Цели
и задачи игры:
активизация
познавательной деятельности учащихся;
повышение
интереса учащихся к предмету;
углубление
предметных знаний, расширение кругозора;
формирование
коммуникативных качеств учащихся;
раскрытие
творческих сторон учащихся.
Правила
игры:
в
игре участвуют шесть пар игроков: шесть участников стоят каждый за своим
столиком, на котором лежат шесть табличек с номерами от 1 до 6;
шестеро
их помощников также сидят за своими столиками и перед ними также шесть табличек
с номерами;
если
игрок ответил правильно, ему вручается звездочка, но если и помощник ответил
правильно, 2 звездочки;
в
игре 4 раунда;
дополнительно
дается звездочка, если правильно ответил на дополнительный вопрос;
выигрывает
игрок, получивший наибольшее количество звездочек.
Оборудование:
мультимедийная
презентация;
звездочки;
по
12 табличек с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6.
1
раунд – происхождение названий элементов
На
слайде презентации – знаки элементов
1. He 2. Co 3. Po 4. Ru 5. Np 6. Am
1.
Химический элемент, названный в честь планеты Солнечной системы, которая в свою
очередь названа в честь древнеримского бога – покровителя воды и морей.
(5.
НЕПТУНИЙ)
2.
Химический элемент, названный в честь Солнца. Шотландский химик У.Рамзай
доказал, что этот элемент, открытый на Солнце, существует и на Земле.
(1.
ГЕЛИЙ)
3.
В 1844 году профессор Казанского университета К.Клаус в остатках после
извлечения из руд платины обнаружил этот элемент, впоследствии названный в
честь России.
(4.
РУТЕНИЙ)
4.
Этот химический элемент был открыт в 1898 году французскими учеными
М.Склодовской – Кюри и П.Кюри в урановой руде. Назван в честь родины М Кюри.
(3.
ПОЛОНИЙ)
5.
В 1735 г. Шведский химик Г.Бранд открыл в руде этот химический элемент.
Рудокопы полагали, что руда, которая была внешне похожа на медную, но из
которой никак не удавалось получить медь, была заколдована горными духами –
кобольдами.
(2.
КОБАЛЬТ)
2
раунд – элементы в истории
На
слайде – знаки элементов –
1. С 2.Fe 3. Ве 4. Pb 5. Zn 6.As
1.
Этот элемент получил в виде простого вещества немецкий философ и алхимик
Альберт Великий около 1250 г. Оксид этого элемента использовали в виде мышиного
яда, отсюда и произошло название этого элемента.
(6.
МЫШЬЯК)
2.
Этот металл известен с древних времен в виде латуни. Латинское название
элемента переводится как "белый налет”.
(5.
ЦИНК)
3.
По названию этого элемента обозначили целую эпоху в развитии человеческого
общества.
(2.
ЖЕЛЕЗО)
4.
Этим элементом когда-то заполняли полости разрушающихся зубов. От латинского
названия этого элемента произошло название заполненной полости зуба.
(4.
СВИНЕЦ)
5.
Название этого элемента происходит от латинского слова "Уголь”.
(1.
УГЛЕРОД)
3
раунд – химические элементы и здоровье
На
слайде – знаки
1.
Se 2. Pb 3. Cl 4. P 5. Mg 6.Ca
1.
Химический элемент, входящий в состав средства для дезинфекции воды в
плавательных бассейнах.
(3.
ХЛОР)
2.
Химический элемент содержится в костной ткани, способствует выведению из
организма солей тяжелых металлов и участвует в свертывании крови.
(6.
КАЛЬЦИЙ)
3.
Антиоксидант, который защищает от раковых заболеваний, болезней сердца, ядов и
продлевает жизнь человека.
(1.
СЕЛЕН)
4.
Химический элемент, снижает уровень холестерина, незаменим для профилактики
хронической усталости и стрессов.
(5.
МАГНИЙ)
5.
Металл, используемый для защиты от рентгеновского излучения.
(2.
СВИНЕЦ)
4
раунд – четвертый – лишний
Одно
из данных слов не соответствует 3 остальным по каким-нибудь параметрам или
свойствам Учащиеся должны указать номер, под которым оно записано.
На
слайде презентации – слова или названия элементов.
1.
Все вещества – аллотропные видоизменения углерода.
1.
Алмаз. 2. Графит. 3. Озон. 4. Карбин.
Лишнее
слово – ОЗОН, так как алмаз, графит, карбин – аллотропные видоизменения
углерода, а озон – аллотропное видоизменение кислорода.
*
Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение.
2.
Все элементы – галогены
1.
Бром. 2. Сера. 3. Иод. 4. Астат.
Лишнее
название – СЕРА, так как бром, иод, астат – это галогены, а сера относится к
халькогенам.
*
Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение.
3.
Все элементы – амфотрерные.
1.
Натрий. 2. Бериллий. 3. Цинк. 4. Алюминий.
Лишнее
название – НАТРИЙ, так как бериллий, цинк и алюминий – это амфотерные элементы,
а натрий – типичный металл.
*
Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение.
4.
Все элементы получили названия от названий планет.
1.
Уран. 2. Нептуний. 3. Самарий. 4. Плутоний.
Лишнее
название – САМАРИЙ, так как названия элементы уран, нептуний и плутоний
получили от названия планет, а самарий – от названия – от названия минерала
самарскита, открытого русским горным инженером В.Е.Самарским.
*
Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение.
5.
Все металлы – щелочноземельные.
1.
Кальций. 2. Калий. 3. Барий. 4. Стронций.
Лишний
элемент – КАЛИЙ, так как кальций, барий и стронций – это щелочноземельные
металлы главной подгруппы 2 группы, а калий – щелочной металл главной подгруппы
1 группы.
*
Дополнительная звездочка выдается тому, кто даст это объяснение.
|