- Обобщение и актуализация знаний по теме
"Природные источники углеводородов (газ, нефть,
уголь)”.
- Формирование компетентностного подхода к
изучению материала краеведческого характера.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Участники: учащиеся 10 класса.
Положение о игре
Оформление зала:
- физические карты России и Свердловской области,
- плакат "Россия Сибирью прирастать будет”,
- плакат "75 лет Свердловской области”,
- табло-экран для фиксирования баллов,
- гонг (звучит в начале и конце каждого конкурса),
- мультимедийное оборудование (для показа
презентации на тему "Природные источники
углеводородов”),
- столы и стулья для команд.
Помощники: учащиеся 8 класса – раздают
материалы для проведения каждого конкурса и
передают жюри выполненные задания.
Ход игры
Ведущий: Добрый день! Я сегодня приветствую
в этом зале смелых, отважных, творческих,
любознательных и, наконец, самых-самых
химических! Я знаю, что Вы увлекаетесь наукой –
химией и готовы сегодня к любым испытаниям!
Готовы?
Конечно, Вы верите в удачу, и готовы померяться
силами друг с другом! Так поприветствуем же всех
в зале дружными аплодисментами!
МУЗЫКА
Ведущий: Наша игра называется "Россия
Сибирью, прирастать будет”, которая посвящена
75-летнему юбилею Свердловской области.
Сегодняшнюю игру оценивает многоуважаемое
жюри (представление жюри).
МУЗЫКА
Ведущий: 1 конкурс "Укажи месторождение”.
У химии большие перспективы,
Она во всем на помощь к нам идет.
Чтоб жил народ и лучше и красивей,
Чтоб шагал уверенно вперед.
Химики открыли материалы,
Топливо особое нашли.
Внимание!
Уважаемые химики- конкурсанты игры! Вам
предстоит указать месторождения нефти и газа,
только нефти и только газа на Урале и в Сибири,
используя физическую карту. Для этого Вам
раздается таблица, где Вы указываете знаком "+”
месторождение.
Название месторождения |
На Урале |
В Сибири |
Нефть и газ |
нефть |
газ |
уголь |
Оренбург |
|
|
|
|
|
|
Сургут |
|
|
|
|
|
|
Игрим |
|
|
|
|
|
|
Иркутский бассейн |
|
|
|
|
|
|
Камбарка |
|
|
|
|
|
|
Ямбург |
|
|
|
|
|
|
Бугуруслан |
|
|
|
|
|
|
Нижневартовск |
|
|
|
|
|
|
Кокуйское |
|
|
|
|
|
|
Салехард |
|
|
|
|
|
|
Кузбасс |
|
|
|
|
|
|
Ханты-Мансийск |
|
|
|
|
|
|
Сосьвинско-Салехардский
бассейн |
|
|
|
|
|
|
Канско-Ачинский бассейн |
|
|
|
|
|
|
Новый Уренгой |
|
|
|
|
|
|
Южно-Уральский бассейн |
|
|
|
|
|
|
Октябрьский |
|
|
|
|
|
|
Оценивание первого конкурса: за каждый
правильный ответ – 1 балл. Продолжительность
конкурса 10 минут.
Уважаемые команды, внимательно слушайте
задание. Повторяю! (повторяется задание).
ВРЕМЯ! (Звучит гонг).
(Ответ: Приложение 2.)
Ведущий: 2 конкурс называется "Есть вопрос,
найди ответ!”
Девиз этого конкурса "Ученье – путь к уменью!”
Ведь как говорил мудрейший ученый Аристотель:
"Ум заключается не только в знании, но и в умении
прилагать свои знания в деле”. Давайте попробуем
их показать. Внимание!
Задание: На выданных листах находятся тестовые
задания. Выберите ответы, за каждый правильный
ответ – 1 балл. Продолжительность конкурса 7
минут.
Тест "Природные источники углеводородов”
1.Он считал, что нефть является черным сырьем
для производства многих органических продуктов:
а) Менделеев Д.И.; в) Нобель А.; б) Лебедев С.В.; г)
Зинин Н.Н.
2. Основной компонент природных, попутно –
нефтяных, рудничного и болотного газа:
а) Бутан; в) Этан; б) Пропан; г) Метан.
3. Какой из видов топлива нужно высушить после
добычи:
а) Газ; б) Нефть; в) Уголь.
4. Каменноугольный кокс – это:
а) Топливо и восстановитель железной руды в
производстве чугуна
б) Материал для изготовления электродов и
коррозионно–устойчивой аппаратуры
в) Основа материала, который используется для
изготовления кирпичей и строительных блоков
5. Основу для косметических средств и лекарств
получают при переработке:
а) Газ; б) Нефть; в) Уголь.
6. Установка гидрирования угля под высоким
давлением была введена в Германии:
а) в 1923 г.; в) в 1943 г.; б) в 1933 г.; г) в 1963 г.
7. Промышленная переработка нефти, в результате
которой происходит разложение компонентов нефти
с образованием более легких продуктов:
а) Перегонка; в) Крекинг; б) Ректификация; г)
Ферментация.
8. Условная характеристика детонационной
стойкости бензина:
а) Октановое число; в) Кислотное число; б) Йодное
число; г) Координационное число.
9. Его широко применяют в дорожном
строительстве:
а) Мазут; в) Гудрон; б) Парафин; г) Кокс.
10. Продукт перегонки сложной жидкой смеси,
полученный при определенной температуре на
ректификационной установке:
а) Аликвота; в) Порция; б) Экстракция; г) Фракция.
11. Вещества и их смеси при низкой температуре
замерзания, применяемые в качестве охлаждающей
жидкости в двигателях внутреннего сгорания и
других установках:
а) Антигены; в) Антифризы; б) Антисептики; г)
Антидоты.
Ведущий повторяет задание. Звучит гонг.
Ведущий: 3 конкурс: "Предложи…”
Нефть – густая и черная.
Вот, что о ней мы знаем.
А для химиков это богатство
А где мы ее применяем?
Предложите основные направления по применению
и использованию нефти, схему можно продолжить
дополнительными стрелками. Ваше творчество оценит любознательное и
справедливое жюри. Продолжительность конкурса 5
минут.
Ведущий повторяет задание. Звучит гонг.
Ведущий: 4 конкурс сегодняшних
соревнований пройдет под девизом "Найди выход”.
При этом напомню: незнающие пусть научатся, а
знающие вспомнят еще раз.
Роль химии заметней год от года,
Решить задач ей много предстоит.
Растет число химических заводов,
И химия упорно входит в быт.
Внимание! Задание: Вам предлагается записать по
пунктам Ваши действия в ситуации: Вы заходите в
свой подъезд и чувствуйте запах бытового газа.
Время этапа ограничено!
Продолжительность конкурса 5 минут.
Ведущий повторяет задание. Звучит гонг.
Ведущий: Михаил Васильевич Ломоносов
говорил: "Химии никоим образом научиться
невозможно, не видав самой практики и не
принимаясь за химические операции”.
Вам, друзья предстоит творческий конкурс,
который мы назвали: "Плакатная реклама”.
Внимание! Задание: Предложите, изобразите,
нарисуйте на бумаге альтернативные источники
энергии. Творите! Дерзайте! Продолжительность
конкурса 5 минут.
Звучит гонг.
МУЗЫКА
Ведущий: Закончились основные конкурсы, и
жюри подводит итоги.
Вы судите справедливо,
Мыслите неторопливо,
И, оценки ставя нам,
Прибавляйте один балл!
Дорогие ребята, мы с вами поиграем в химическую
перестрелку! Желающие есть? Отлично,
химики-энтузиасты, знатоки всегда на месте!
Готовы?
- Из чего получают кокс? (из угля)
- Первичная переработка нефти. ( перегонка)
- Остаток перегонки мазута? (гудрон)
- Чем выражается детонационная стойкость
бензина? (октановым числом)
- Основная составная часть природного газа?
(метан)
- Смесь жидких и твердых углеводородов? (нефть)
- Аппарат перегонки нефти. (ректификационная
колонна)
- Число атомов углерода в основных компонентах
бензина? (5-12)
- Процесс разложения углеводородов нефти на
более летучие вещества. (крекинг)
- Наука, изучающая взаимоотношения живых
организмов с окружающей средой? (экология)
- Его труд называется "Исследования кавказской
нефти” (Марковников Владимир Васильевич)
- Он изучал нефтяные месторождения в России и
Пенсильванские нефтяные залежи в Америке.
(Д.И.Менделеев)
- "Пища” для автомобилей (бензин).
Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать.
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И
УЧАСТНИКОВ. |