Цель мероприятия: Повысить интерес к предмету и мотивацию учащихся к учению,
продолжить развивать способности работать в команде.
Каждый класс заранее извещается о проведении этого урока-игры, объявляется
конкурс на написание лучшего литературного произведения малых форм на заданную
тему.
Для проведения урока необходим один ведущий из числа восьмиклассников, 2
наблюдателя в зале из числа старшеклассников.
Оборудование и реактивы:
- лист с вопросами викторины для ведущего;
- чистые листы для работы команд эрудитов (по количеству команд);
- карточки для наблюдателей за правильные ответы при проведении викторины для
зрителей (по числу вопросов викторины);
- настенная таблица химических элементов (на сцене);
- таблица химических элементов (по числу команд);
- задания для команд эрудитов;
- аппарат Киппа;
- кислота соляная;
- цинк (гранулы);
- пробирка;
- спички.
Ведущий (знакомит зрителей с программой урока-игры): «Программа урока-игры:
конкурс эрудитов каждого класса, викторина для зрителей, спектакль
«Пресс-конференция марсианских химиков».
Перед тем, как перейти к программе на сцену приглашаются учащиеся-победители
литературного конкурса (называются фамилии), которые прочтут свои произведения.
Ведущий: «Таким образом, выступившие учащиеся принесли в копилку своего
класса дополнительные баллы, которые будут учтены при определении победителя в
сегодняшнем поединке интеллектов. От каждого класса приглашаются на сцену три
представителя- эрудита, чтобы сразиться в интеллектуальном поединке».
(на сцене столы с табличками 8а,8б и т. д. по количеству классов в параллели).
Во время работы команд эрудитов (около 10-15 минут) зрителям предлагаются
вопросы викторины.
Ведущий: «А зрителям предлагаются вопросы викторины. Вы, таким образом,
можете заработать дополнительные баллы своему классу. Желающий ответить на
вопрос поднимает руку. Если ответ правильный, наблюдатель в зале дает вам
карточку».
Викторина для зрителей.
(2 наблюдателя, которые заранее ознакомлены с вопросами и ответами, находятся
в зале).
- Какие простые вещества находятся в жидком состоянии при атмосферном давлении
и комнатной температуре? (бром и ртуть).
- Назовите два самых распространенных элемента земной коры. Вместе они
составляют порядка 75% массы земной коры (кислород и кремний).
- Можно ли сжечь снег? (достаточно пропустить над ним струю фтора – сильного
окислителя).
- Можно ли в стакане чая растворить неограниченное количество сахара? (нет).
- Что такое «царская водка»? (смесь азотной и соляной кислот 1:3).
- Какой металл можно расплавить в руке? (галлий имеет температуру плавления
29,8оС).
- Назовите кислоту, которую прописывают при некоторых заболеваниях желудка
(раствор соляной кислоты).
- Как нагреть лед до температуры выше 0оС? Объясните, почему именно так (надо
повысить давление, при высоком давлении скорость движения молекул замедляется,
следовательно, температура плавления и кристаллизации повышается).
- Какой инертный газ используют при наполнении дирижаблей? (гелий).
- Какой из предложенных элементов: галлий, ванадий, германий, реагирует со
щелочами так же как алюминий, вытесняя водород? (галлий).
- Какой элемент III группы добавляют к золоту, чтобы получить сплав,
используемый в ювелирном и зубопротезном делах? (галлий).
- Что понимал Ломоносов под словом «корпускула»? (молекулу).
- Назовите природный карбонат, который может быть строительным материалом
(мрамор).
- Назовите природный полимерный углевод, содержащийся в клубнях растений,
который может служить индикатором на йод (крахмал).
- Как называется сплав меди с цинком? (латунь).
Вопросы для команд эрудитов.
Так ли это?
Установите правильное соответствие между понятиями и определениями.
1 |
ГИДРОЛИЗ |
1 |
Образование сложного вещества из более простых
веществ. |
2 |
АДСОРБЦИЯ |
2 |
Процесс соединения множества молекул с небольшой
молекулярной массой в одну огромную молекулу. |
3 |
АЛЛОТРОПИЯ |
3 |
Разложение вещества под действием электрического
тока. |
4 |
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ |
4 |
Процесс восстановления металла из его оксида при
помощи другого более активного металла. |
5 |
СИНТЕЗ |
5 |
Процесс взаимодействия веществ с водой. |
6 |
ЭЛЕКТРОЛИЗ |
6 |
Процесс осаждения частиц в коллоидных растворах. |
7 |
СЕДИМЕНТАЦИЯ |
7 |
Поглощение поверхностным слоем твердого тела жидких
или газообразных веществ. |
8 |
ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ |
8 |
Процесс превращения твердого вещества в
газообразное. |
9 |
ДЕСОРБЦИЯ |
9 |
Разложение вещества с целью узнать его состав. |
10 |
РАФИНИРОВАНИЕ |
10 |
Свойство веществ поглощать пары воды из воздуха. |
11 |
МЕТАЛЛОТЕРМИЯ |
11 |
Процесс очистки какого-либо химического вещества от
примесей. |
12 |
СУБЛИМАЦИЯ |
12 |
Учение о скорости химических реакций. |
13 |
ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ |
13 |
Разрушение молекул вещества. |
14 |
ЭКСТРАКЦИЯ |
14 |
Выделение адсорбированных молекул. |
15 |
АНАЛИЗ |
15 |
Существование одного и того же химического элемента
в виде нескольких простых веществ. |
16 |
КИНЕТИКА |
16 |
Процесс перехода вещества из одного растворителя в
другой за счет разницы в растворимости. |
17 |
ДЕСТРУКЦИЯ |
17 |
Реакция обмена между кислотой и основанием. |
Лист с ответами выдается наблюдателям после проведения викторины со
зрителями. Наблюдатели проверяют результаты работы команд во время показа пьесы.
