Тема классного часа и его содержание должны стать известными
ребятам только в процессе его проведения. Важен эффект неожиданности.
Наилучшим представляется вариант проведения этого мероприятия
совместно с социальным педагогом: присутствие нескольких взрослых
настраивает ребят на серьезные размышления и ведет к осознанию
ответственности за свои шаги в жизни.
Тон разговора должен быть выдержанный, уважительный, но с
внутренним эмоциональным накалом. В этом мероприятии классный
руководитель должен выразить свое отношение к конфликту.
Ход мероприятия
В начале мероприятия двум ученикам (абсолютно разным, возможно,
несовместимым друг с другом или даже подозреваемым в совершенном
проступке) даются карточки с одинаковым, не известным никому в классе
заданием. А задание такое – "смоделировать человека" с двумя-тремя
серьезными недостатками, которые автор ни при каких условиях не
принимает в людях (задание выполняется на компьютерах и потом выводится
на интерактивную доску).
В это же время все остальные ребята заполняют анкеты, выданные им заранее.
Анкета "Каким человеком я себя вижу"(Анкета подписывается по желанию.)
- Что значит "обидеть человека"?
- За что, по моему мнению, можно обидеть человека?
- Каким способом можно нанести обиду?
- Обижаю ли я окружающих меня людей?
- Когда подобное случилось со мной в последний раз?
- Извинился ли я, осознав свою вину?
- Обижают ли меня?
- Когда подобное случилось со мной в последний раз?
- Извинились ли передо мной?
- Как поступаю я, если при мне обижают другого человека?
Комментарии к полученным ответам на вопросы анкеты (их
зачитывает сразу классный руководитель – важен полученный общий фон в
классе) дает социальный педагог. Обсуждаются вопросы:
- Как мы относимся к обидам, которые наносят нам и наносим мы?
- Как мы реагируем на то, когда обижают других?
- За что обижаем мы и за что обижают нас?
На классной доске для наглядности можно параллельно строить схемы, выводимые из полученных ответов.
Очень важно, если это не прозвучит в ответах ребят, подвести их
к выводу о том, что часто ситуация обиды вызвана пустяками, но, к
сожалению, бывают отвратительные случаи, когда причина этой ситуации
более серьезная: например, зависть или оскорбление.
Перед классом ставится вопрос: можно ли жить, не нанося друг другу обиду?
Для нахождения на него ответа к интерактивной доске
приглашаются ученики, выполнявшие индивидуальное задание. Сначала ребята
оценивают серьезность смоделированных "недостатков", если необходимо –
корректируют их; потом, разбившись на 4 группы, включаются в деловую
игру (3–4 мин отводится на обсуждение, 2 мин – на презентацию своих
вариантов решений и ответов на возможные вопросы других участников).
Например: найти способы нормального сосуществования с одним из смоделированных людей, если:
- ты сидишь с ним за одной партой;
- он – приятель твоего друга;
- вам дали совместное задание;
- он – твой одноклассник.
Подвести итоги игры целесообразно предложить кому-нибудь из ребят (возможно, лидеру класса).
В выступлении должно быть озвучено два важных момента: какова коллективная позиция класса и насколько она правильна.
Далее классный руководитель задает вопрос:
– Кто из ребят догадывается, почему вдруг выбрана именно эта тема сегодняшнего классного часа?
Если вдруг что-то мешает ребятам говорить, можно
констатировать, что в классе произошло ужасное ЧП. В любом случае второй
вопрос обязательно адресуется всем ребятам: "Ответьте на вопрос честно.
Поднимите руки те, кто знал, что произошло". (Поднятые руки и их количество дадут классному руководителю новую информацию для размышления.)
На интерактивной доске (для большего эмоционального
воздействия) открыта презентация, подготовленная педагогами: Что плохого
в произошедшем конфликте?
1. Человеку анонимно нанесено незаслуженное тяжелое оскорбление.
2. Боль от совершенного отразилась на многих людях.
