Четверг, 21.11.2024, 22:59                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [45]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [35]

Статистика

Онлайн всего: 71
Гостей: 71
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ХИМИЯ » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Путешествие по периодической системе
13.09.2013, 11:30

Задачи.

  • Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью Д.И. Менделеева, М.В.Ломоносова и других видных учёных-химиков, подчеркнуть значение работ учёных в становлении и развитии химии, физики, метрологии, нефтяной и химической промышленности и т. д.
  • Развивающие: развивать умение работать с научно-популярной литературой, поиск материалов с использованием ИНТЕРНЕТА, систематизировать и обрабатывать материал средствами ИКТ с помощью программ MICROSOFT WORD, POWERPOINT и т.д.
  • Воспитательные:
    • воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение,
    • воспитывать желание учиться активно,
    • воспитывать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки,
    • воспитывать любовь к химии и научным исследованиям.

Оборудование и вспомогательные материалы:

  • портреты  Д.И. Менделеева, М.И.Ломоносова и других учёных-химиков;
  • компьютер и мультимедийное оборудование  для презентации;
  • выставка докладов,  сообщений, творческих  работ  учащихся по теме внеклассного мероприятия;
  • журналы,  посвященные  жизни и деятельности Д. И. Менделеева, М.И.Ломоносова.

Форма проведения: интегрированное внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8-10 классов.

Цели мероприятия

  • Совершенствовать и углублять знания учащихся о строении и содержании периодической системы Д.И.Менделеева.
  • Развивать творческие и исследовательские способности учащихся с помощью внеклассной работы.
  • Воспитывать чувство патриотизма и гордости у обучающихся за достижения и вклад российских учёных в Мировую науку.

I. Вступительное слово учителя

Дорогие ребята!
По предложению ЮНЕСКО и Международного союза теоретической и прикладной химии (IUPAC) 63-я Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) приняла решение об объявлении 2011 года Международным годом химии.
В 2011 году российская наука и общественность отмечает 300-летие со дня рождения великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
2011 год отмечен также 100-летним юбилеем присуждения Нобелевской премии по химии Марии Склодовской-Кюри за открытие радия и полония.
Мы тоже, ребята, не останемся с вами в стороне от этого большого,  важного события и сегодня вы станете участниками внеклассного мероприятия, в честь Международного года химии.

II. Театрализованные представления

«История про таблицу  Менделеева и  про то, как  непросто утверждаются великие  открытия»

Ведущий 1

Мир сложен
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо природы, является гений
И в хаосе этом
Находит порядок…

Менделеев

Весь мир большой;
Жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Всё то,
Что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдётся ль правило простое,
Что целый мир объединит?

Ведущий 1

Таблицу Менделеев строит.
Природы ищет алфавит.

Санкт-Петербург,1868-1869гг.

Случилось в Петербурге это.
Профессор  университета
Писал учебник для студентов.
Задумался невольно он:

Менделеев

«Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?»

Ведущий 1

Искали многие решенья,
Но, проходя  лишь  полпути,
Бросали. Мучило сомненье:
«А можно ли закон найти?»
Мир состоит из Элементов.
(В то время знали 60).

Менделеев

А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.

Ведущий 1

Но не гадал, а верил он:

Менделеев

«Тут должен, должен быть закон!»

Ведущий 1

Менделеев тщательно изучил описание свойств элементов и их соединений.

Был Труд, Надежда и Терпенье,
и Вера в то, что он найдёт!
Он так работал целый год.

Ведущий 2

Университетская квартира Менделеева, 17 февраля 1869 года.

Но вот дела отложены,
расчёты прерываются.
С утра в поездку дальнюю
Учёный собирается.
Все чемоданы собраны.
На козлах кучер мается:
«Поспеть бы надо к поезду,
а барин всё копается!»
А барин одевается.
Он к двери на-прав-ля-ет-ся…
И вдруг!!!
Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу
И строчить карандашом.
Наконец-то! Он нашёл!
Он на чём попало пишет.
Ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он,
в чём разгадка, в чём закон!

Ведущий 1

В любом труде, в любом творенье
необходимо вдохновенье.
И озарения момент
порой – важнейшей Элемент!
Из кабинета не выходит:

Менделеев

«Не упустить бы мысли той!»

Ведущий 1

Он элементы ставит в строй,
но всё ж Таблица не выходит…
Тогда усталостью сражён,
лег на диван и видит сон…

Ведущий 2

То кружились,
то мелькали,
то водили хоровод,
то взрывались,
то пылали,
то шипели,
то сверкали,
то в покое пребывали:
Алюминий, Натрий, Калий,
Фтор, Бериллий, Водород…
Перепутались все свойства,
недалёко до беды.
Вдруг команда:

Кислород

– Стройся войско!

Ведущий 2

Стали строиться в ряды.
Во втором ряду волненье:
все боятся окисленья.
Литий
– Поглядите! –
злится Литий. –
Фтор – ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд.
Пусть другие здесь горят! –

Ведущий 2

И бериллий мрачно мыслит:

Бериллий

– Кислород нас всех окислит!
И, простите за повтор:
как не сносен этот Фтор! –

Ведущий 2

Бор
кивает головой,
но не рвётся сразу в бой!
И Азот
не лезет в спор.
Но зато взорвался Фтор.

Фтор

– Ах! Так мы для вас не пара!
Кислород!
Поддай им жару!
Окисляй!
За мной!
Вперёд!

Углерод

– Стойте – крикнул Углерод –
Я и уголь,
И алмаз.
И за них я и за вас!
Я сражаться
не горю,
я вас лучше помирю!
Встану я посередине!

Кислород

Третий ряд! Трубите сбор!

Ведущий 2

Натрий,
Магний,
Алюминий,
Кремний,
Фосфор,
Сера,
Хлор!
По порядку,
по закону
элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонку
все похожие стоят!

Углерод

Кремний встал под Углеродом.

Кислород

Сера схожа с Кислородом.
Алюминий встал под Бор –
замечательный подбор!

Ведущий 2

Ряд пристраивается к ряду.
А рядов – то 10 кряду.
Металлы под металлами,
Едкие
под едкими,
ковкие
под ковкими
идут своими клетками.
По порядку всё стоит –
Вот Природы Алфавит!

Ведущий 2

Менделеева бросило в жар.

Менделеев

Получилось, получилось!

Ведущий 2

Руки Менделеева дрожали от волнения, он возбуждённо зашагал по кабинету.

Менделеев (подходит к таблице).

Был четвёртый ряд нарушен
Элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен –
Тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство:
Существует где – то он!
Я найду сначала свойства, и поможет мне закон!

Ведущий 1

Кому-то сон весёлый снится,
кому – то страшный снится сон.
А Менделееву – Таблица
приснилась. Он открыл закон,
а также правило простое:
«Учёный должен отдыхать,
но и во сне не знать покоя,
тогда открытие любое
вовек не сможет он проспать»

(Ученик 1)

Историческая справка   (1875 год)

Триумфом Периодического закона и Периодической системы явилось
открытие трёх  предсказанных Д.И.Менделеевым элементов – галлия, скандия и германия.  Химический элемент – галлий был открыт французом де
Буабодраном.  Д.И. Менделеев, владевший  французским языком,  прочитал
статью об открытии галлия, а затем написал письмо, которое адресовал первооткрывателю этого элемента,  и указал не только ошибку Буабодрана
(тот определил неверно плотность галлия), но и назвал причину этой ошибки
(образец галлия был недостаточно очищен).
Видный философ  Б.М.Кедров писал: «Можно представить первоначальное изумление, а возможно, даже негодование любого строгого химика – аналитика, если бы он получил подобный совет. Как?! Он в Париже держит в руках новое, открытое им вещество, никому дотоле неизвестное, видит и осязает его, измеряет и определяет его свойства на аналитических весах, словом, является единственным в мире  исследователем, имеющим дело с  этим  веществом как с реальным телом. И вдруг кто-то, находящийся  в России, на расстоянии тысячи километров от его лаборатории, не видевший в глаза ни крупинки нового вещества, сомневается в том. Хорошо ли оно очищено, и, не смущаясь,  высказывает  свои советы, как это сделать».
Д.И.Менделеев оказался прав. Буабодран  внял его совету и сообщил об этом научному миру.
Шведский ученый  Ф.Нильсон, открывший  скандий, предсказанный  Менделеевым, прислал ему в подарок немного этого металла.
А немецкий ученый К.А.Винклер, открывший предсказанный Д.И.Менделеевым германий (экасилициум), восторженно писал:
«… периодичность элементов тем самым уже не гипотеза она стала фактом, и химическое исследование сделало новый неисчислимо важный шаг в царство познания».
Русский ученый, открыл периодический закон химических элементов, который служит ключом к открытию новых элементов.
В 1955 г. американские  физики во главе с Г.Сиборгом синтезировали химический элемент, которому дали   название Менделевий – в знак признания заслуг выдающегося русского ученого.

(Ученик 2)

И, отмечая гениального творца,
Был назван элемент 101
В честь Менделеева,  как химии отца.

Системе не грозит уничтоженье,
Развитию не видно же конца
ХХ век даёт лишь уточненья
Трактовке гениального творца.

