Цели:
Дидактические: применение ЗУН в
практической деятельности, познавательная
деятельность, развитие общеучебных умений и
навыков.
Воспитывающие: формирование
определенных нравственных, эстетических и
мировоззренческих установок; воспитание
сотрудничества, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания,
речи, творческих способностей, эмпатии,
рефлексии, умения находить оптимальные решения;
развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: стрессовый
контроль, саморегуляция, психотерапия.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды с
заданиями, таблицы: "Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева”,
"Растворимость кислот, солей, оснований”,
"Электроотрицательность”; штативы, пробирки,
спиртовки, зажимы, спички, стаканы с водой,
раствор поваренной соли, смесь соли и опилок в
растворе, фильтровальная бумага, воронка, чашки
для выпаривания.
Форма проведения – игра.
Этапы игры:
- Этап подготовки
- Этап введения в игру
- Этап проведения
- Этап анализа
- Заключительный этап
В игре участвуют:
основные игроки – учащиеся 9 класса;
3 человека - счетная группа;
2 человека – помощники;
Ведущий – учитель.
Ход и содержание мероприятия
Каждый человек стремится чего-то в жизни
достичь, быть не похожим на других. В жизни
каждого из нас, хоть однажды, наступает звездный
час, который показывает, на что мы способны. Вот
сегодня и давайте попытаемся определить, для
кого наступил звездный час, но пока только в
одном – в изучении химии. А сделаем это в форме
игры так хорошо вам знакомой. И так звездный час
"Знатоки химии”.
Правила игры.
Игра состоит из 10 туров.
В девяти турах участвуют все желающие, в финале
– 3 лучших игрока.
Каждый тур посвящен определенной теме и
содержит несколько заданий.
На обдумывание задания – 30 секунд.
Ответ дается в виде цифры, под которой
правильный ответ.
Право первого ответа принадлежит тому, кто
первым поднимет руку.
За каждый правильный ответ выдается звездочка.
Вопрос, на который дан ответ в виде выкрика,
снимается с игры.
Игрок, сделавший это, штрафуется. Штраф -
лишение заработанной звезды или удаление из
игры.
Подсчет звездочек ведет счетная комиссия.
Три игрока, набравшие наибольшее количество
звездочек, выходят в финальный тур.
Финальный тур – выполнение практического
задания.
Оценивание эксперимента:
- выбор нужного оборудования - 1 балл
- соблюдение правил безопасности – 1 балл
- четкое проведение эксперимента – 1 балл.
Прошу счетную комиссию занять свои места.
Счетной комиссии выдается список всех
участников игры с таблицей-сеткой.
Мы начинаем игру. Задания первых девяти туров
предлагаются в виде презентации.
1-й тур: Знание химических элементов
- Атом, какого из элементов легче всего отдает
свои внешние электроны? (Натрий.)
- Какой из приведенных элементов назван в честь
нашей страны? (Рутений.)
- Какой из приведенных элементов назван в честь
континента? (Америций.)
- У атома какого элемента электронная
конфигурация внешнего уровня s2p1?
(Алюминий.)
- Какой из перечисленных элементов наиболее
распространен в природе? (Алюминий.)
2-й тур: Электронные формулы атомов
1
1s22s22p4 |
2
1s22s22p63s23p6 |
3
1s22s1 |
4
1s22s2 |
5
1s22s22p3 |
- Какая из электронных формул соответствует
аниону хлора? (2.)
- Какая из электронных формул соответствует
атому элемента, наиболее распространенного в
Солнечной системе? (1.)
- Какая электронная формула принадлежит атому
элемента с наиболее выраженными металлическими
свойствами? (3.)
3-й тур: Свойства веществ различных классов
1
SO2 |
2
А1(ОН)3 |
3
СаСО3 |
4
MgO |
5
SO3 |
- Какие из приведенных веществ взаимодействуют с
раствором гидроксида натрия? (1, 2, 5.)
- Какие из веществ подвергаются разложению при
нагревании? (2, 3.)
- Какие из указанных веществ при растворении в
воде образуют кислоту? (1, 5.)
- В каком из веществ массовая доля кислорода
составляет 50 %? (1.)
4-й тур: Реакции ионного обмена
1
K++ Ag+ |
2
Ag++ Cl- |
3
Ba2++SO42- |
4
Zn2++ 2OH- |
5
Zn0 + 2H+ |
- Какая пара ионов участвует в химической реакции
при приливании раствора нитрата серебра к
раствору хлорида калия? (2.)
- Какая пара ионов участвует в химической
реакции при приливании раствора нитрата бария к
раствору сульфата натрия? (3.)
- Какая пара ионов участвует в химической
реакции при приливании раствора хлорида цинка к
раствору гидроксида натрия? (4.)
- Какое из ионных уравнений не может
существовать, так как подобную реакцию нельзя
провести практически? (1.)
- Какое из ионных уравнений соответствует
реакции замещения? (5.)
5-й тур: Окислительно-восстановительные
процессы
1) H2S + O2 —> 2) H2SO4 + BaCl2
—>
3) S + Fe —> 4) H2S + SO2 —> 5) S + O2
—>
- В уравнениях каких реакций сера проявляет
свойства восстановителя? (1, 5.)
- В уравнениях каких реакций сера проявляет
свойства окислителя? (3.)
- Уравнение какой реакции относится к реакциям
обмена? (2.)
- Уравнения каких реакций относятся к реакциям
соединения? (3, 5.)
6-й тур: Химия и математика
- Сколько молекул воды приходится на 1 молекулу
сульфата меди в медном купоросе? (5.)
- Сколько молей ионов натрия образуется при
полной диссоциации одного моля фосфата натрия?
(1.)
- Сколько молей серной кислоты содержится в 392 г
серной кислоты? (4.)
7-й тур: Изменение свойств веществ
- Какие из элементов нарушают порядок
расположения их по убыванию металлических
свойств? (3-4.)
- Соединения, какого элемента проявляют
амфотерные свойства? (2.)
- Какой элемент входит в состав мозговой ткани?
(4.)
8-й тур: Великие химики
1
Ломоносов |
2
Аррениус |
3
Берцелиус |
4
Каблуков |
5
Семенов |
- Кому из ученых принадлежит идея о гидратации
ионов в растворах? (4.)
- Кому из ученых принадлежит это высказывание:
"Широко распростирает химия руки свои в дела
человеческие”? (1.)
- Кто из ученых является основоположником теории
электролитической диссоциации? (2.)
9-й тур: Химическая связь в веществах
1 Н2О |
2 НС1 |
3 РН3 |
4 Na2S |
5 O2 |
- Молекула, какого вещества образована ионной
связью? (4.)
- В молекуле какого вещества две ковалентных
полярных связи? (1.)
- Молекула, какого вещества имеет двойную
ковалентную неполярную связь? (5.)
Итак, мы подошли к финалу.
Уважаемые члены счетной комиссии, определите
трех лучших игроков сегодняшней игры.
Прошу выйти финалистов на подиум.
Финал: Химический эксперимент.
Ведущий приглашает финалистов за столы, на
которые находится необходимое оборудование.
Каждому выдается задание на карточке. На
выполнение – 2 минуты.
1) Выделите поваренную соль из раствора.
2) Проведите очистку сахарного сиропа.
3) Вскипятите воду в пробирке.
Итог игры:
- проводится награждение победителя, для
которого наступает "Звездный час”;
- выступление победителя.
10-й тур: (внеконкурсный)
Химия и лирика.
Во все времена богатство государства, народа,
монархов измерялось золотым запасом. Вспомните и
назовите пословицы, поговорки или стихотворные
строки в которых встречается слово "Золото” или
его производные. |