Пятница, 29.03.2024, 11:45                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [45]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [35]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ХИМИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок химии в 9 классе "Самый привычный яд"
06.06.2013, 19:06

Девиз урока:

«Яд, действующий не сразу,
не становится менее опасным».
Восточная мудрость

В программе по химии Габриеляна О.С. в 9 классе спирты изучаются на одном уроке. У учащихся есть знания о строении молекул спиртов и сформировано понятие об их физических и химических свойствах. Поэтому после изучения спиртов тему следующего урока я формулирую «Похититель рассудка или самый привычный яд», так как считаю, что профилактика алкоголизма среди учащихся в нашей школе актуальна. Школа сельская, основная общеобразовательная, а это значит, что село маленькое, все на виду. Почти в каждом классе есть дети, в семье которых есть эта проблема. И это проблема не только взрослых, но, к сожалению, и молодежи.

К этому времени учащиеся, как правило, уже знают о ядовитых свойствах этанола и об отрицательном воздействии на органы человека. Из курса биологии им известно строение организма человека на молекулярном, клеточном уровне, строение и функции его важнейших органов и систем. Это интегрированный урок по химии и биологии, на котором воздействие этилового спирта на клетки, органы человека и организм в целом рассматриваем ненавязчиво, обращая внимание на причины, на химизм этого воздействия. Это создает для учащихся ситуацию выбора – употреблять или не употреблять алкоголь, а этот выбор перед ними неизбежно встанет именно сейчас, когда они, окончив нашу школу, имеют неограниченную возможность посещать клубы, дискотеки, общаться с молодежью. Чтобы исследование достигло цели, необходимо 2 часа(1 час за счет урока химии + 1 час за счет урока биологии), если класс слабый и достаточно 1 часа, если класс сильный.

Этот урок мне представляется своеобразной «прививкой» для наших выпускников против губительной привычки перед выходом в большую жизнь.

Дидактическая цель: создать условия для выявления причин токсичности этилового спирта.

Тип урока: урок – исследование, применение имеющихся знаний в проблемной ситуации.

Цели по содержанию:

образовательная: на основе химического эксперимента рассмотреть механизм действия спирта на клетки, органы и системы органов человека, выявить причины его токсичности, на основе яркого зрительного образа спрогнозировать последствия токсического воздействия спирта на организм человека;

развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, давать прогноз;

воспитательная: создать условия для формирования ценностных ориентаций учащихся и осмысленного выбора ими жизненной позиции – употреблять или не употреблять алкоголь.

Методы обучения: проблемный: частично – поисковый, исследовательский (лабораторный эксперимент).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.


Ход урока

I. Постановка проблемы. Актуализация знаний (фронтальная работа) 7 мин

1. Объявляется учителем тема урока: «Похититель рассудка или самый привычный яд». Как вы думаете, о каком веществе идет речь? (алкоголь, этанол, этиловый спирт)

2. Почему этанол так охарактеризован? - Учащиеся делают свои первоначальные предположения.

3. На основе имеющихся знаний (биология), используя таблицу «Путь алкоголя в организме человека» < слайд №1>, учащиеся вспоминают прохождение этилового спирта в организме человека и отмечают его этапы:

а) прохождение через ротовую полость и пищевод в желудок;

б) всасывание в кровь;

в) поступление в функциональные системы организма;

г) метаболизм в печени;

д) удаление из организма.

Алкоголь поступает в кровоток через желудочно–кишечный тракт и, легко преодолевая биологические мембраны, оказывает воздействие через 5 -10 минут после употребления, так как быстро и полностью всасывается в желудке. Опьяняющее действие зависит от состояния здоровья человека, массы тела, пола. Прием трех рюмок водки в течение часа способен создать 0.05%-ное содержание спирта в крови – это повышает настроение и уменьшает подавленное настроение. Двенадцать рюмок водки в течение часа могут вызвать неконтролируемое поведение и нарушить деятельность центральной нервной системы; двадцать четыре рюмки водки в течение часа могут вызвать бесчувственное состояние, близкое к коматозному, или смерть. Женщины пьянеют легче мужчин из-за того, что у них меньше относительное содержание воды в организме.

II. Основная часть урока. 27 мин.

1. Всасывание в кровь

1. Каковы причины быстрого проникновения молекул спирта через биологические мембраны в кровь по сравнению с молекулами воды? - класс делится на четыре группы, каждая группа – это лаборатория, каждая из них работает с зашифрованными карточками по выявлению этих причин 

2. Обобщение результатов работы групп с рисунками 1-4 (учащиеся используют слайды №2-5, каждая группа называет найденные причины) : Через биологические мембраны с наименьшей затратой энергии способны проходить вещества – неэлектролиты, молекулы которых малы, обладающие свойством растворяться в жирах и разрушающие белки. Поэтому легко преодолеть биологические мембраны молекулам этанола позволяет:

•малый радиус молекулы спирта,

•хорошая растворимость спирта в воде за счет образования водородных связей с молекулами воды,

•хорошая растворимость спирта в жирах,

• слабая поляризация и диссоциация молекул спирта.

2. Поступление спирта в клетки организма

1. Быстро всосавшись в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма. Самые чувствительные к алкоголю – очень нежные и легко ранимые нервные клетки головного мозга. Малейшее содержание алкоголя вводит их в состояние наркоза, а затем вызывает их отравление. Особенно трагическими могут быть последствия употребления алкоголя подростками, у которых защитно – приспособительные реакции организма еще крайне неустойчивы. Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.

- каждая лаборатория проделывает химический эксперимент «Влияние этанола на молекулы белков», в ходе которого в пробирки, содержащие яичный белок, приливают воду, этиловый спирт и концентрированную азотную кислоту. Во второй и третьей пробирке наблюдают свертывание (денатурацию) белка. Им предложено найти причины этого явления. Каждая группа получает инструктивную карту, в которой цель эксперимента, ход работы, опорные знания, необходимые для работы. [2].

Лаборатория №1.

Инструктивная карта №1

Влияние этанола на молекулы белков.

Опорные знания:

В состав плазматической мембраны входят белки и липиды. Они упорядоченно расположены и соединены друг с другом химическими взаимодействиями. По современным представлениям, молекулы липидов в мембране расположены в два ряда, образуя бислой. Молекулы белков не образуют сплошного слоя, они расположены в слое липидов, погружаясь в него на разную глубину.

Цель эксперимента:

Выявить причину нарушения проницаемости клеточных мембран – исчезновения барьера для крупных молекул и выхода из клетки необходимых ей веществ в результате воздействия спирта на мембраны.

Ход эксперимента:

Добавьте в три пробирки с яичным белком: 5 мл воды, этиловый спирт, азотную кислоту.

Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?

Ответьте на вопрос, который сформулирован как цель эксперимента.

Лаборатория №2.

Инструктивная карта №2

Влияние этанола на молекулы белков.

Опорные знания:

Клеточные катализаторы называют ферментами. Каталитическая активность ферментов исключительно велика. Они ускоряют реакции в десятки, сотни миллионов раз. По химической структуре ферменты – белки.

Почти каждая химическая реакция в клетке катализируется особым ферментом. Число различных реакций, протекающих в клетке, достигает нескольких тысяч. Соответственно, в клетке обнаружено несколько тысяч ферментов.

Цель эксперимента:

Выявить последствия воздействия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетке.

Ход эксперимента:

Добавьте в три пробирки с яичным белком: 5 мл воды, этиловый спирт, азотную кислоту.

Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?

Ответьте на вопрос, который сформулирован как цель эксперимента.

Лаборатория №3

Инструктивная карта №3

Влияние этанола на молекулы белков.

Опорные знания:

В состав эритроцитов входит белковое вещество гемоглобин, которое определяет красный цвет крови. Поэтому эритроциты называют красными кровяными клетками. Гемоглобин состоит из двух частей: белковой – глобина и железосодержащей – гема.

Цель эксперимента:

Выявить причину разрушения молекулами спирта красных кровяных клеток и последствия этого процесса. Ход эксперимента:

Добавьте в три пробирки с яичным белком: 5 мл воды, этиловый спирт, азотную кислоту.

Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?

Ответьте на вопрос, который сформулирован как цель эксперимента.

Лаборатория №4

Инструктивная карта №4

Влияние этанола на молекулы белков.

Опорные знания:

Бактерии имеют очень малые размеры (в длину они достигают от 1 до 10мкм) и различную форму. Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, а у некоторых видов еще и слизистой капсулой. Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится плазматическая мембрана.

Бактериальная клетка содержит богатый набор ферментов и биологически активных веществ.

Цель эксперимента:

Объяснить, почему спирт обладает дезинфицирующими свойствами (вызывает гибель бактериальных клеток).

Ход эксперимента:

Добавьте в три пробирки с яичным белком: 5 мл воды, этиловый спирт, азотную кислоту.

Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?

Ответьте на вопрос, который сформулирован как цель эксперимента.

2. Затем каждая группа выступает с результатами своего исследования по схеме:

цель —> выводы —> аргументы

3. Процессы, происходящие с этанолом в печени

1. В печени происходит обеззараживание ядовитых веществ, поступивших в кровь. Спирт – сильный яд для печени. Этот орган врачи называют «мишенью» для алкоголя, так как 90% этанола обезвреживается в печени, где происходя химические процессы окисления этилового спирта. - (учащиеся анализируют схему)

2. Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление этанола не превышает 20г. Если доза превышена, то в организме накапливаются промежуточные продукты распада.

Уксусный альдегид – это вещество в 30 раз токсичнее этилового спирта. Врачи доказывают, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает именно уксусный альдегид.

Уксусная кислота усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печени. А это приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов, накоплению перекисных соединений, способных разрушать клеточные мембраны, в результате чего содержимое клеток буквально «вытекает» через образовавшиеся поры, все это приводит к разрушению печени – циррозу.

3. Не обезвреженный печенью спирт и ядовитые продукты его распада вновь поступают в кровь и разносятся по всему организму, надолго оставаясь в нем. Например, в головном мозге спирт обнаруживается в неизменном виде в течение 20 дней.

4. Удаление спирта и продуктов его распада из организма: 10% - в неизменном виде, через легкие, почки, кожу; 90% - в виде СО2 и Н2О через легкие, почки.

ΙΙΙ. Рефлексия. 7 мин.

Заполнение таблицы: Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи

Уровень организации живой материи

Проявление спиртом токсичных свойств

Молекулярный

Клеточный уровень

Органный уровень

Системы органов

Организм

 

IV. Подведение итогов урока. 4мин

1. Выводы как решение проблемного вопроса, поставленного вначале урока.

Похититель рассудка потому, что, нарушая функцию, в первую очередь, нервных клеток, он вызывает их гибель, приводит к снижению памяти, внимания, способности к обобщению. Алкоголь как бы смывает творческие возможности человека.

Самый привычный – так как содержится в известных алкогольных напитках: пиве, вине, водке, коньяке, виски и т.п., легко доступен. Яд – потому, что организм реагирует на алкоголь как на любой другой яд. Но «…яд, действующий не сразу, не становится менее опасным», гласит восточная мудрость. Причины токсичности этилового спирта – в строении его молекулы, в его свойствах, в способности беспрепятственно преодолевать биологические мембраны и губительно действовать на белковые молекулы.

2. Оценка работы лабораторий (групп) и отдельных учащихся.

Домашнее задание:

§35,

Отрицательное воздействие алкоголя не ограничивается организмом человека, эта проблема носит социальный характер, и на одном уроке охватить все ее аспекты невозможно.

Творческое задание. Написать краткое сочинение – рассуждение на тему: «Пьющим – яд, окружающим – пытка»

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: поурочные планы уроков химии, опыты по химии, открытый урок химии, химия в школе, урок химии, конспект урока химии, учителю химии
Просмотров: 2230 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru