Цели:
Познакомить учащихся с наукой химией, вызвать
интерес к науке, показать роль химии в окружающем
мире, значение химии в повседневной жизни. - Формировать интерес к познанию окружающего
мира.
- Развивать фантазию, образное мышление,
творческие способности.
Ведущий: Здравствуй, дружок,
устраивайся по удобнее, настало время сказки.
Сегодня в гостях у нас Колобок, да непростой
Колобок, а химический, и сказка тоже не простая.
Итак: "КРИБЛИ-КРАБЛИ-СЕРНЫЙ ГАЗ мы начинаем наш
рассказ”.
Жили-были дед и баба. Жили не тужили, с химией
дружили.
(открывается занавес, на завалинке сидят дед с
бабой, в руках книга "ХИМИЯ”, они о чем-то спорят)
Ведущий: Вот, однажды, просит дед………..
Дед: Испеки-ка, баба, колобок.
Баба:
Да из чего испечь-то, муки в доме нет.
И амбары я мела, и сусеки я скребла,
Нет ни горсточки муки
На колобок и пирожки.
Дед: А ты на базар пойди, да муки
прикупи.
Баба:
Я бы рада прикупить,
Только нечем заплатить.
Вот последний пятачок,
Да и тот ведь медячок.
(баба достает из кармана медный пятак)
Дед:
Не печалься, дай сюда.
Это вовсе не беда
Чудеса мне по плечу, я ведь химию учу.
Опыт № 1 "Посеребрение монеты”.
Был пятачок, а теперь серебряничек.
(дед показывает зрителям посеребренную монету)
Баба:
Вот спасибо, старичок,
Куплю муки на колобок.
(берет авоську, пятак и уходит)
Дед:
Пока старуха на базар,
Разведу огонь в печи,
Чтобы печь там калачи….
(ищет спички)
Спичек нет и вот досада,
А огонь добыть мне надо.
Это чудо по плечу, я ведь химию учу.
Опыт №2 "Зажигание костра без спичек”.
Баба: (приходит с базара, выкладывает
продукты на стол)
Вот сметана, вот мука…
Вроде все для колобка…
И добавить молока не мешало бы сюда.
Опыт № 3 "Получение молока”
Ведущий: Замесила баба тесто на
сметане, скатала колобок и посадила его в печь.
Вышел колобок ладненький да румяненький.
Опыт №4 "Проявление портрета колобка”.
(баба с дедом любуются на портрет колобка,
радуются)
Ведущий: Да только не простой колобок
вышел, а химический, и песенка у него тоже
химическая.
(из печи выскакивает колобок, весело танцует и
задорно поет)
Колобок:
Я, румяный колобок,
Славненький, химический,
Преподам я вам урок
Очень синтетический.
Всем вам голову вскружу, я ведь с химией дружу.
(ударяет деревянным молотком по столу)
Опыт № 5 "Взрыв”
Ведущий: Непоседа-колобок вышел на
крылечко, спрыгнул со ступеньки и покатился по
дорожке. Катится, а навстречу ему заяц
(звучит музыка "В темно-синем лесу…” выходит
заяц и поет)
Заяц:
А мне все равно, а мне все равно…
Просто я косой с химией дружу.
По лесу скачу, по лесу брожу,
Чудеса для вас здесь я нахожу.
Опыт № 6 "Зимний лес”
(заяц показывает опыт и зовет колобка)
Заяц:
Колобок, колобок,
Погулять зайди в лесок
После снега, после вьюги,
Встретим радостно друг друга
Колобок:
Я в лесу гулять боюсь,
Ну, а вдруг там заблужусь.
Из-под пней, из-под коряг
Змеи черные глядят.
Змей, конечно, укрощу, я ведь химию учу.
(демонстрирует опыт "Змеи”)
Опыт № 7 "Змеи”
Ведущий: И покатился колобок дальше,
катится, а навстречу серый волк.
Зубами клацает, глаза огнем горят.
Волк:
Я серый волк, зубами щелк,
Я в колобочке знаю толк…Р-Р-Р-Р-Р-Р
Вулкан сейчас огнем зажгу,
И колобка заворожу.
Опыт № 8 "Вулкан”
Пока искрился мой вулкан
Для колобка готов капкан
В мешок, и в лес его стащу,
А там волчат им угощу.
Румян и славен колобок,
Я в колобочке знаю толк… Р-Р-Р-Р-Р-Р
(накидывает мешок и уводит колобка)
Ведущий: Но тут лиса из-за куста….
Лиса:
Все это, братцы, не спроста.
Волк колобка украл у нас,
И что ж, закончился наш сказ?
Ну, нет, на помощь колобку
Я деда с бабой позову
И зайца приведу сейчас,
И так продолжится рассказ…
Ведущий:
Вот стали спорить да рядить,
Как колобка освободить.
Опыт: № 9 "Дым без огня”
(опыт выполняют одновременно дед, баба, заяц)
Дед:
Дым без огня наполнит лес,
И от химических чудес
Завоет волк и в тот же час
Нам колобка злодей отдаст.
Ведущий:
Но зря старались баба, дед,
От волчьих лап простыл и след.
(выходит на сцену лиса, оглядывается, красуется,
любуется собой, находит чистый лист, поднимает
его, разглядывает, показывает зрителям)
Лиса:
Тут сыщик нужен и тогда
Отыщем, может, колобка..
Лиса хитра, лиса мудра
И с химией она дружна
(помещает лист в колбу с кристаллическим иодом)
Опыт № 10 "Проявление следов”.
(показывает зрителям проявленный отпечаток
следа)
Лиса:
Следы я волчьи отыщу, не зря же химию учу.
Вот след, он к логову ведет,
Там волк - разбойничек живет.
Отдай нам, серый , колобка,
Прошу по-дружески пока…
Не то стрельбой наполню лес…
Таких не видывал чудес.
Отдай, последний раз прошу….
Раз, два, стреляю, оглушу….
Опыт № 11 "Взрыв смеси кислорода и
водорода”
(волк выскакивает из логова, держит за руку
колобка)
Волк:
Простите серого, друзья,
Войну затеял с вами зря
Враги нам нынче не нужны,
Ведь все мы с химией дружны.
(все берутся за руки и приветствуют зрителей )
Ведущий:
А нашей сказочке конец
И кто нас слушал – молодец.
Все вместе: Сказка – ложь, да в ней намек. Науки
ХИМИИ – УРОК.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опыт №1
«Посеребрение монеты»
В заранее
приготовленный раствор нитрата серебра опустить медную монету на минуту. Затем
просушить ее фильтровальной бумагой. Можно использовать раствор соли ртути,
опыт проходит мгновенно, но вещество опасно и необходимо соблюдать меры
предосторожности (следить, чтобы вещество не попало на стол, на одежду, на
кожу) после этого опыта тщательно вымыть руки и герметически закрыть склянку.
Опыт №2
«Зажигание костра без спичек».
На дно
фарфоровой чашки насыпать горкой перманганат калия и смочить его
концентрированной серной кислотой. Сверху этой смеси положить тонкие, сухие
древесные стружки. В центре оставить свободное место в стружках над смесью.
Затем обильно смочить ватку спиртом и спрятать ее в ладони. Проводя рукой над
чашкой, сжать пальцами ватку, чтобы спирт капнул на смесь. (Осторожно! Может
быть сильная вспышка и поэтому не опускать низко руки над чашкой и быстро
убрать руку).
Опыт №3 «
Получение молока».
В двух
склянках растворы соли серной кислоты и соли бария. Соединив их, получим осадок, похожий на молоко.
Опыт №4
«Проявление портрета колобка».
На круглом
листе нарисована фенолфталеином
смеющаяся рожица колобка. Предварительно высушенный лист показываем
зрителю, а за тем из пульверизатора распрыскиваем по листу раствор пищевой
соды. На листе проявляется рожица.
Опыт №5
«Взрыв»
Приготовить
заранее смесь красного фосфора и бертолетовой соли и запечатать в пакетик.
(Осторожно! Не допускать ни малейшего трения смеси даже о стенки пакета). При
легком ударе деревянным молоточком получаем оглушительный взрыв.
Опыт №6 «
Зимний лес».
Для опыта
необходимо сделать подставку: посылочный ящик открыт с одной стороны, а в
другой прорезано круглое отверстие и в него вставлена фарфоровая чашка с
бензойной кислотой. На этой же стенке ящика просверлены отверстия, в которые
вставляются еловые веточки. Все это
накрывается большим стеклянным колпаком. Внутри ящика устанавливается
спиртовка. При зажигании спиртовки кислота нагревается и происходит ее
возгонка, при этом под колпаком «бушует снежная метель», а после того как
возгонка закончится, белый иней садится на ветки и возникает эффект зимнего
леса.
Опыт №7 «
Змеи»
Для опыта
потребуется сухое горючее и таблетки НОРСУЛЬФАЗОЛА. Сухое горючее истолочь до
порошка и насыпать горкой на асбестовую сетку. Таблетки положить в горку с
разных сторон. Поджечь горючее. Через некоторое время из таблеток начнут
появляться черные «змеи». Они извиваются и увеличиваются в длину. Число змей
зависит от числа таблеток.
Опыт №8 «
Вулкан»
На
асбестовую сетку насыпать горкой бихромат аммония. Для лучшего эффекта
подогреть вещество снизу, а сверху в горку вставить раскаленную стеклянную
палочку. Вулкан начинает действовать с места, где стеклянная палочка, т.е. с
середины. Образующийся зеленый пепел необходимо собрать, поэтому прибор ставим
на широкий поднос. По окончании опыта тщательно убрать пепел.
Опыт №9 «
Дым без огня».
Два больших
химических стакана ополоснуть концентрированной соляной кислотой и нашатырным
спиртом и накрыть каждый стеклом. Для проведения опыта поместить их отверстиями
друг к другу и убрать стекла. При смешивании этих веществ образуется обильный
«дым». Следить, чтобы стакан с кислотой был вверху, а с аммиаком внизу.
Опыт №10
«Проявление следов»
На
небольшом листе белой бумаги заранее делается отпечаток ступни босой ноги. При
проведении опыта этот лист показывают зрителям, а затем помещают в колбу с
металлическим йодом, закрывают и нагревают. После этой процедуры достают лист и
на нем ясно виден отпечаток стопы.
Опыт №11
«Взрыв»
В прозрачную
полиэтиленовую бутылку объемом не больше 0,5 л набирают смесь водорода- 2
объема и кислорода- 1 объем методом вытеснения воды, предварительно разделив
объем на 3 равных части (поставить метки на стенке бутылки) и по меткам
вытесняют воду. Сначала водородом, а затем кислородом. Бутылку закрыть пробкой
плотно. Перед взрывом открыть пробку и
поднести отверстие к огню. Происходит мгновенное сгорание водорода, и слышится
оглушительный взрыв. |