Время: 45 мин.
Цели
- обучения: формирование интереса к предмету;
- развития: познавательной активности, интереса учащихся к
научному познанию;
- воспитания: формирование навыков коммуникативного общения у обучающихся
разного возраста.
Образовательные объекты: обучающиеся 1-7 классов
Форма проведения: внеклассное мероприятие в рамках предметной недели
Средства обучения: кабинет химии и химическая лаборатория, лабораторное
оборудование (пробирки, штативы, стаканы, стеклянные палочки и трубки), перечисленные
в тексте реактивы, горелка, плакат-инструкция по ТБ
План практикума:
1. Знакомство с кабинетом и
лабораторией (экскурсия) – 5 мин.
2. «Твердое, жидкое, газообразное»,
практикум – 15 мин.
3. «Радуга», практикум – 10 мин.
4. «Простые чудеса», практикум – 15
мин.
Ход практикума
I. Знакомство с кабинетом
химии и лабораторией (экскурсия) – 5 мин.
А) Учитель встречает
обучающихся у дверей в лабораторию и начинает свой рассказ.
- Разрешите познакомить Вас,
мои юные исследователи с небольшими правилами в кабинете химии.
Правила техники безопасности
при работе в химическом кабинете
При работе с веществами И не пробуйте на вкус. Реактивы как арбуз: Слезет кожа с языка И отвалиться рука Задавай себе вопрос, Но не суй в пробирку нос Будешь кашлять и чихать, Слезы градом проливать. Помаши рукой ты к носу – Вот ответ на все вопросы.
Б) Обязанности лаборанта
кабинета химии и учителя химии:
- В кабинете химии учитель
ведет уроки по предмету. На уроках учитель химии показывает разные опыты и
эксперименты, которые помогают лучше понять этот сложный предмет. Опыты и
эксперименты готовит лаборант химии. Лаборант следит за чистотой в лаборатории,
работает с оборудованием и реактивами. А сейчас ребята приглашаю Вас в кабинет
химии.
II. «Твердое, жидкое,
газообразное», практикум – 15 мин.
- На уроках химии учитель
показывает удивительные превращения, происходящие с веществами – твердыми,
жидкими и газообразными. Химические уравнения приведены для учителя:
1. - Из двух жидкостей путем
превращения можно получить твердое вещество – учитель демонстрирует химические
реакции;
(Силикат натрия + раствор
серной кислоты)
Na2SiO3
+ H2SO4 = H2SiO3 + Na2SO4
2. - Иногда из твердого вещества и
даже металла можно получить газ;
(Цинк + раствор соляной
кислоты)
HCl + Zn = ZnCl2 + H2
Газ водород, при опускании
лучины в пробирку сгорает лающим звуком.
(Мел + раствор серной
кислоты)
CaCO3 +
H2SO4 = CaSO4 + H2O + CO2
Углекислый газ, образующийся
из мела и соды, не поддерживает горение опущенной в пробирку лучины.
(Разложение при нагревании перманганата
калия )
2KMnO4 = O2 + MnO2 + K2MnO4
Кислород, образующийся из
марганцовки, заставляет лучину ярко вспыхивать.
III. «Радуга», практикум –
10 мин.
- При помощи разных веществ и
химических превращений можно создать в лаборатории лучик солнца, кусочек
летнего луга, весеннее настроение! Все цвета радуги!
(Обязательное условие опыта: в штативе все пробирки
содержат бесцветные растворы (подчеркнуты чертой). Лучше использовать круглый
штатив для пробирок.)
VI. «Чудеса простых веществ», практикум – 15 мин.
- Иногда известные нам
«простые вещества» могут быть началом чудесных превращений!
· Сырой картофель, вытяжка муки,
кусочек яблока в контакте с йодом приобретают синий цвет – учитель
демонстрирует опыт;
· Если в пластиковую бутылку набрать
сухой пищевой соды, немного воды, и уксусной кислоты, то сода интенсивно
вскипает с выделением углекислого газа. Завинтить крышку бутылки и подождать до
прекращения реакции. После добавить сухого едкого натра (гидроксида натрия) и
интенсивно взболтать смесь в закрытой бутылке. Бутылка сжимается из-за реакции
углекислого газа со щелочью! – учитель демонстрирует опыт.
2NaOH + CO2
= Na2CO3 + H2O
· Соки многих фруктов и ягод могут
менять свой цвет в зависимости от разных веществ.
Если пропитать бумагу соком
брусники или черной смородины, то при опускании кусочка бумаги в пробирку с
раствором соды бумага станет синей, а в растворе уксусной кислоты останется
красной! Это природные индикаторы! – учитель демонстрирует опыт. |