Идеи проекта:
- обеспечение мотивации представителей правоохранительных органов,
образовательных учреждений и учреждений социальной защиты,
общественных организаций, органов власти, науки к внедрению новых форм и
методов работы с детьми и молодежью;
- обеспечение конструктивного взаимодействия социальных институтов;
- поиск возможностей для совместного решения общих проблем молодежи;
- содействие профессиональному росту всех специалистов, работающих с молодежью.
Особенности мероприятия:
- активное участие в его организации и проведении представителей
различных социальных институтов (сотрудников ОВД, общественных
организаций, учителей, учащихся двух школ, детей группы "риска");
- использование активных форм и методов работы с молодежью;
- интеграция различных видов деятельности (интеллектуальная, культурно-досуговая, творческая).
При разработке мероприятия учитывались следующие важные характеристики совместной деятельности:
- наличие общей цели у всех групп участников;
- обеспечение взаимозависимости деятельности всех участников; равного статуса участников; дружественной, неформальной обстановки;
- ориентация на ликвидацию различных стереотипов; на формирование
открытости во взаимоотношениях, позитивную этническую идентичность и
установки интернационализма; на самопознание, формирование чувства
защищенности, безопасности, ответственности, способности к эмпатии,
чувства юмора; на ценность социальной интеграции, установки на
кооперацию.
Цель: формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у старшеклассников.
Участники: учащиеся 9-11-х классов, включая
детей "группы риска", учителя, представители органов внутренних дел,
общественной организации содействия миру и ненасилию "Международное
ненасилие" и др.
За две недели до проведения мероприятия учащиеся
двух школ и воспитанники детского дома были разбиты на команды, каждой
команде было предложено подготовить презентацию в творческой форме,
посвященную профилактике одной из вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания, сквернословие, игрома-ния и др.).
Содержание мероприятия
Открытие. Объявление темы, актуальности, цели
мероприятия, представление гостей. Оглашение состава жюри (учащиеся
школы, сотрудники ОВД, учителя, представители общественных
организаций), ознакомление с программой мероприятия.
В состав команд (10 чел. в команде) входят учащиеся
разных школ, дети группы "риска" из детского дома (одинаковое
количество девочек и мальчиков), а также сотрудники ОВД - участковые
инспекторы, инспекторы ПДН (по одному в каждой команде). Представители
правоохранительных органов являются полноправными членами команд и
принимают активное участие во всех конкурсах.
Сплочение команд. Ребята в течение 20 мин
дают название своей команде, рисуют эмблему и презентуют ее. В это время
зрители придумывают девиз для каждой команды, за которую они болеют.
Максимальный балл за название - 3, максимальный балл за эмблему - 3. Оценивается оригинальность, соответствие теме мероприятия.
Игра "Брейн-ринг". Игра направлена на выявление осведомленности учащихся в вопросах профилактики вредных привычек.
Каждой команде задается по 3 вопроса (все вопросы
готовились заранее соответственно возрасту и социальному опыту детей).
Каждая команда имеет возможность посовещаться в течение 1 мин, затем
отвечает. Если команда неправильно или неполно отвечает на вопрос, то
на него может ответить другая команда, если команды не справляются с
вопросом - могут ответить участники из зала.
Вопросы для "Брейн-ринга"
- Наркомания - это вредная привычка, преступление или болезнь? (Болезнь.)
- Что объединяет алкоголизм, наркоманию и игроманию? (Зависимость.)
- Почему алкогольной, наркотической зависимости наиболее подвержены подростки? (Подростковый
возраст является переходным, психика подростка очень неустойчива,
поэтому в наибольшей степени подвержена влиянию извне.)
- В каких фильмах поднимаются проблемы наркомании, токсикомании, алкоголизма? ("Игла",
"Брат", "Самогонщики", "Пес Барбос и необычный кросс", "Особенности
национальной охоты", "Особенности национальной рыбалки", "Ирония судьбы,
или С легким паром", "Афоня", "Карнавальная ночь", "День выборов",
"День радио" и др.)
- Перечислите пути передачи ВИЧ-инфекции. (Сексуальный контакт, переливание крови, применение нестерильных препаратов, вскармливание материнским молоком.)
- Дайте название праздничным дням и календарным событиям:
- 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом);
- 1 июня (День защиты детей);
- 26 июня (Международный день борьбы с наркотиками);
- 1 сентября (День знаний);
- 10 октября (Всемирный день психического здоровья);
- 19 ноября (Международный день отказа от курения).
- С какого возраста в нашей стране разрешена продажа сигарет и алкогольных напитков? (С 18 лет.)
- На что влияет курение? (Курение влияет: 1) на сердце, сужая
кровеносные сосуды, затрудняя его работу по перекачиванию крови,
приводит к инсульту и инфаркту; 2) на легкие: затрудняет нормальное
дыхание, около половины вдыхаемого дыма остается в легких после выдоха,
и частички, которые задерживаются, прикрепляются к легким, их
количество нарастает, повышается риск заболевания раком легких; 3) на
внешность: курение оставляет желтизну на зубах и пальцах, приводит к
появлению преждевременных морщин; одежда, волосы и дыхание приобретают
неприятный запах табака.)
- Что такое психоактивные вещества? (Это природные и
синтетические химические вещества, которые изменяют психическое и
физиологическое состояние человека: табак, алкоголь, наркотики,
некоторые лекарства и др.)
- Что такое алкоголь? (Это любой напиток, содержащий
токсическое вещество - этанол. В умеренных и больших дозах угнетает
деятельность организма. Особенно опасно употребление алкоголя в
сочетании с другими психоактивными веществами.)
- Что такое наркотики? (Наркотики - химические вещества
растительного или синтетического происхождения, способные вызывать
изменения психического состояния. Их применение приводит к
зависимости.)
- Отметьте основные признаки, по которым то или иное вещество можно отнести к разряду наркотических:
- при передозировке вызывает смерть;
- вызывает эйфорию;
- формирует зависимость;
- употребление наносит вред здоровью;
- ускоряет обмен веществ;
- занесено в реестр наркотических веществ, запрещенных к употреблению.
(Вызывает эйфорию, формирует зависимость, употребление наносит вред здоровью).
- По каким признакам можно достоверно определить, что человек употребляет наркотики:
- всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки;
- результаты анализов свидетельствуют о наличии наркотика в крови, моче;
- следы уколов: маленькие красные точки по ходу вен;
- невнятная, "растянутая" речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя;
- странные "посторонние" запахи от волос и одежды;
- бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;
- возвращения с прогулки, вечеринки в странном состоянии.
(Результаты анализов свидетельствуют о наличии наркотика в крови, моче.)
- Из каких источников можно получить информацию о ВИЧ-инфекции? (Кино,
телевидение, газеты, журналы, лекции, брошюры, информация
медработников, учителей, соседей, друзей, родителей, представителей
правоохранительных органов.)
- Расшифруйте аббревиатуры ВИЧ и СПИД. (ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.)
Жюри оценивает правильность ответов, подводит итоги.
За каждый правильный и полный ответ начисляется 2 балла, за каждый
правильный, но не полный ответ - 1 балл. Можно добавить 1 балл за
оригинальность ответа.
Конкурс компьютерных презентаций. Каждая команда делает презентацию по одной из заранее выбранных тем:
- "Наркомания и подросток";
- "СПИД и его особенности";
- "Сквернословие";
- "Курение. Плюсы и минусы";
- "Алкоголизм. Последствия".
Жюри подводит итоги. Максимальный балл - 5.
Оценивается полнота раскрытия проблемы, оригинальность, соответствие
заявленной проблеме, использование фактов, разнообразие используемых
средств, оптимистичный взгляд в будущее.
Упражнение "Диалектика". Каждой команде дается
спорное утверждение. Одна команда должна привести аргументы "за", другая
- аргументы "против". Во время обсуждения следующего утверждения
команды меняются ролями.
Варианты спорных утверждений:
- Наркомания - неизлечимая болезнь.
- Проблема наркомании меня никогда не коснется.
- Половина старшеклассников в той или иной мере соприкасались с наркотиками.
- Наркоманы - это "изгои", которых нужно изолировать от общества.
- Наркоманы могут быть полезны обществу.
- Табакокурение, алкоголизм, наркомания, игромания - болезни, которые затрагивают духовную составляющую личности.
- Слабые наркотики - это не опасно.
- Разовое употребление наркотиков - это не опасно.
- Решение проблемы наркомании - в ужесточении законов.
- Надо жить по принципам "Живи быстро - умри молодым", "Все в жизни нужно попробовать".
Жюри подводит итоги. Максимальный балл за каждое
обсуждение вопроса - 3. Оценивается умение слушать, умение
аргументировать, нетрадиционный подход к решению проблемы.
Общее подведение итогов. Вручение призов команде, занявшей первое место, и командам, победившим в тех или иных номинациях, индивидуальные награждения.
Проведенное мероприятие оказало позитивное воздействие
на когнитивную, эмоциональную, мотивационную сферы старшеклассников,
выявило возможные направления сотрудничества школы и сотрудников ОВД.
В настоящее время решение молодежных проблем требует
интеграции усилий различных социальных институтов (общие подходы, формы
деятельности). С одной стороны, это является эффективной превентивной
мерой, а с другой - формирует положительный социальный образ "учителя" и
"сотрудника полиции" в сознании молодежи. |