Понедельник, 29.04.2024, 19:50                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ [67]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО » КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

Классный час "Формирование основ толерантного сознания"
01.08.2012, 17:47
Профилактика различных видов экстремизма и противодействие им для многонациональной России имеют особую актуальность. Очень важным является формирование и внедрение норм толерантного поведения в практику школы. Предложенная разработка занятия поможет классному руководителю и учителю в воспитании подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности

Толерантность – ценность и социальная норма гражданского общества.

Наше видение толерантности, ее ценностной значимости заключается:
  • в уважении к разнообразию различных мировых культур;
  • устойчивой гармонии между различными этническими группами, религиозными конфессиями;
  • правильном понимании самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Деятельность по развитию у детей данных качеств предполагает:
  • комплексный подход к формированию системы мероприятий, предусматривающей их взаимодействие;
  • последовательность проведения мероприятий, обеспечивающую устойчивость создаваемых структур;
  • использование конкретных наборов методических приемов на различных ступенях образования, в различных предметных областях, видах и формах работы.
В соответствии с моделью технологии критического мышления воспитание требуемых качеств рассчитано не на запоминание, а на вдумчивый и творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиск ее решения. Она предполагает три стадии: вызов, осмысление, размышление.
Для более эффективного решения поставленной задачи в практику работы педагогического коллектива вошли интегрируемые уроки, например:
  • история – обществознание;
  • история – математика;
  • история – литература – информатика и др.
Неоспорим факт, что любое дело надо осуществлять системно. Все проводимые мероприятия должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы. Внеурочной, внеклассной деятельности мы отводим значительную роль, выстраивая модель воспитательной системы по формированию толерантности по пяти взаимозависимым направлениям.

Система формирования толерантности

  • Направления деятельности
  • Мероприятия
1. Художественно-эстетическая
Фестивали:
  • национальные напевы;
  • танцевальные ритмы народов мира;
  • парад национальностей (костюмы, обычаи, традиции)
Выставка детского творчества "Война глазами детей"
2. Социально-педагогическая
Индивидуальная работа:
  • с родителями;
  • с учащимися
Акции милосердия:
  • детям-инвалидам (интернат);
  • солдатам – ветеранам войны (госпиталь)
3. Физкультурно-оздоровительная
Программа "Зритель". Учащиеся принимают участие в международных соревнованиях в качестве зрителей
Вклад в мировой спорт. В школе есть учащиеся – участники международных соревнований
Массовое участие в спортивных соревнованиях
4. Научно-техническая
НОУ "Малая академия наук":
  • проектная деятельность;
  • элективные курсы:
– вклад народов России в культуру мира;
– национальная идеология и методы ее внедрения;
– корни антисемитизма
Урочная деятельность:
  • предметные недели;
  • интегрированные уроки (география, биология, технология);
  • "презентация национальной кухни"
5. Гражданско-патриотическая
Клуб "Спецкоры":
  • радиопередачи;
  • репортажи, интервью;
  • "круглые столы"
Тематические классные часы
Литературная гостиная:
  • любовная лирика народов мира;
  • "Ах война, что ты, подлая, сделала";
  • детское творчество (странички сочинений)

Радиопередачи призваны напомнить важные даты календаря, например: Международный день жертв Холокоста, День юного героя-антифашиста, День памяти жертв концлагерей.

"Круглые столы" носят дискуссионный характер, происходит обсуждение:

  • литературных произведений (А. Рыбаков, "Тяжелый песок"; материал взят из сборника "Холокост в русской литературе");
  • фильмов (П. Чухрай, "Дети из бездны"; М. Ромм "Обыкновенный фашизм"; материал взят из сборника "Холокост. Взгляд учителя");
  • спектаклей ("Матросская тишина" – театр О. Табакова, постановка О. Табакова; художник-постановщик А. Боровский).
Всем, кто заинтересован в подготовке детей к жизни в меняющемся политико-культурном обществе; формировании у них установок на творческое, диалоговое решение проблем и конфликтов, отказ от диктата и насилия; пробуждение у воспитанников чувств, основанных на уважении к другим (в семье, классе, школе, государстве), рекомендуем:
  1. Определить уровень толерантности учащихся, родителей, педагогов в школе.
  2. Провести научно-практическую конференцию по конструированию своей модели деятельности по формированию толерантности.
Предлагаемый далее материал рекомендуется использовать для проведения уроков и классных часов во 2–5-х классах по формированию у учащихся толерантности. Они могут быть приурочены, например, к 1 сентября – Урок мира; 27 января – Международный день памяти жертв холокоста; 1 июня – День защиты детей.

Роль детских игр и игрушек в период войны

Цель занятия – познакомить учащихся с трагическими событиями Второй мировой войны, подчеркнув противоречивость мира детства периода катастроф, который существует между надеждой и отчаянием, между мечтой и действительностью, между преждевременным взрослением и сохранившейся наивностью детства.

Дидактические задачи:
  • раскрыть роль детских игр и игрушек как средства противостояния и спасения в годы войны и "период катастроф";
  • воспитывать чувство сопереживания к судьбе детей – ровесников учащихся;
  • формировать положительное отношение к таким человеческим ценностям, как семья, любовь к ближнему, дружба, взаимовыручка.
Основные понятия, вводимые на занятии: холокост, Катастрофа, гетто, геноцид.
Форма занятия: рассказ учителя, чередующийся активной беседой с учащимися, строится на использовании следующих наглядных и методических материалах:
  • политическая карта мира;
  • материалы выставки "Недетские игры" музея Яд Вашем (фотографии и куклы);
  • методическое пособие "Три куклы", автор – Ирит Абрамская.
Вступительное слово учителя (классного руководителя):
За всю свою историю человечество пережило не одно событие периода военного времени. Самым разрушительным стала Вторая мировая война (1939–1945 гг.), в ней принимали участие 72 государства, поэтому она и называется мировой. О том, как она началась, сегодня известно в мельчайших подробностях.

Один из очевидцев событий, американский историк немецкого происхождения Уильям Ширер пишет: "На рассвете 1 сентября 1939 года в воздухе ревели немецкие самолеты, заходя на свои цели – колонны польских войск, эшелоны с боеприпасами, мосты, железные дороги, незащищенные города. Через несколько минут поляки – военные и гражданские – поняли, что такое смерть, внезапно обрушившаяся с неба. Такого в мире еще не бывало, но последующие шесть лет это чувство познали сотни миллионов мужчин, женщин и детей в Европе и Азии. Тень этого ужаса, особенно после создания атомной бомбы, будет преследовать человечество, напоминая ему об угрозе полного уничтожения". За годы войны мир потерял от 55 до 75 млн чел.

Безжалостная, человеконенавистническая сущность нацистской диктатуры в полной мере проявилась в терроре, развернутом против народов завоеванных стран. С первых дней на захваченных территориях начинал действовать "новый порядок". Страшную трагедию переживал во время Второй мировой войны еврейский народ. Нацисты истребляли евреев только за то, что они принадлежали к данной национальности. В годы нацистского геноцида погибло 6 млн евреев. В историю это злодеяние вошло как холокост – от греческого слова "холкаустос", означающего "сожженный целиком". Другое название – Катастрофа.

