Задачи этого мероприятия заключаются в том, чтобы помочь обучающимся в
определении устойчивого интереса к науке химии, выявить склонности и
способности, расширить знания и кругозор, развить интерес к предмету,
самостоятельность и творческую активность.
Действующие лица:
- Две команды знатоков.
- Представители школьной НИЛ «Исследование необычного в обычных вещах и
обычного в необычных вещах».
- Профессор кафедры «История химии».
- Представители справочного бюро и школьной экспериментальной лаборатории.
Ход вечера
Ведущий: Добрый день! Я рад приветствовать всех, кто собрался в этом
кабинете, тех, кто предан очень интересной и важной науке – химии, тех, кто
готов показать свои знания и умения. Ещё в 18 веке М.В.Ломоносов сказал: «Широко
распростирает химия руки свои в дела человеческие». Химия играет огромную роль в
жизни человеческого общества, по уровню развития химической науки и
промышленности судят об уровне развития страны, но чтобы стать настоящими
химиками надо много потрудиться, многому научиться. Сегодня мы узнаем и увидим
много нового, интересного. Девизом нашего вечера будут слова великого
английского классика В. Шекспира «Пора чудес прошла, и нам подыскивать
приходится причины всему, что свершается на свете». У нас в гостях представители
школьной научно-исследовательской лаборатории «Исследование необычного в
обычных вещах и обычного в необычных вещах», профессор кафедры «История химии»,
представители справочного бюро и школьной экспериментальной лаборатории, а так
же на нашем вечере работает очень справедливое жюри. Я желаю всем приятного
общения и победы в соревновании знатоков. Предоставляю слово экспериментальной
лаборатории.
Лаборант (ученик 11 класса): Во славу всех собравшихся я зажигаю волшебный
химический огонь.
Демонстрируется опыт «Получение огня без спичек». Первой
команде знатоков предлагаю объяснить следующий опыт. За правильное разъяснение
команда получает 10 баллов.
Демонстрируется опыт «Несгораемый платок».
Ведущий: Слово предоставляется знатокам. Объясните, пожалуйста, почему
обычный носовой платок не сгорел в пламени огня? (Если знатоки не смогут
объяснить результат опыта, лаборант раскрывает секрет.)
У нас в гостях «профессор» кафедры «Истории» нашей школьной научной
лаборатории. Из его рассказа мы узнаем о том, какую роль сыграл огонь в жизни
человека.
Старшеклассник: «Огонь в истории человечества».
Ведущий: Внимание, знатоки! Ваша задача составить химические формулы всех
веществ, о которых шла речь в рассказе нашего гостя, и написать три уравнения
химических реакций, которые характеризуют химические процессы, описанные в
рассказе. За каждую формулу и уравнение реакции команды получают по одному
баллу. (Задание выполняют обе команды.)
Задание выполнено, жюри приступает к проверке, а мы послушаем рекомендации
представителей справочного бюро.
Справочное бюро: Если вы случайно подпалили одежду горячим утюгом, и на
одежде осталось пятно – не огорчайтесь, его можно вывести, если на подпаленное
место поместить кислое молоко, растворённое в воде, или смочить его перекисью
водорода и вывесить на яркий свет.
Ведущий: Спасибо за совет, а я предоставляю слово лаборантам. Для участников
нашего вечера они приготовили сюрприз.
Лаборант: Вы когда-нибудь видели, как извергается вулкан? Я покажу вам его
прямо на этом столе. Далее демонстрируется занимательный опыт «Вулкан на столе».
Ведущий: Знатоков ждёт ещё один каверзный вопрос: чем отличаются три
химических процесса – горение, гниение и взрыв и в чем состоит их сходство? На
эти вопросы отвечает команда №2. За правильный ответ команда получает 10 баллов.
Пока знатоки размышляют, справочное бюро для гостей вечера расскажет маленькие
секреты.
Справочное бюро: Если серебряные изделия покрылись тёмным налётом, помойте их
в теплой мыльной воде, затем почистите мягкой тряпочкой смоченной в смеси
нашатырного спирта и зубного порошка, ещё раз промойте тёплой водой и протрите.
Хрустальные изделия будут лучше блестеть, если сполоснуть их в холодной воде
с уксусом.
Ведущий: Спасибо за умные советы, предоставляем слово знатокам.
Знатоки (отвечают на поставленный вопрос):
Все три процесса протекают при участии
кислорода и с выделением тепла, в этом заключается их сходство, но с разной
скоростью и процессы горения и взрыв сопровождается выделением света.
(Жюри оценивает ответ).
Ведущий: Уважаемы участники нашего вечера, какое вещество
использует человек для тушения пожаров? (Ответ:
вода.) Правильно, а что мы знаем про это вещество? Прошу ответить на этот вопрос
знатоков.
Знатоки: Вода – это жидкость, без цвета и запаха. Хороший растворитель, кипит
при температуре 100°С, замерзает при 0°С, входит в состав всех живых организмов
и играет важную роль в их жизнедеятельности. (Заслушиваются выступления обеих
команд).
Ведущий: Молодцы! Но это обычное для нас вещество таит в себе много загадочного
и необычного. Хочу предоставить слово представителям школьной НИЛ «Исследование
необычного в обычных вещах и обычного в необычных вещах».
Старшеклассник: Выступает с сообщением «Сосулькины секреты».
Ведущий: Вот такое удивительное вещество вода! Сейчас мы увидим ещё одно
необычное свойство воды. Предоставляем слово лаборантам.
Лаборант: Демонстрируют опыт, в котором вода выступает в роли катализатора –
вода «поджигатель».
Ведущий: Мы послушали интересные сообщения, посмотрели удивительные
химические опыты, а теперь команды знатоков покажут нам свои знания,
находчивость, смекалку.
К доске приглашаются по одному участнику от каждой команды, желательно те,
кто хорошо знает русский алфавит. Максимальное количество очков
–6, время –две
минуты. Задача играющих расставить карточки с символами химических элементов в
алфавитном порядке в соответствии с русским названием.
Работа выполнена, жюри проверяет точность выполнения задания, а командам
предлагается химическая викторина. За каждый правильный ответ команда получает
по одному баллу.
Вопросы для первой команды:
- Какая кислота находится в желудке здорового
человека? (Соляная кислота НСl.)
- Что означает слово кислород? (Рождающий кислоты.)
- Все ли ядра можно брать в руки? (Ядра атомов химических
элементов нельзя взять в руки.)
- Почему мокрое бельё сушат на морозе? (Лёд способен к
возгонке, поэтому бельё высыхает.)
- Что такое «святая» и серебряная вода? (Вода содержащая ионы серебра.)
Вопросы для второй команды:
- Какая кислота называется аккумуляторной? (Серная кислота Н2SO4.)
- Что означает слово водород? (Рождающий воду.)
- Если срез картофелины смочить раствором йода, то происходит
посинение. О чём это говорит? (Картофель содержит крахмал.)
- Какую соль человек применяет для приготовления пищи? Назовите её формулу.
(Поваренную соль, хлорид натрия –NaCl.)
- Из одного грамма какого металла можно вытянуть проволоку в
несколько десятков километров? (Платина.)
Ведущий: Знаете ли вы международную и русскую номенклатуру?
Задача заключается в том, чтобы прикрепить карточку с формулами уже известных
веществ в квадрат с соответствующим названием. Работу выполняют
параллельно по одному участнику из каждой команды на скорость. Максимальное количество – 5 баллов.
Оксид ртути
Вода
Железо
Хлорид цинка |
Сульфид железа(+2)
Бертолетовая соль
Углекислый газ
Ртуть |
Алюминий
Магний
Хлорид меди(+2)
Хлор |
Озон
Оксид меди(+2)
Оксид магния
Оксид фосфора(+5) |
На карточках написаны формулы следующих веществ:
H2O |
Fe |
Al |
O3 |
HgO |
KClO3 |
Mg |
CuO |
FeS |
CO2 |
CuCl2 |
MgO |
Cl2 |
Hg |
ZnCl2 |
P2O5 |
Теперь проводим аукцион «Кто быстрее проводит уравнения реакций?». Время –
2 мин. Количество баллов – от 2 до 3.
Для первой команды |
Для второй команды |
Fe + HCl = FeCl2 + ? Al +
O2 =
CaCO3 = CaO + ? |
Al + HCl = AlCl3 + ? Fe +
O2 =
HgO = |
Конкурс «Пантомима».
Приглашаются по два человека из команды, обладающих чувством юмора, богатым
воображением, артистическими данными. Задание: отразите в пантомиме, что
произойдёт в случае неправильного обращения со спиртовкой.
Максимальное количество баллов – 5, время подготовки – 10 мин.
Знатоки закончили свою работу, жюри подсчитывает результаты работы знатоков,
а мы слушаем выступление школьной НИЛ «Исследование необычного в обычных вещах и
обычного в необычных вещах». (Выступает ученик с сообщением «Всесъедающий».)
Старшеклассник: Выступает с сообщением «Всесъедающий».
Ведущий: Спасибо всем участникам нашего вечера. Послушаем итоги игры команд
знатоков. (Жюри подводит итоги.)
Лаборант: Я хочу поздравить команду победителей и для всех участников зажечь
волшебный химический огонь. Демонстрируется опыт «Разноцветные огни».
Ведущий: Друзья, наш вечер подошёл к концу, я надеюсь, что время, проведённое
в нашем химическом кабинете, не прошло для вас зря, вы узнали много интересного,
показали, что вы многое знаете и умеете, вы находчивы и сообразительны. Хочу
пожелать вам дальнейших успехов в изучении химии. |