3. Человек, совершивший злодеяние, нанес обиду и себе самому.
4. Пострадавший человек остался один на один со своей бедой.
5. Молчание окружающих означает, что:
- они потакают злу;
- возникает повод подозревать в содеянном каждого, т. е. не доверять никому.
6. Ты хотел бы оказаться на месте пострадавшего?
7. Конфликт возник, потому что:
- кто-то решил, что он имеет право обидеть другого, абсолютно равного ему человека;
- этот кто-то считает, что демонстрирует своим поступком свою силу и исключительность;
- кто-то вовремя не задумался о серьезности совершаемого им;
- кто-то решил, что его это не касается.
Очень кстати дополнит презентацию рассказанный взрослыми
какой-либо похожий жизненный случай или прочитанный отрывок из
художественной литературы (например, сон Раскольникова в эпилоге романа
Ф. Достоевского "Преступление и наказание" – конечно, с комментариями
учителя).
Заключительные слова классного руководителя:
"У сегодняшнего классного часа будет домашнее задание. Его можно выполнить в течение трех дней (это время нужно классному руководителю для определения дальнейших мер):
каждому необходимо один на один, с товарищами, с родными подумать и
обсудить наш конфликт и участие конкретно каждого из нас в нем.
- В чем виноват или не прав я?
- Как это поправить?
- Как сделать так, чтобы подобное больше не повторилось ни с кем?
Особое домашнее задание для провинившегося: найти в себе
мужество самому признаться в проступке, найти слова извинения для Полины
и всех, кому принес страдание, дать себе слово никогда больше такого не
повторять".
Классный час начался с моего сообщения, что, скорее всего,
Полина уходит из школы. Спросила, догадываются ли ребята, по какой
причине это произойдет, знают ли они, что случилось в коллективе?
Подняли руки примерно половина ребят. Не помню, были ли среди них
виновные… Я сдерживала свою реакцию: кто знает – молчит (правда, Полина
говорила, что кто-то подходил к ней с сочувствиями), а
другая часть ничего не ведает о том, что рядом страдает их
одноклассница… Помогла интуиция. Рассказала свою давнюю историю. В эпоху
"пристального внимания к письмам трудящихся" в разные инстанции города
пришло письмо (якобы за моей подписью) о беспорядках в школе. Очень
быстро обнаружили, что подпись подделана, но мне пришлось давать какие-то
объяснения. Не это было самым страшным. Я знала, что человек,
написавший этот пасквиль, – в нашем коллективе, смотрела на каждого и
так же, как сейчас, всех подозревала.
Далее мы говорили, что, помня о презумпции невиновности,
никому не предъявляем обвинений, что хотим только, чтобы извинились
(один на один!) перед Полиной, что не продолжим публичного разбора
ситуации, если найдут в себе мужество повиниться, что наказания никакого
не последует, потому что все достаточно наказаны случившимся. Отдельные
слова адресовали невиновным в проступке, пытаясь объяснить, что
молчание в такой ситуации – прямое соучастие, которое в любую минуту
может обернуться против каждого их них. Ребята молчали. Но показалось,
что дети задумались о случившемся.
Очень неожиданная реакция последовала в тот же день:
бабушка Полины сообщила, что после собрания к внучке подошел
одноклассник и извинился. Он очень волновался, говорил, что осознал, что
просит прощения – но только за себя одного, о тех, кто был рядом с ним,
говорить не будет. Еще сказал, что решение совершить все пришло
спонтанно, от безделья, и он виноват в том, что, не думая, поддержал
его, что не наказания он боится, а просто стало стыдно. В том разговоре
бабушка решилась назвать имена двух других ребят. Ничего нового для себя
я не открыла: если бы меня спросили, кто может преступить в
определенных условиях нравственную черту, я назвала бы эти имена. Но не
предполагала, что один из них способен раскаяться. Это был урок мне и,
конечно, радость, что человек меняется к лучшему.
|