Вопросы классу:
  • Что такое война? Какого она цвета?
  • Что такое Катастрофа? Какого она цвета?
  • Где произошла Катастрофа?
Учитель: Катастрофа длилась 6 лет, она была многоцветной и прокатилась по всей Европе, в разных концах которой живут три наши маленькие героини и их любимые куклы: Клодин Шварц-Рудель – кукла Колетт (Франция), Эва Модвал-Хаймович – кукла Джерта (Венгрия), Зофья (Зося) Зайчик-Рознер – кукла Зузя (Польша)*.
Подумайте над вопросами:
  • Чем похожи и чем отличаются все три куклы, кроме внешнего вида?
  • Угадайте главный секрет (роль) каждой куклы.
  • О чем мечтали дети в годы войны?
История куклы Колетт

Колетт была лучшей подругой маленькой Клодин, которая родилась в обеспеченной семье парижских евреев и была их единственной дочерью. Клодин получила куклу в подарок в самый канун войны, когда ей едва исполнилось 4 года, и сразу же крепко к ней привязалась. Она "брала ее с собой всюду, куда бы ни шла: в гости к бабушке или к кузине", "рассказывала ей все-все и даже жаловалась на все свои детские обиды".

Колетт была большой модницей – в 1943 г., когда самой Клодин исполнилось уже 7 лет, ее мама смастерила для куклы замечательное платье, распоров для этого свою роскошную довоенную ночную сорочку из натурального шелка. Весь наряд был сшит вручную и украшен разноцветными цветными лентами – наподобие ярких костюмов венгерских танцовщиц – в этой семье очень любили венгерский фольклор. Платье дополняла розовая кружевная сорочка и такие же чулочки, а обута Колетт была в туфельки из натуральной кожи. Кукла была настоящей красавицей – ее большие глаза с длинными ресницами сами закрывались, а когда ее наклоняли, она говорила: "Ма-ма". Имя для куклы выбрала сама маленькая хозяйка, назвав ее именем своей лучшей подруги.

Когда немцы вошли в Париж и евреи оказались в опасности, семья Шварц решила бежать в провинцию. Покидая вместе с родителями родной город, Клодин, разумеется, не пожелала расстаться со своей Колетт. Это была единственная игрушка, которую она смогла взять с собой из дома. Они проделали долгий путь через всю северную (оккупированную немцами) часть страны на юг, в области, на которые распространялась власть правительства Виши. Опасное путешествие было возможно только благодаря фальшивым документам, но над семьей Шварц все это время нависала угроза разоблачения, они постоянно были вынуждены пересаживаться с поезда на поезд, а вечера проводили где-нибудь в темном кинозале, где их никто не мог увидеть. Клодин тоже путешествовала под вымышленным именем – сначала ее звали Франсуаза, а потом Мишель.

Кому могла маленькая Клодин поведать о своих страхах? Конечно же, кукле Колетт. Клодин не расставалась с куклой ни на минуту, укутывала ее в свой шарф, когда на улице было холодно. Она сказала кукле, что той тоже придется откликаться на чужое имя, и теперь ее тоже зовут Франсуаза. Смена имени подействовала на девочку очень тяжело, она не могла никак понять, почему она вдруг должна прятаться, чем она провинилась перед миром и чем плохо ее настоящее имя – Клодин? Ее утешало только то, что у нее есть верная подруга, которая не покидает ее в эти тяжелые дни и которой надо скрываться под чужим именем, совсем как ее хозяйке. "Мне было очень важно то, что Колетт все время оставалась со мной, – рассказывала впоследствии Клодин, – потому что я все время с ней разговаривала, поверяла ей все свои горести. Не помню точно, что и как я ей рассказывала, но для меня именно она была тем существом, которое меня поддерживало в трудную минуту".

Вопрос к классу:
  • Почему Клодин сменила кукле имя?
  • Почему так важно человеку оставаться самим собой?
  • Как вы понимаете последнюю фразу: "Не помню точно, что и как я ей рассказывала, но для меня именно она была тем существом, которое меня поддерживало в трудную минуту"?

Один из самых тяжелых моментов, связанных с куклой, Клодин пришлось пережить в октябре 1943 г., когда семья находилась в Каннах. Клодин проснулась среди ночи и обнаружила, что куклы возле нет. "Я стала звать маму, – рассказывает Клодин, – как вдруг увидела свою Колетт на кухне, почему-то разобранную на части. Папа возился с ней, пытаясь ее вновь собрать, а я не могла взять в толк, что здесь происходит. Потом мама мне объяснила, что Колетт не просто моя кукла – в ней мы храним все наши деньги и ценности, постепенно меняя их на продукты".

