Подготовка к занятию
Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия,
доброжелательного и открытого общения детей друг с другом; профилактика
дезадаптации в средней школе.
Задачи:
- создать условия для сплочения коллектива;
- предоставить ученикам возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие;
- смоделировать ситуацию сотрудничества и взаимной поддержки для проживания ее школьниками;
- воспитать доброжелательность, взаимопомощь в детях.
Оборудование: "небосвод"; звездочки, визитки, булавки,
фломастеры, листы для рисования - все по количеству детей; цветные
карандаши, мячик, музыка для релаксации.
Ведущий: педагог-психолог.
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Ритуал приветствия
Инструкция: дети стоят в кругу и кладут руки на плечи друг другу.
Приветливо глядя в глаза, нужно по очереди сказать: "Здравствуйте!".
2. Игра "Гомеостат"
Инструкция ведущего: "В рыцарские времена для приветствия было
введено рукопожатие. Оно указывало на то, что рыцарь безоружен и открыт
для общения с партнером. Теперь этот жест играет ту же роль - когда мы
пожимаем руку партнера, мы без слов говорим ему, что считаем его своим
другом.
Сейчас все мы также обменяемся рукопожатиями, только сделаем это
необычным способом. На счет "три" выбросим любое количество пальцев
правой руки. Наша задача - не договариваясь, постараться выбросить
одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое
количество пальцев - пожимают друг другу руки".
3. Разработка правил работы в группе
Инструкция. Обучающиеся совместно с психологом разрабатывают общие правила работы:
- не перебивать говорящего;
- не оскорблять;
- не грубить;
- не унижать.
II. Основная часть
Примечание: звучит медленная, расслабляющая музыка.
Слово ведущего: "Сегодня у нас проводится большая
психологическая игра. Мы встретились с вами, чтобы увидеть друг друга,
познакомиться и еще теснее подружиться.
Хлопните в ладоши те, кто любит смотреть на звездное небо.
Оказывается, что уже с давних времен люди каждую ночь любовались
звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали о семье, о будущем и т. д.
Звезды во все времена завораживали живущих на Земле.
Но однажды, взглянув на небо, они не обнаружили ни одной звезды.
Ощущение одиночества, словно покрывало, накрыло людей, им казалось, что
во всей галактике они остались одни.
Наша с вами задача - оживить космическое небо, вновь зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту".
Упражнение 1. "Найди свою звезду"
Цель: расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себе.
Инструкция ведущего: "Представьте себе звездное небо. Звезды
на нем большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних звездное небо -
это одна или несколько звезд, для других - бесчисленное множество ярких
светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся.
Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду.
Снимите ее с неба и постарайтесь запомнить, как она выглядит. Назовите
любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове "звезда".
Есть ли какое-нибудь сходство у человека и звезды? В чем оно
заключается?" Да, каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен,
холоден или горяч, далек или близок. Эти же характеристики можно отнести
и к звездам.
Упражнение 2. "Звезда"
Инструкция ведущего: "Сейчас каждый из вас получит звездочку.
Вам нужно написать на ней свое имя, желательно в центре, и раскрасить
ее цветными карандашами".
Примечание: после выполнения упражнения звездочки прикрепляются на грудь.
Упражнение 3. "Интервью в парах"
Инструкция ведущего: "Посмотрите еще раз на звездочки других
участников нашего занятия и выберите ту, которая, на ваш взгляд, похожа
на вашу собственную звезду. Подойдите к этому ученику и положите свою
руку ему на плечо. Образуйте пару. Если похожую на вашу звездочку уже
кто-то выбрал, присмотритесь к другим, найдите другую похожую и
образуйте с ней пару.
Сейчас вы будете брать друг у друга интервью. Для этого вам надо
поменяться своими звездочками. На лучах звезды напишите ответы на
вопросы, которые будете задавать своему напарнику. После окончания
интервью необходимо представить своего собеседника словами: "Я
представляю вам." - и зачитать ответы".
Вопросы интервью:
- Когда у тебя день рождения?
- Какое у тебя увлечение?
- Какой подарок ты хотел(а) бы получить на день рождения?
- Что ты больше всего ценишь в людях?
- Какая твоя самая заветная мечта?
Рефлексия: что нового вы узнали друг о друге?
Упражнение 4. "Наш маленький кусочек неба"
Инструкция ведущего: "Ребята, нам с вами сейчас предстоит оживить вот
этот маленький кусочек неба и вернуть на него звезды. Возьмите в руки
свои звездочки и подойдите к нашему небу. Расположите свою звездочку
там, где вам больше всего нравится, и прикрепите ее".
Рефлексия: по желанию ученики могут рассказать о своей звездочке -
высоко или низко она находится на небе, видно ли ее с Земли, как она
чувствует себя там и т. д.
Упражнение 5. "Я думаю, что нас объединяет…"
Инструкция ведущего: "Я думаю, что нас с вами очень многое
объединяет. Чтобы подтвердить это, я предлагаю вам сыграть в игру,
которая так и называется: "Я думаю, что нас объединяет.". Один из
участников бросает другому мяч со словами: "Я думаю, что нас
объединяет..." - и называет качество или признак, которые для них обоих
одинаковы. Тот, кто получит мяч, отвечает: "Я согласен (согласна)" или
"Я не согласен (не согласна)" - и продолжает игру, бросая мяч следующему
участнику, и т. д.".
Варианты ответов: мы люди; мы ученики 5-го класса; учимся в одной школе; любим каникулы и т. д.
Слово ведущего: "Вот и зажглись на нашем небосклоне звезды.
Каждая звездочка прекрасна и неповторима. Но, встретившись в небе,
звезды образуют целостную и неделимую композицию - созвездие, которое мы
с вами можем назвать "Созвездие 5-го класса".
Пришла пора нам расставаться! Но у нас остались звездочки, которые
светили нам в течение всего занятия. Посмотрите, как они весело мерцают
на небосклоне: они стали намного увереннее и подросли. Посмотрите -
среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами!
Ребята, если звезды зажигаются, значит, это кому-то нужно! Они
наполнены нашей энергией, теплотой, добротой, оптимизмом и верой в
завтрашний день. Пусть ваши звездочки подскажут вам верный путь и
помогут решить все ваши проблемы!".
Упражнение 6. "Дорисуй и передай"
Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.
Инструкция ведущего: "В заключение мне бы хотелось, чтобы у
вас на память от нашего занятия сохранился рисунок, который вы нарисуете
все вместе (рисунок).
Сейчас вы разделитесь на 3 группы, для каждой группы подготовлен
большой лист белой бумаги, а для каждого из вас - набор фломастеров
одинаковых цветов. На каждом листе есть некоторые фрагменты рисунка,
который вам необходимо завершить, преобразовав его сообща в единую
картину.
По хлопку в ладоши вы начнете рисовать. На выполнение данного
задания каждой группе дается 5 минут. Как только я снова хлопну в
ладоши, вы откладываете фломастеры. От каждой группы выбирается
представитель, который продемонстрирует остальным рисунок, рассказав,
что на нем изображено и как он называется".
Фрагменты рисунка из Фигурного теста Торренса
Рефлексия: понравился ли вам ваш рисунок? Трудно ли было
прийти к общему мнению и сделать рисунок из небольших фрагментов? Что вы
испытывали, когда выполняли эту работу?
III. Завершение игры
Инструкция ведущего: "Ребята, вы все сегодня замечательно
работали. Сейчас мы по очереди будем передавать мячик и говорить теплые
пожелания на завтрашний день".
Рефлексия: хлопните в ладоши, если вам понравилось наше
занятие. Какие игры и упражнения вам понравились больше всего? Что
больше всего запомнилось?
Слово ведущего: "Итак, ребята, наша с вами задача выполнена –
мы оживили наш кусочек неба, и каждый зажег на нем свою неповторимую
звезду. Я желаю вам на протяжении всей жизни оставаться такими же
яркими, неповторимыми и замечательными звездочками".
Ритуал прощания. |