Ответы:
- 5;
- 7;
- 15;
- 17;
- 1;
- 3;
- 6;
- 2;
- 14;
- 11;
- 5;
- 8;
- 10;
- 16;
- 9;
- 12;
- 13.
Ведущий (зрителям): «Спасибо за такую активную работу. Теперь, прежде чем с
помощью скрытой камеры узнать, какие секреты обсуждают марсианские химики,
послушаем стихотворные произведения землянин о водороде (на сцену вызываются
ученики, написавшие стихи о водороде), чтобы потом сравнить наши представления
об этом веществе и элементе с представлениями марсианских химиков(учащиеся
читают свои стихотворения)».
Во время пьесы подводятся итоги викторины и конкурса эрудитов, подписываются
похвальные листы и грамоты ученикам и командам класса.
Конференция марсианских химиков.
На сцене полукругом стулья, в центре - стол с аппаратом Киппа.
Агент марсианской разведки:
- Итак, коллеги, хочу представить вам надежду нашей планеты. Прошу любить и
жаловать. Это агент 1,007, его подпольная кличка-водород. Он отправился на
планету Земля, чтобы узнать о газе, которым дышат земляне, а также доставить к
нам на базу пробы этого так называемого воздуха.
Корреспондент газеты «Марсианский вестник»:
- Но, профессор, здесь же ничего и никого нет?!?
Агент марсианской разведки:
- Правильно. Водород- газ без цвета, запаха и вкуса и именно поэтому он
незаменимый шпион. «Как узнать его присутствие?»- спросите вы меня, ничего
сложного: если во время поднесения к сосуду с водородом тлеющей лучинки
раздается отчетливо слышащийся хлопок, то агент 1,007 на месте и полностью готов
к исполнению ответственного задания.
Агент подходит к столу с аппаратом Киппа, наполняет пробирку водородом, с
умным видом подносит к пробирке горящую спичку. Ученые в ожидании чуда встали со
стульев и надвинули на нос очки, но вместо хлопка послышалось жалобное тявканье.
Агент оробел немного, но вскоре вспомнил о том, что он человек военный,
важный и, наконец, оправился.
Агент:
- Так, так, так, не порядочек. Как можно предстать перед учеными в таком
виде? А ну-ка…!!!»
Со второй (третьей) попытки рядовой Водород оправдал надежды привередливого
жюри и газ в пробирке спокойно «хлопнул».
Один из химиков:
- Да-с. Убедительно, но как можно отпускать такого оболтуса на ответственное
задание?
Полковник:
- Ну что вы коллега! У агента 1,007 очень неплохое личное дело. Желаете
ознакомиться?
Химик:
- Желаю-желаю.
(Лаборант вручает ему огромную папку с золотой надписью на обложке:
«GIDROGENIUM»)
Профессор: (поглаживает бородку и отчетливо читает вслух).
Личное дело рядового Водорода.
Физические данные: газ, без цвета, без вкуса, не имеет запаха, мало растворим
в воде, легче воздуха.
Местожительство: самый распространенный газ во Вселенной.
Профессия: экологически чистое топливо.
Замечания знакомых веществ:
Достоинства: имеет способность восстанавливать:
H2 + S = H2S; H2 + CuO = Cu+ H2O.
Недостатки: имеет окислительные свойства при встрече с активными металлами:
H2 + 2 Na = 2 NaH.
Внимание: Огнеопасен! (уравнения реакций написаны на листах ватмана).
Профессор (закрывая папку):
- Хорошо, но я боюсь, что у агента 1,007 больше недостатков, чем достоинств.
Полковник:
- Да, да, но эти недостатки превращаются в достоинства, когда речь идет о
карьере межпланетного шпиона. Не так ли?
Химик:
- Но на Земле его сразу заметят, и горе ему, если землянин Менделеев
зарегистрирует его.
на проживание в своем семиэтажном доме, который служит местом пребывания всех
земных элементов. Если его поймают, то земные ученые начнут за ним наблюдать, а
школьники проводить опыты на лабораторных работах по химии.
Полковник:
- Тут все предусмотрено: у агента 1,007 такие противоречивые свойства, что
Менделеев не
подберет ему подходящую квартиру.
Профессор делает знаки, требуя тишины. Все затихают. Профессор достает
сотовый телефон и звонит.
Президент в это время играет в космический теннис. Услышав звонок, он
пытается надеть галстук прямо поверх спортивного костюма, и вальяжно поднимает
трубку.
Президент:
- Президент на проводе.
Профессор:
- Господин президент, это профессор Умник прямо с конференции.
Президент:
- Вы нашли подходящую кандидатуру?
Профессор:
- Думаю, что да. Все ждут только Вашего разрешения.
Президент:
- Замечательно. Даю разрешение.
Все громко вздыхают с облегчением
Профессор (положив трубку):
- Ну, солдат, так вы смотритесь гораздо лучше (берет воздушный шарик за
веревочку). Доброго полета. Поехали!
Все:
- Ура!
Ведущий: «В заключение нашего необычного урока слово предоставляется учителю
химии».
Учитель называет автора пьесы и вопросов для викторины и конкурса эрудитов,
благодарит учеников за активную работу и объявляет результаты конкурсов,
называет класс-победитель, проводит вручение похвальных грамот.
Звенит звонок! |