Вопрос к классу: Как вы думаете, что почувствовала Клодин, когда узнала, для чего еще используется кукла?

История куклы Джерты

Кукла Джерта была верной подружкой девочки Эвы – единственной дочери в обеспеченной семье венгерских евреев. Семья жила в небольшом городке в Трансильвании, на границе между Румынией и Венгрией. Джерта была самой любимой из множества кукол и игрушек, окружавших Эву, которую в семье баловали, как маленькую принцессу. Среди любимцев девочки были также желтый плюшевый мишка и комнатная собачка Пуфи. Но оба они пропали в первые дни войны, а вот Джерта жива до сих пор. Джерту привезли Эве издалека; заботливый отец купил ее для дочери в городе Брашове, что на юго-востоке Трансильвании.

Эва росла в благополучном доме, окруженная родительской любовью. Ее мать была родом из уважаемой и богатой религиозной семьи, отец слыл местным интеллектуалом, человеком современным, сторонником новых идей, особенно в области образования и воспитания. Он зарабатывал преподаванием классических языков (древнегреческого и латыни), а также был горячим поклонником нового универсального языка, который должен служить делу мира и взаимопонимания – языка эсперанто. Эва рассказывает: "Мама была просто в шоке, когда он с младенческого возраста стал давать мне сырые овощи и фрукты, утверждая, что они богаты витаминами, или когда он – единственный отец в нашем городе – выносил меня на прогулку в парк и к ужасу всех местных нянюшек разворачивал пеленки, чтобы я принимала солнечные ванны".

Эву баловали не только родители, но и бабушка с дедушкой с маминой стороны. Семья была у них большая и дружная, строго соблюдающая все еврейские традиции. У Эвы было множество дядюшек и тетушек, и она – старшая внучка и племянница – купалась в лучах всеобщей любви и внимания. Так как Джерта в жизни Эвы сразу заняла особое место, то ее всегда брали с собой, отправляясь в гости к бабушке с дедушкой.

У Джерты были золотистые волосы, широкополая шляпа и платье из блестящего розового шелка. На дорогах войны пропали нарядные одежки и ленточки, волосы ее выцвели, но она стала самой главной игрушкой в жизни Эвы.

Вопросы к классу:

  • Какой была жизнь Эвы до войны?
  • Каким предстает перед нами отец Эвы?
  • Какое отношение к нему имеет кукла Джерта?

В 1944 г., когда началась депортация всех евреев Венгрии в лагеря, венгерская полиция начала готовить к высылке и евреев Трансильвании. Дедушку, бабушку и всю их огромную семью депортировали раньше, а родителей Эвы и ее саму отправили последними вместе с еще двумя оставшимися семьями. Эва так описывает эту страшную ночь: "Мне больше никогда в жизни не было так страшно, как в ту ночь. Не знаю, что меня напугало больше – жуткий стук в дверь или что-то странное в поведении родителей. Мы с Джертой громко плакали от страха. Нам дали полчаса на сборы. Папа сказал маме, чтобы она одевала на себя как можно больше одежды, одну на другую, а мне велел вести себя тихо. Я прижала Джерту к себе изо всех сил, и с этого момента мы больше никогда не разлучались".

Группы брашевских евреев отправили на поезде в Будапешт. На промежуточной станции Колшвар семью разделили – Эва с матерью остались одни. Разлука с отцом привела в отчаяние Эву и ее мать, так как обе они впервые в жизни остались без главы семьи, без сильного и заботливого отца.

В Будапеште Эву с матерью вместе с другими евреями Трансильвании поместили в самую большую городскую тюрьму. Им наголо обрили головы, несколько месяцев держали впроголодь в переполненных камерах, но физические страдания не сломили их и не лишили надежды на встречу с отцом. И действительно, оказалось, что отец Эвы содержится в той же тюрьме. Им довелось увидеться еще один последний раз перед тем, как отец был отправлен в лагерь, откуда он уже никогда не вернулся. Но перед отправкой он успел позаботиться о том, чтобы спасти жену и дочь. Ему удалось каким-то образом связаться со своим давним знакомым послом Румынии, который и вызволил Эву с матерью из тюрьмы и отправил обратно в окрестности Брашева.

Это происходило в то самое время, когда евреев Венгрии тысячами отправляли в лагерь Аушвиц. Все это время – и в тюрьме, и во время скитаний, и в укрытиях – Эва была неразлучна с Джертой, они не расставались даже во сне. Однажды, когда у девочки была высокая температура, пришлось забрать у нее куклу, чтобы врач мог ее осмотреть. Когда Эва пришла в себя и обнаружила, что Джерты нет у нее в постели, она так рыдала от горя, что ей снова стало плохо. Успокоилась она, только убедившись, что кукла рядом.

Кукла стала для девочки частью ее самой, она словно бы срослась с ней. Эва говорит: "Я сама себе удивляюсь порой – почему? Потому ли, что это было все, что осталось у меня от нормальной жизни, от воспоминаний детства. Мне кажется, что Джерта стала в моей жизни последней связующей нитью с прошлым, с той нежностью и любовью, которые царили в родительском доме и во всей моей большой семье. Я должна была сберечь это любой ценой, иначе бы я не выжила".

Вопросы к классу:

  • Как поступок отца, который успевает спасти жену и дочь, перекликается с его образом до войны?
  • Почему кукла стала символом нормальной жизни?

История куклы Зузи

Кукла Зузя появилась на свет уже во время войны в Варшавском гетто – этим и объясняется ее необычный внешний вид. Зузя была единственной игрушкой девочки Зоси в одном из подвалов Варшавского гетто. Подвал этот был для Зоси и жилищем, и укрытием.

Зузя и после побега Зоси из гетто в "арийскую сторону" осталась ее любимой игрушкой. Сделала эту куклу для Зоси ее мама, чтобы малышке легче было перенести невольное одиночное заточение в подвале.

В гетто царил жестокий голод, но люди страдали не только от недостатка питания – не хватало всего: топлива, лекарств, одежды. Но страшнее всего стало, когда начались депортации – вывоз евреев из гетто в лагеря смерти. Смертельная опасность нависла над всеми жителями гетто, но особенно над детьми.

Зося вместе с мамой скитались с места на место в поисках укрытия, пока они не нашли заброшенный подвал, в котором жили только крысы. Зато этот подвал был незаметен для посторонних, и, чтобы как-то убедить дочку остаться в этом чужом месте, мама смастерила для нее игрушку. Она разыскала где-то головку от сломанной куклы, сделанной из папье-маше. Зося с ужасом спросила: "А где у нее ручки? Ножки? Животик? Почему у куклы ничего нет?" Мама пообещала куклу "вылечить". Действительно – вскоре она соорудила ей подобие туловища, руки и ноги, платье из где-то найденных тряпок.

Нарисованные волосы на голове у куклы были темными, а маленькая Зося к тому времени уже хорошо усвоила, что это "неарийская" внешность и что в таком виде опасно появляться на улице. Поэтому она сразу заявила: "Ой-ой-ой, ее надо хорошенько спрятать!" – и соорудила ей укромное местечко под своим матрасом. Она говорила кукле: "Не смей громко плакать – тебя услышат! У тебя волосы черные – тебя поймают!" Кукла очень скоро стала полноправным членом их маленькой семьи. Зося дала ей имя, похожее на свое, – Зузя. Зося относилась к Зузе, как к своей дочке и заботилась о ней в точности так, как о ней самой заботилась ее мама. Она спрашивала куклу: "Тебе не холодно? Принести тебе одеяло? Ты не голодна? Я принесу тебе морковку".

Вопросы классу:
  • Какое значение в рассказе имеют черные волосы куклы?
  • Почему Зося ужаснулась тому, что у куклы нет ничего, кроме головы?
  • Почему девочка назвала куклу "Зузя"?
  • Что значит "арийская" сторона, "неарийская внешность"?

Мать Зоси была участницей подполья, которое занималось спасением еврейских детей из гетто. Она должна была часто переправлять деньги и документы, и иногда ей приходилось исчезать на несколько дней. Зося оставалась в подвале одна. Каждый раз, когда маме приходилось уходить надолго, расставание превращалось в настоящее мучение и для нее самой, и для дочки.

Зося рассказывала: «Каждый раз, когда она меня спрашивала: "Ну, ты уже согласна, что я уйду?", – я, плача, говорила: "Да, мамочка, я согласна, иди…" Я очень хотела быть послушной девочкой, чтобы мама спокойно могла уйти. Уходя, она говорила: "Я вернусь, я обязательно вернусь, запомни, я всегда к тебе возвращаюсь!" Она уходила, а я сердилась на Зузю, зачем она все еще хнычет, так нельзя себя вести, нельзя плакать совсем, что еще за глупости…»

Вопрос классу: Почему, когда мама уходила, Зося сердилась на Зузю?

Как-то раз Зосина мама ушла и пропала надолго. В подвале закончилась еда, Зося не знала, куда деваться от голода и страха. Когда вдруг она услышала шаги на лестнице, ведущей в ее подвал, то решила, что это конец – немцы нашли их укрытие. В самом подвале был еще один тайник – за поленницей дров, куда мама велела Зосе прятаться, если зайдет кто-то посторонний. Туда она и забралась, когда в подвал вошел черноволосый парень лет 16–17. Его, как оказалось, послала в гетто Зосина мама, чтобы спасти дочку. Сама она в это время лежала раненая и не могла передвигаться.

Все это происходило в самый канун восстания и окончательной ликвидации Варшавского гетто. Юноша окликнул Зосю по имени, но она, сжавшись от страха в своем тайнике, не отозвалась. Он позвал еще и еще раз и, не услышав ответа, готов был вернуться, но тут Зося, не выдержав напряжения, расплакалась в голос. Обнаружив ее, он спросил: "Что же ты не отзываешься, когда тебя зовут?" Зося ответила, что она ждет маму. "Вот я и пришел, чтобы отвести тебя к маме, – сказал парень. – Откуда, ты думаешь, я знаю, как тебя зовут? Потому, что меня твоя мама за тобой послала".

Но Зося ему не поверила: "Я отсюда не сдвинусь, пока мама за мной не придет!" Паренек битый час уговаривал ее как только мог, но девочка стояла на своем. Наконец, он догадался рассказать ей, что маму ранили, и поэтому она не может сейчас прийти: "Поэтому она и прислала меня вместо себя, понятно?" Только тогда девочка поверила и согласилась. Она взяла его за руку и готова была двинуться в путь, но он сказал, что пешком они не смогут пройти – он вынес ее из гетто в заранее приготовленном угольном мешке. Парень объяснил ей, как она должна себя вести в мешке: "Как уголь. Знаешь, как уголь себя ведет?" Она спросила: "Как?" Он ответил: "Молчит! Не разговаривает, не плачет, не зовет, не кричит – ничего. Даже если меня вдруг остановят и попросят развязать мешок – ты молчишь! Я развяжу мешок, но они тебя не увидят – увидят уголь. Поэтому и веди себя, как уголь!... И чтобы я ничего не слышал – ни в туалет, ни есть, ни пить, чтобы ты звука не смела издать!" Она ответила: "Хорошо, я не издам ни звука!" Эти слова она знала с тех пор, как себя помнила…

И вот они отправились в путь. Шли и шли, долго-долго, бесконечно и вдруг… Вдруг, Зося вспомнила про Зузю, которая осталась в подвале. Она начала тихонько стучать парню в спину. Он никак не отреагировал. Тогда она стала негромко звать его: "Пане, пане!" – так ее учили обращаться к мужчинам по-польски. Никакого ответа. Тогда она начала громче кричать, а потом просто завизжала во весь голос: "Пане!" Он свернул с дороги, зашел в подъезд какого-то заброшенного дома, открыл мешок, поднял крышку с углем, под которой сидела девочка и сказал: "Ты что вопишь? Знал бы я, что ты такая дуреха, в жизни бы за это не взялся! Ты что, хочешь, чтобы нас обоих пристрелили?" Зося спохватилась и зашептала: "Я буду тихо-тихо говорить. Мы Зузю забыли!" – "Какая еще Зузя?!" Она объяснила: "Моя кукла, моя дочка Зузя!" "О, Господи!, – сказал он, – я из-за нее жизнью рискую, а она морочит мне голову со своими куклами! А ну-ка, сиди тихо!" Тогда Зося вскочила на ноги, весь уголь рассыпался. Парень попытался ее остановить – но куда там, она увернулась, встала посреди подъезда и выкрикнула: "Что ты за человек! Ты что, не понимаешь, что мама не может бросить свою дочку? Ты что, не знаешь, что детей не бросают?" Он вдруг уставился на девочку и произнес: "Мама не может бросить свою дочку…Полезай обратно в мешок – идем за твоей Зузей"…

И они прошли снова весь путь обратно в гетто. Нужно было опять проникнуть в гетто и опять из него выйти. И это было еще несколько часов ходьбы под угрозой смертельной опасности. Но в конце концов они дошли до дома, где скрывалась мама, которая лежала с перебинтованной рукой. Она бросилась к ним и спросила спасителя: "Что случилось, почему так долго, ты что, не мог сразу найти тот подвал?" Он в ответ рассказал ей обо всем, что с ними произошло. Мама ужаснулась: "Зачем надо было возвращаться?! Надо было шлепнуть пару раз хорошенько эту негодницу, да и все!" Тогда Зося возмутилась: "Нет, мамочка, он поступил так, как надо – он понял, что нельзя оставлять ребенка одного и помог мне забрать мою дочку из подвала!" И тут мама расплакалась…

Вот так все это и было. Так вынесли Зосю из гетто.

Вопросы итогового обобщения:

  • Как меняется в течение рассказа отношение Зоси к кукле? Когда именно она начинает воспринимать свою игрушку как живое существо?
  • Почему расплакалась мама, услышав Зосины слова?
  • Почему нельзя было вывести девочку из гетто, а нужно было спрятать ее в мешок?
  • Почему Зося начала кричать в мешке, несмотря на запрет?
  • Почему юноша все же вернулся за куклой?
  • Вспомните свои детские игры. Во что вы играли и была ли у вас игра, похожая на игру Зоси с куклой?
  • Есть ли что-то смешное в рассказе?
  • Какую роль играет в рассказе юноша?
  • Почему Зося так хорошо понимала фразу: "Чтобы ты не смела звука издать!"?
Заключительные задания для работы в классе:
  • Говорит ли внешний вид кукол что-нибудь о самих девочках и о разнице их судеб в трех разных странах?
  • Чем похожи и чем отличаются все три куклы, кроме внешнего вида?
  • Напишите письмо девочкам, с которыми мы вас познакомили.
  • Нарисуйте иллюстрацию к одному из рассказов. Слепите игрушку для одной из девочек.
Категория: КЛАССНЫЕ ЧАСЫ | Добавил: admin | Теги: классное руководство, внеклассное мероприятие, педсовет, классный час, учителю, методическая помощь, сценарий внеклассного мероприяти
Просмотров: 2086 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/2
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru