Цели и задачи урока:
Проверить прочность знаний по изученной теме,
умение писать полные, сокращенные ионные
уравнения реакций, характеризовать химические
свойства основных классов неорганических
соединений.
Продолжить развитие умений общаться во время
работы в группах и объективно оценивать
результаты работы товарищей, проводить
самоанализ и контроль.
Оборудование и реактивы:
Растворы щелочей (NaOH, КОН), растворы кислот (HNO3,
H2SО4, НCl), растворы солей (CuSO4, NaCl,
CuCl2, Na2СО3, NaNO3, Na2SО4,
СаСО3, ZnSO4), вода, фенолфталеин.
Таблица "Растворимость солей, оснований,
кислот”.
В начале изучения темы "Электролитическая
диссоциация” учащиеся должны быть
предупреждены, что на последнем занятии по этой
теме будет проведен зачет. Учащимся предлагаются
вопросы, которые затем будут вынесены на зачет и
план самоподготовки к зачету.
Класс делится на группы, во главе каждой
консультант. У консультантов находятся
оценочный лист своей группы, который выглядит
следующим образом:
Фамилия, имя |
Оценка |
Итог |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
Иванов Петр |
|
|
|
|
Сидоров Владимир |
|
|
|
|
Петрова Мария и т.д. |
|
|
|
|
Зачет состоит из двух теоретических и
экспериментального этапов. На 1 этапе
(теоретическом) проходит обсуждение вопросов
темы внутри группы, один человек отвечает,
остальные внимательно слушают, исправляют,
дополняют и коллективно оценивают ответы своего
товарища. У каждой группы свои вопросы. Их число
соответствует составу группы. Затем группа
работает над решением экспериментальной задачи.
Если группа не справляется с заданием или
возникают неясные вопросы, то на помощь приходит
учитель. В этом случае оценка консультанту и
членам группы снижается.
Во время урока учитель может контролировать
деятельность любой группы. Допустим, две группы
работают над экспериментальной задачей, одна –
над теоретической частью, одна под контролем
учителя. Учитель задает вопросы фронтально.
Если группа успешно сдала зачет по
эксперименту, она получает новое задание по
составлению уравнений реакций в полном и
сокращенном ионном виде. Задания
дифференцированы, поэтому каждому учащемуся
предлагается самостоятельно выбрать уровень
задания, с которым он справится. Задания при этом
не повторяются.
В конце урока консультанты и учитель подводят
итоги. Оценка за зачет учащимся объявляется на
следующем уроке после проверки индивидуальных
работ по карточкам.
Ход зачета
1. Теоретическая часть (1 этап).
Варианты вопросов для 1 группы:
1) Что такое ЭДС? Основные положения теории ЭДС.
2) Какие вещества называют электролитами и
неэлектролитами? Приведите примеры.
Какой тип химической связи в этих веществах?
3) Какие реакции называют реакциями ионного
обмена? При каких условиях реакции ионного
обмена идут до конца?
4) Каков механизм ЭДС при растворении в воде
веществ с ионной и ковалентной полярной связями?
5) Дайте определение кислотам с точки зрения
теории ЭДС. Каковы химические свойства кислот?
6) Дайте определение солям с точки зрения теории
ЭДС. Каковы химические свойства солей?
7) Дайте определение основаниям с точки зрения
теории ЭДС. Каковы химические свойства
оснований?
8) Что называют степенью диссоциации, от чего
она зависит? Понятие о сильных и слабых
электролитах.
2. Экспериментальная часть.
Варианты заданий для групп:
1) Выберите из предложенного перечня реактивов
вещества, взаимодействие между
которыми можно изобразить в виде сокращенного
ионного уравнения реакции:
Си2+ + 2ОН- > Си(ОН)2
Проведите эту реакцию, отметьте ее признаки.
Напишите молекулярное уравнение реакции.
2) Какая из этих реакций практически
осуществима?
НNO3 + NaCl
Na2CO3 + H2SO4
NaNO3 + HCl
Допишите уравнение реакции в молекулярном и
сокращенном ионном виде, проведите ее и отметьте
признаки реакции.
3. Теоретическая часть (2 этап).
Индивидуальная работа по карточкам.
Варианты дифференцированных заданий:
Уровень А:
Напишите молекулярные и ионные уравнения
реакций между растворами:
а) гидроксида калия и нитрата меди (II);
б) соляной кислоты и гидроксида бария;
в) хлорида железа (III) и гидроксида натрия;
Уровень В:
При взаимодействии растворов каких веществ
образуется осадок:
а) Ва(NO3)2 и Na2CO3;
б) Na2CO3 и НNO3;
в) Al2(SO4)3 и K3PO4;
г) AgNO3 и HCl;
Уровень С:
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и
запишите их в полном и сокращенном ионном виде:
|