III. Просмотр презентации «Великие российские и советские  учёные-химики» 

IV. Выбор жюри

(Членами жюри избираются учащиеся 11 класса, учителя-предметники).

V. Конкурс команд «Знатоки химии» 

1. Задание.

Представление команд (название, девиз, представление капитанов).

2. Задание.

Химические элементы и географические названия.

Каждая команда  выполняет задание в письменном виде. Жюри общается только с одним из представителей команд,  при необходимости в этом.

3. Задание.

Разминка для ума.

Вопрос – ответ  (отвечают команды по очереди).

Вопросы:

1. Из чего состоят вещества?
2. Строение атома.
3. Как называются химические реакции, когда из одного сложного вещества образуется несколько веществ?
4. Как называются химические реакции, когда из нескольких веществ образуется одно?
5. Как называются химические вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород?
6. Назовите химические вещества, состоящие из атомов металлов и гидроксильной группы?
7. Чему равен объём одного моля?
8. Чему равно число частиц в одном моле?
9. Как называются вещества, состоящие из ионов металлов и кислотного остатка?

4. Задание.

Химические загадки

1) В конце периода стоит,
В нём вода и та горит. (Фтор)

2) «Камнем» прозван он людьми,
Но попробуй-ка возьми. (Литий)

3) Известно, что горит отлично
В нём сера, фосфор, углерод,
железо, магний, энергично
Сгорает даже водород. (Кислород)

4) Гость из космоса пришёл,
И в воде приют нашёл. (Водород)

5) Менделеев впервые меня предсказал,
Французский учёный название дал. (Галлий)

6) Он очень нужен всем растеньям,
И в удобреньях многих есть.
И спички без него не смогут,
Как не хотели бы, гореть. (Фосфор)

7) Давно известно человеку,
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Известна в сплавах всем она. (Медь)

8) Из меня состоит всё живое:
Я – графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)

9) В технике сплавов нашёл применение
Как стойкий и лёгкий металл
И наконец, в самолётостроении
Важное место занял. (Алюминий)

5. Задание.

«Химический кроссворд»

1. Элемент, входящий в состав поваренной соли (Натрий).
2. Основной элемент земной мантии (Кремний).
3. Химический элемент, образующий известковые породы (Кальций).
4.  Металл, извлекаемый из руд с помощью бактерий (Молибден).
5. Металл,  также извлекаемый из руд с помощью бактерий (Сурьма).
6. Элемент, входящий в состав океанических базальтов (Марганец).

6. Задание

Физическая разминка

(Побеждает та команда, которая быстрее финиширует и  не останавливаясь и не сбиваясь,  назовёт  большее число химических  элементов  2-го или  3-го периодов).

7. Задание

Некоторые факты из биографии М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева

1. Назовите науки,  основы которых заложил М.В.Ломоносов. (Он и поэт, который открыл новые способы стихосложения и художник, и автор первого учебника древней истории России и картограф, и  геолог, и географ, и химик и физик.)
2. Дед Менделеева,  по отцу имел фамилию Соколов,  отец же – Менделеев. Почему?  (Сменил)
3. Всем известна сказка «Конёк-горбунок». Её написал учитель литературы гимназии, в которой учился Менделеев.  Назовите фамилию автора сказки. (Петр Павлович Ершов).
4. Менделеев говорил, что дети и внуки самое дорогое в жизни. А сколько детей было у Менделеева? (6 детей: 3 дочери и 3 сына).
5. Большая золотая медаль имени М.В. Ломоносова – высшая награда Российской академии наук.
Назовите дату присуждения медали? (19 ноября – в день рождения М.В. Ломоносова).
6. Какое отношение к Д.И. Менделееву имел известный русский поэт А.Блок? (Он был женат на дочери ученого – Любе).
7. Назовите фамилию друга и помощника  Менделеева,  автора оперы «Князь Игорь»,  который был не только талантливым химиком,  но и знаменитым композитором. (Александр Порфирьевич Бородин).
8. По какому поводу крестьяне соседних,  с имением  Менделеева, деревень с любопытством и   восхищением спрашивали Дмитрия Ивановича «талант» у него или «счастье»? (Применяя научные методы ведения  с/х.  Д.И. Менделеев получал в своём имении урожаи в два раза выше и более,  чем крестьяне из соседних деревень).
9. Основателем, какого высшего учебного заведения России, является М.В. Ломоносов? (Московский Государственный Университет, основанный в 1755 году).

VI. Подведение итогов конкурса

Категория: ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | Добавил: admin | Теги: поурочные планы уроков химии, опыты по химии, открытый урок химии, химия в школе, урок химии, конспект урока химии, учителю химии
Просмотров: 3336 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru