Цели урока:
Учебные:
- обобщить, систематизировать и закрепить
знания о первоначальных химических понятиях;
- закрепить знания о химических элементах ;
- систематизировать ранее полученные знания о
классах неорганической химии;
- автоматизировать умение учащихся
ориентироваться в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева;
- автоматизировать умение учащихся определять
валентность элементов по химическим формулам.
Развивающие
- развитие познавательного интереса к предмету
- развитие информационной и коммуникативной
компетентностей
- развитие критического мышления, умения
выделять наиболее значимый материал
Воспитательные:
- развивать умение работать в коллективе, сформировать
у учащихся способность к адекватному
самоконтролю и самооценке.
Форма проведения урока: викторина
Форма организации учащихся: в процессе
подготовки – индивидуальная и групповая, на
уроке – коллективная
Тип урока: урок обобщения, систематизации и
закрепления ранее полученных знаний.
Оборудование: таблица ПСХЭ, проектор, экран,
распечатанные карточки с заданиями.
Цель. Заинтересовать учащихся, повысить
уровень их внимания к новому предмету.
1 конкурс. Анаграммы. (Первоначальные
химические понятия.)
Я — газ редчайший на Земле.
Мне близки радий и свинец,
Но если переставить буквы мне,
То я уже истории творец.
(Радон — народ)
Я — энергии источник.
И сказать могу вам точно:
"Сумел Клапрот меня открыть,
Эжен Пелиго— получить”.
Но если буквы переставить
И в углу меня поставить,
Буду стойко там стоять,
Молча мусор собирать.
(Уран — урна)
Две вещи с различным совсем назначеньем,
Но сделаны обе они из стекла.
Первая — в опытах очень значима.
Вторая — сосуд для хмельного вина.
(Колба — бокал)
Элемент IV группы
Перед всеми на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот наяву.
(Титан — тиран)
2 конкурс. Цепочка.
Начальные слова для команд — Висмут Вольфрам
(и далее как в города, но используя названия
химических символов)
3 конкурс. Шуточные вопросы-загадки.
- Какой элемент не имеет постоянной "прописки”
в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева?(водород)
- Какой элемент всегда рад?(радон)
- Какой газ утверждает, что он— это не он?(неон)
- Какой неметалл является лесом?(бор)
- Какой химический элемент состоит из двух
животных?(мышьяк)
- Какой элемент вращается вокруг Солнца?(уран)
- Какой элемент является настоящим
гигантом?(титан)
- Какой метал, по древней мифологии обречен на
вечные муки?(тантал)
4 конкурс. Сколько нас?
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
N |
B |
Br |
Na |
K |
P |
Mg |
Hg |
C |
Au |
2 |
Zn |
Na |
O |
H |
J |
C |
Ag |
Na |
Fe |
O |
3 |
F |
Cl |
S |
C |
Au |
P |
Hg |
H |
P |
Ba |
4 |
Al |
B |
P |
Br |
Hg |
I |
C |
K |
Na |
Ca |
5 |
O |
Н |
C |
Mg |
Mn |
Na |
Cu |
Hg |
P |
Pb |
6 |
S |
Na |
F |
Zn |
Hg |
Fe |
Al |
C |
Ba |
P |
Сколько раз повторно записаны знаки химических
элементов
- 1 команда Na____,С_____, Р_____,Hg____?
- 2 команда F_____,Аg____,Мg____,Н_____?
5 конкурс. "Крестики и нолики” (металлы или
неметаллы)
хлор |
ртуть |
золото |
кремний |
азот |
кислород |
никель |
водород |
железо |
барий |
кремний |
кальций |
калий |
магний |
углерод |
фосфор |
хлор |
алюминий |
6 конкурс. "Найди родственников”
Распредели вещества по классам и дайте им
названия:
1 — оксиды и кислоты
2 — основания и соли
СО2, СаSO4, Н2SO4,Са(ОН)2,
МgO, СаО, Аl, АlCl3,Н2О, SO2, MgSO3,
Fe2O3, СаSO4,Н2SO3,СаСО3.
7 конкурс. Кто быстрее угадает?
В результате, какого взаимодействия получится
сульфат железа (II)?
1 команда
- SO2+Fe(OH)2
- Fe+ZnSO4
- FeO+H2SO4
- Fe2O3+H2SO4
2 команда
В результате, какого взаимодействия получится
вода?
- Са+НI
- NaOH+HI
- CaO+H2O
- SO3+ H2O
8 конкурс. Химический хоккей.
Какие пары веществ взаимодействуют? (вопросы
задаются быстро)
- СО2 и Н2О
- МgO и НCl
- SO3 и СО2
- К2SO4 и НСl
- SiO2 и Н2О
- NaОH и НСl
- Сu и НСl |