Учитель. Мы
продолжаем осваивать сложную науку взаимоотношений. Что чаще всего
создает конфликтные ситуации? Как их избежать? Как относиться к людям,
которые нас подводят? Как относиться к своим промахам? Нужно ли
добиваться справедливости? Мы вновь и вновь задаем себе эти вопросы,
ответы на которые могут быть очень неожиданными и неоднозначными.
1 ученик. О договоренностях и обещаниях.
2 ученик. Если мы
живем рядом или делаем общее дело, мы должны друг другу только то, о чем
договорились. Если договора с человеком не было — значит, он ничего нам
не должен.
1 ученик. Даже если
договор был, а у него что-то не получается — это не повод для обид или
претензий. Возможно, стоит с ним договариваться по-другому...
2 ученик. Или о другом...
1 ученик. Или с другим...
2 ученик. Но ругаться – какой смысл?
3 ученик. Если вас кто-то о чем-то просит, никогда не стоит обещать выполнить просьбу на 100%.
4 ученик. Вы не знаете, как сложатся обстоятельства, не всегда наши возможности зависят от наших желаний и нашей порядочности.
3 ученик. Пообещайте постараться выполнить просьбу.
4 ученик. И тогда уж постарайтесь на 100%.
3 ученик. Ответственный и уважающий себя человек будет уважать людей и постарается никого не подводить.
4 ученик. А если все же у вас что-то не получилось – это не повод для самоуничижения.
5 ученик. А если подвели вас?
6 ученик. Если у человека неудача или неприятность, из-за которой он сильно подвел меня, – не стал ли он пострадавшим, а не виновным?
5 ученик. Он же не специально! Вместо того чтобы обижаться на него и отчитывать, поддержите и успокойте его.
6 ученик. Если же человек подвел меня потому, что не очень-то и хотел позаботиться о мне – не приятно, огорчительно, но не более того.
5 ученик. Постарайтесь в будущем к этому человеку не обращаться с просьбами и не возлагайте на него больших надежд.
6 ученик. Но
осуждать, или убивать его за происшедшее (даже взглядом) я не имею
никакого права. Глупо считать, что после скандала он будет заботиться
обо мне больше.
5 ученик. Но, впрочем, если наши родители очень строги и требовательны к нам, это вовсе не потому, что они нас считают обязанными им.
6 ученик. Нет, они
просто хотят научить нас быть ответственными людьми. Им от нас ничего
всерьез не надо, они требовательны к нам — для нас. Будем благодарны им
за это.
1 ученик. О вине и совести.
2 ученик. Часто ли вас посещает чувство вины?
1 ученик. Если я
намеренно не делал дурного и старался по-ступить как лучше, но у меня
что-то получилось плохо, у кого-то из-за меня неприятности — это
достойно сожаления, но я не виноват.
2 ученик. Совесть
человеку нужна не для того, чтобы она его «глодала» и «мучила», а для
того, чтобы побуждать человека к лучшему, помогать не врать себе и
людям.
1 ученик. Не нагружайте совесть лишними обязанностями: пусть она не разрушает вашу личность, а созидает ее.
2 ученик. Душевно
здоровому человеку всегда не приятно, когда из-за него страдает кто-то
другой. В этом случае всегда нарушается внутренне благополучие.
1 ученик. Поэтому душевно здоровый человек, если его попросят, всегда постарается помочь другому, не давая при этом никаких обещаний.
2 ученик. А если уж
так случится, что подведет кого-то, непременно попросит прощения. Потому
что чужое внутреннее благополучие тоже надо уважать.
3 ученик. О справедливости.
4 ученик. Справедливость — понятие относительное. Иногда справедливость приносит людям больше неприятностей, чем пользы.
3 ученик. Любовь и мудрость выше справедливости.
4 ученик. Наставления мудрого отца ребенку:
3 ученик. «Если ты у
него отберешь то, что он отнял у тебя, это будет справедливо. Но это —
не лучшее, что ты можешь сделать. Ты можешь ему это подарить».
4 ученик. Наставление любви и мудрости свободному человеку:
3 ученик. «Если ты на оскорбление ответишь тем же, это будет справедливо. Но это — не лучшее, что ты можешь сделать. Ты можешь...»
Учитель. Мини-тест.
О чем вы думаете в первую очередь, когда вас кто-то незаслуженно оскорбляет? (Учитель читает варианты ответов, записанные на плакате.)
- Как бы ответить ему порезче, чтобы он "заткнулся”.
- Как бы определить правильное внутреннее отношение к происшедшему.
- Как бы ответить, чтобы моя реакция не унизила меня в глазах окружающих.
- Как бы сохранить в душе доброе отношение к миру и к нему.
Выберите из четырех вариантов ответов три наиболее близкие вам и
расставьте их в порядке убывания значимости (1 – очень важно, 2 – тоже
важно, 3 – менее важно)
5 ученик. Конечно,
важно, как вы сможете ответить человеку: мягко или жестко, остроумной
фразой или молчанием, но важнее то, что будет у вас при этом в душе.
6 ученик. Вы останетесь мудрым? человечным? сохраните внутреннее достоинство?
5 ученик. Или превратитесь в злобного крокодила? мокрую курицу?
6 ученик. Если тебя «задели», ты иногда можешь даже расстроиться. Но почему?
5 ученик. Потому что кто-то посмел так разговаривать со мной?
Или меня огорчило другое – то, что я «завелся», что меня чьи-то слова «задели», что я был зол...
6 ученик. Правильное
внутреннее отношение — это показатель того, насколько воспитана, сильна
и здорова наша душа. Это показатель нашей нравственности.
5 ученик. И это одно из главных условий успешного взаимодействия с людьми.
Учитель. Мудрость, Понимание другого, Достоинство – вот три кита, призванные охранять наш внутренний душевный строй.
Мудрость. Мудрый на все смотрит не с позиции «Ты —
Я», а с позиции «люди в мире». Он видит не «личное оскорбление», а
естественную среди людей дикость и агрессивность, выплескивающуюся из
одного на другого. Конечно, это неприятно, но стоит ли из-за этого
переживать?
И если мудрый ответит, то не для того, чтобы возмутиться тем, что его
задели, а для того, чтобы снять напряженность и решить возникшие
проблемы, если это возможно.
Достоинство, или Внутренняя безмятежность. Душевно
здорового человека унизить и оскорбить невозможно. Любой может сказать
что-то в наш адрес. Но мы — можем принять это или не принять.
Если вы знаете себе цену, нужно ли реагировать на случайные слова другого? Глупо обижаться на правду, на ложь — еще глупее.
Если вам говорят, что вы дурак, но вы знаете, что это не так, — зачем расстраиваться?
А если вас легко "задеть", значит, вам пора избавляться от своих
комплексов. Чем обижаться и выяснять, в ком дурости больше, займитесь
лучше своим душевным здоровьем.
Душевно здорового человека унизить и оскорбить невозможно! |