ориентированного обучения.
Оборудование – раздаточный материал, проектор, компьютер.
Форма работы – групповая.
Ход классного часа.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Разрешите
начать наш классный час. Сегодня я приглашаю вас на вершину горы, она
символизирует мудрость, мы с вами путники, странствующие в поисках
знаний. Гора наша так высока, что, для достижения вершины мудрости мы
сделаем 6 привалов, каждая остановка – это задание, с которым я думаю вы
прекрасно справитесь. Результат выполнения задания следует также
определить вам самим, поэтому если вы посчитаете , что верно справились с
заданием – мы оставим у привала полный кувшин с водой, символизирующий
полученные нами знания и который будет полезен для других странствующих в
поисках знаний. Если вы посчитаете, что вы не достаточно хорошо
справились с заданием – мы оставим на станции пустой кувшин и тогда
путники, странствующие в поисках знаний не смогут удалить свою жажду и
остануться ни с чем. Поэтому старайтесь выполнить все задания на 100 %.
Перед тем, как начать наше занятие я бы хотела кое-что вам прочитать.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый
способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш
Мастер не смог дать ответа?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую
красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками
за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и
спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое
мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер
ответил:
- Все в твоих руках.
Учитель: Как называется рассказ, который я вам только что
прочитала? Для чего создаются эти рассказы, какой характер носит смысл
притчей: созидательный или наоборот? (Ученики рассуждают). Чему будет
посвящен наш классный час?
Учитель: Итак, ПЕРВАЯ остановка "АССОЦИАЦИИ".
Давай те попробуем с вами поиграть с ассоциации, посмотрите на Слайд 1 и поразмышляйте все вместе:
Если притча – геометрическая фигура, то это ...
Если притча – цвет, то это ...
Если притча – это название фильма, то это ...
Если притча – настроение, то это ...
Если притча – музыка, то это ...
Если притча – животное, то это ...
(Ученики дополняют и аргументируют)
Оцените свою работу, какой кувшин мы оставляем?
Учитель: Мы идем дальше и делаем ВТОРАЯ остановка "РАССУЖДЕНИЯ".
Сегодня я не спроста разделила вас на 2 группы, каждая группа будет
работать отдельно и выполнять задания. Вот первое из них: Порассуждайте
над пословицей и закончите ее: Причти – это семена (1 группа), Притчи –
это путь (2 группа), ……… (Слайд 2) .
(Ученики в группах работают над рассуждением и представляют свои варианты ответов.)
Оцените свою работу, какой кувшин мы оставляем?
Учитель:
Молодцы. Следующая ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ "ЗАГЛАВИЕ" – озаглавить притчу.
Слушайте внимательно и попробуйте придумать для нее философское
название.
В одном лесу росли два дерева. Когда капли дождя падали на листья или
вода омывала корни первому дереву, оно впитывало в себя совсем немного и
говорило: "Если я возьму больше, что останется другим?"
Второе дерево забирало всю воду, которую природа давала ему. Когда
солнце дарило свет и тепло второму дереву, оно наслаждалось, купаясь в
золотистых лучах, а первое забирало себе лишь малую часть.
Прошли годы. Ветви и листья первого дерева были настолько малы, что не
могли впитать даже каплю дождя, солнечные лучи не могли пробиться к
скудным плодам, теряясь в кронах других деревьев. "Я всю жизнь делилось с
другими, а теперь взамен не получаю ничего",- тихо повторяло дерево
вновь и вновь. Рядом росло второе дерево, роскошные ветви которого были
обильно украшены большими плодами. «Спасибо тебе, Всевышний, за то, что
ты дал мне в этой жизни все. Теперь, спустя годы, я хочу отдать в сотни
раз больше, поступив так, как поступаешь ты. Под своими ветвями я укрою
тысячи путников от палящего солнца или от дождя. Мои плоды будут
радовать многие поколения людей своим вкусом. Спасибо, что ты дал мне
эту возможность - дарить»,- так говорило второе дерево.
(Ученики рассуждают над названием притчи, над смыслом притчи).
Оцените свою работу, какой кувшин мы оставляем?
Учитель: А теперь ЧЕТВЕРТАЯ СТАНЦИЯ "СИНКВЕЙН", я вам предлагаю
разобраться в самом значении слова притча. Каждая группа должна будет
составить синквейн (от латинского – пять) означает пятистрочную форму,
которая состоит из:
1. Существительное, данное понятие, о котором идет речь.
2. 2 – х прилагательных, которые описывают слово или понятие.
3. 3 – х глаголов, которые обозначают действия, связанные со словом или понятием.
4. Предложением (ваше личное отношение к этому понятию).
5. Заключительным слово – итог, заключающее смысл понятия.
Пример синквейна вы можете увидеть на Слайде 3.
(Ученикам дается 5 минут на выполнение задания после чего они защищают свои синквейны).
Оцените свою работу, какой кувшин мы оставляем?
Учитель: ПЯТАЯ СТАНЦИЯ "10 ИСТИН".
Вы должны составить 10 истин – чему учит притча.
Оцените свою работу, какой кувшин мы оставляем?
ШЕСТАЯ СТАНЦИЯ "ТВОРЧЕСКАЯ". Ну а теперь самое сложное задание – вы
должны будете составить свою притчу, озаглавить ее и представить второй
группе для ее обсуждения, для определения ее смысла. На это задание я
даю вам 7 минут.
(Ученики придумывают притчу, представляют ее другим участникам классного часа на обсуждение).
Оцените свою работу, какой кувшин мы оставляем?
Учитель: В заключении вы подумаете и скажете, что же такое притча, дайте определение этому слову.
Оцените:
- вашу работу,
- какие знания получили,
- что нового узнали,
- как можно продолжить этот урок (буклет, презентация, мероприятие для начальных классов) – выбрать.
Для меня сегодняшний классный час – это…. (точка, запятая, многоточие, почему).