Суббота, 04.05.2024, 03:56                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [45]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [35]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ХИМИЯ » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Хроматография и ее виды. Определение ионов железа (+3) в продуктах методом бумажной хроматографии (занятие химкружка)
25.06.2012, 13:51

Оборудование. Прибор для бумажной хроматографии, пульверизатор, капилляры, хроматографическая или фильтровальная бумага, 1–5%-ный раствор хлорида железа (III), 10%-ный раствор гексациано-II-феррат калия, этанол, разбавленная соляная кислота.

Хроматографию как оригинальный метод разделения веществ открыл русский естествоиспытатель М. С. Цвет в 1903 г. В то время он изучал природный пигмент хлорофилл и установил, что этот продукт, ранее считавшийся индивидуальным, при пропускании его в растворе петролейного эфира через колонку, наполненную мелом, разделяется на четыре окрашенные зоны.

(Учитель демонстрирует опыт М. С. Цвета: в колонку, набитую измельченным мелом, вливает по каплям раствор хлорофилла в смеси толуола и ацетона (4:1).)

Эти компоненты различались между собой способностью связываться (сорбироваться) на меле. Таким образом М. С. Цвет установил неоднородность хлорофилла и в то же время предложил новый простой путь анализа и разделения смесей веществ, в том числе очень близких по свойствам. Заслуга М. С. Цвета состоит в том, что он разработал этот метод, правильно оценил его значение и предсказал его универсальность.

Сегодня хроматография в ее различных вариантах получила значительное распространение в науке и промышленности, занимая одно из первых мест среди физико-химических методов исследования.

Хроматография – это учение о закономерностях разделения сложных смесей веществ на индивидуальные соединения за счет различий в сорбируемости (поглощении). Термин "хроматография” означает "хрома”– цвет, "графо” – пишу, впервые был введен также М. С. Цветом, поскольку он в своих экспериментах имел дело с окрашенными соединениями; в настоящее время этим методом анализируют и бесцветные вещества, но старый термин сохранился.

Учитель сообщает, что в основе хроматографии лежат два процесса: сорбция и десорбция. Учащиеся записывают в тетрадях определение понятий:

  • сорбция – свойство одного вещества поглощать другое вещество;
  • адсорбция – поглощение растворенных или газообразных веществ поверхностью твердого тела или жидкости;
  • абсорбция – поглощение веществ жидкостями или твердыми телами. В отличие от адсорбции поглощение веществ происходит во всем объеме поглотителя.

Учитель объясняет, что адсорбция – процесс обратимый. В системе существует равновесие между явлениями поглощения вещества поверхностью (адсорбцией) и явлением выделения вещества с поверхности (десорбцией). Адсорбция обычно характеризуется экзотермическим эффектом, т. е. выделением теплоты, и поэтому для смещения приведенного равновесия вправо необходимо нагреть систему (принцип Ле-Шателье). Учитель демонстрирует опыты.

Опыт 1. В пробирку со спиртовым раствором иода учитель добавляет активированный уголь, закрывает пробкой, встряхивает и отфильтровывает. Спиртовой раствор иода обесцвечивается в результате адсорбции иода активированным углем.

Опыт 2. Отфильтрованный активированный уголь учитель нагревает в пробирке. Из пробирки выделяются фиолетовые пары иода, т. е. происходит десорбция иода из активированного угля.

По химическим признакам хроматографию можно разделить на два основных вида: газовая и жидкостная.

К газовой хроматографии относятся газожидкостная, газоадсорбционная. Жидкостная делится на жидко-жидкостная (сюда входит бумажная), твердо-жидкостная (к ней относится тонкослойная), газообменная.

В соответствии с механизмами процессов, на которых основывается разделение смеси веществ, различают следующие виды хроматографии: 1) адсорбционную, 2) распределительную, 3) ионообменную. Однако на практике нередко при хроматографировании происходят явления, характерные для двух или даже трех указанных типов.

Адсорбционная хроматография заключается в том, что смесь веществ, подлежащих разделению, вводят в контакт с адсорбентом, причем каждое из индивидуальных соединений смеси в соответствии со своей природой (физическими и химическими свойствами) связывается с адсорбентом специфическими силами в той или иной степени.

Затем через хроматограмму пропускают растворитель (вещество или смесь веществ), способный десорбировать одно или все соединения разделяемой смеси. Процессы адсорбции и десорбции равновесны. Коэффициенты, характеризующие эти явления для разных веществ, обычно различны, что и определяет возможность разделения смесей.

Явление адсорбции, т. е. поглощение одного вещества поверхностью другого, впервые открыл в конце XVIII в. русский ученый Т. Е. Ловиц. Успехи в области адсорбции тесно связаны с развитием хроматографического метода.

Силы взаимодействия, обуславливающие адсорбцию, зависят от структуры молекул и могут иметь различную природу. Это могут быть дисперсионные, индукционные и ориентационные силы. Дисперсионные силы – это в основном силы электрокинетические. Для насыщенных соединений вклад дисперсионных сил в энергию адсорбции на оксиде алюминия составляет 100%, для полярных соединений 50%. Ориентационные силы проявляются в основном при адсорбции полярных молекул на поверхностях, несущих постоянные электрические заряды (диполи, ионы). Индукционные силы наблюдаются в тех случаях, когда химическая связь имеет постоянное, связанное с ней электрическое поле, например связь С–С. Под влиянием этого поля электроны соседнего атома или молекулы поляризуются таким образом, что дают индуцированный дипольный момент.

В основе распределительной хроматографии лежит различие коэффициентов распределения компонентов исследуемой смеси между двумя жидкими фазами, например вода – углеводород. Процесс протекает в условиях, в которых одна фаза является неподвижной и находится в порах твердого носителя. Неподвижная фаза стремится удержать то или иное количество вещества, а подвижная – перенести его в направлении своего движения; так как коэффициент распределения каждого вещества индивидуален, то и перенос индивидуальных веществ разделяемой смеси в фиксируемое время происходит на различные расстояния от старта. Ионообменная хроматография основана на обмене между ионами некоторых веществ, называемых иопита-ми, представляющими собой высокомолекулярные кислоты или основания. Этот способ в последнее время приобрел большое значение.

По форме проведения процесса хроматографические методы классифицируют на колоночную, бумажную, хроматографию в тонком слое (ТСХ).

Учитель демонстрирует прибор для бумажной хроматографии.

Он говорит, что для проведения анализа методом бумажной хроматографии используют хроматографическую бумагу, отличающуюся высокой степенью чистоты, одинаковыми размерами волокон и равномерностью их расположения. При отсутствии такой бумаги используют фильтровальную бумагу. Далее учитель на хроматографическую бумагу наносит капилляром каплю 1–5%-ного раствора хлорида железа (III) и рядом, на расстоянии 2–3 см от первого пятна, наносит другим капилляром пробу на стартовую линию сока яблока и помещает эту бумагу в прибор, содержащий смесь растворителей, например спирта и разбавленной вдвое соляной кислоты в объемном соотношении 1:4.


Затем учитель предлагает учащимся провести анализ пищевого продукта методом бумажной хроматографии, для чего учащиеся получают карточки с индивидуальными заданиями по анализу одного из следующих пищевых продуктов: молока, клубники, меда, красной смородины, крыжовника, мяса, шоколада, гречневой крупы.

Для обнаружения иона Fe3+ 1 чайную ложку гречневой крупы размельчить в ступке, прокипятить с 10 мл воды и отфильтровать. Фильтрат упарить до объема 2 мл, и каплю нанести на хроматографическую бумагу.

Для обнаружения иона Fe3+ в молоке 50 мл его упарить до объема 5–10 мл.

Мед и шоколад взять на кончике ножа и растворить в 2 мл воды.

Учитель дает задание, указывает оборудование и реактивы, необходимые для проведения эксперимента, и предлагает план его выполнения.

Проведение эксперимента.

Вырезать полоску хроматографической бумаги размером 10х6 см. Отметить стартовую линию.

Нанести капилляром в качестве свидетеля на стартовую линию 1–5%-ный раствор хлорида железа (III) так, чтобы диаметр пятна был не более 5 мм. На эту же стартовую линию на расстоянии 2–3 см нанести другим капилляром сок исследуемого продукта: клубники, красной или черной смородины, яблока так, чтобы диаметр пятна был не более 5 мм. Для большего концентрирования ионов Fe3+ пробу сока наносят несколько раз, касаясь капилляром одного и того же места на стартовой линии и дожидаясь улетучивания растворителя из предварительной пробы.

Опустить хроматографическую или фильтровальную бумагу с нанесенными пробами в прибор для бумажной хроматографии так, чтобы смесь растворителей, состоящая из этанола и разбавленной вдвое соляной кислоты в соотношении 1:4, касалась нижнего края бумаги, но была не выше стартовой линии.

Далее учитель рассказывает, что железо является одним из элементов человеческого организма. В случае большого недостатка железа в организме возникает заболевание – железодефицитная анемия (малокровие), так как основная часть входящего в состав организма железа сосредоточена в красных кровяных клетках (эритроцитах), каждая из которых содержит 280 млн. молекул гемоглобина – дыхательного пигмента. Железо содержится в мышечном белке, во многих ферментах. Главное депо железа – печень: здесь у взрослого человека может быть запасено до 1 г железа. В организме взрослого человека всего 3,5 г железа. Избыточное количество железа приводит к образованию нерастворимого в воде железосодержащего белка. Этот белок уже не может быть использован организмом и, откладываясь в тканях и органах, вызывает нарушение их функций и приводит к заболеванию.

Учитель дает задание:

  1. Зарисовать прибор для бумажной хроматографии.
  2. Наблюдать за подъемом растворителя по бумаге.
  3. Через 1 ч бумагу с результатами опытов достать из прибора и обнаружить ионы Fe3+ опрыскиванием из пульверизатора 10%–ным раствором гексациано-II-феррата калия. Появляется синее окрашивание – образование берлинской лазури.
  4. Записать уравнение реакции.
  5. Зарисовать вид хроматограммы. Хроматограмма – бумага с нанесенными и обнаруженными веществами.
  6. Сделать вывод о наличии ионов Fe3+ в исследуемом продукте.

Ионы железа были обнаружены в молоке, клубничном соке, соке красной смородины, соке черной смородины, соке крыжовника, яблочном соке, в гречневой крупе, мясном соке, в шоколаде.

Категория: ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | Добавил: admin | Теги: поурочные планы уроков химии, опыты по химии, открытый урок химии, химия в школе, урок химии, конспект урока химии, учителю химии
Просмотров: 2866 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru