Цель
Образовательная:
- Познакомить учащихся с оксидами, их составом и
классификацией, рассмотреть названия оксидов,
распространение в природе и применение;
познакомить с гидридами и летучими водородными
соединениями путём сочетания коллективной и
индивидуальной деятельности учащихся,
использования различных форм и методических
приёмов.
Развивающая:
- Развивать умение классифицировать оксиды,
давать им химические названия, определять
степени окисления по формуле, выводить формулы
бинарных соединений по степеням окисления
элементов,
Воспитательная:
- Воспитывать умение работать в группе, желание
помогать друг другу; привить любовь к предмету
химии, заинтересованность процессами,
происходящими вокруг в окружающем мире,
формировать культуру безопасного обращения с
веществами.
Оборудование и материалы: вода,
минеральная вода, образцы оксидов, нашатырный
спирт, соляная кислота, презентация "Оксиды”.
Рабочая тетрадь по химии, 8 класс, О.С.Габриелян.
Учебник по химии 8 класс, О.С.Габриелян.
Тип урока. Комбинированный урок (с
использованием презентации).
Форма урока. Фронтальная,
индивидуальная, групповая (выполнение проекта).
Структура урока
1. Организационное начало и постановка
целей урока.
2. Актуализация необходимых знаний и умений
(по теме предыдущего урока "Степень
окисления”), включая проверку домашних заданий (параграф
§17, по рабочей тетради стр.58 №1-9).
Учащиеся
- дают определение степени окисления,
- называют элементы с постоянной степенью
окисления,
- по правилу определяют степень окисления
бинарного соединения (письменно в рабочей
тетради стр.61, №10),
- дают названия бинарным соединениям ( по
карточкам – фронтально)
- по названию бинарного соединения, используя
степени окисления, выводят формулу (письменно по
рабочей тетради стр. 61, №11-12).
- По итогам этого этапа урока выставляются и
комментируются оценки.
3. Объяснение нового материала "Важнейшие
классы бинарных соединений”.
В тетради записывается тема урока.
Наверное, сложно переоценить значение веществ,
которые мы будем сегодня изучать, для нашей
планеты и для людей. Там где нет этих веществ, нет
жизни. Эти вещества образуют минералы, руды,
глины. Есть и жидкий минерал, доминирующий на
нашей планете. Что же это за минерал, вы ответите
мне, когда разгадаете загадку.
Она и дождь, и град, и снег,
Туман и гололед,
Носитель благ, предвестник бед -
И радуга и лед. (Вода).
Вода Н2О – самое удивительное, самое
распространенное и самое необходимое вещество
на нашей планете. Вода покрывает 71% площади
поверхности Земли, или 361 млн. км2. Льдом
покрыто 20% суши, вода влияет на климат. Тело
человека на 2/3 состоит из воды. Без воды
невозможно представить жизнь человека. Показ
презентации "Оксиды” (составили и
представили две ученицы).
Запишите формулу воды в тетрадь и дайте
химическое название.
Записывается определение оксидов. Оксиды –
это сложные вещества, состоящие из двух
химических элементов, один из которых – кислород
в степени окисления -2.
Повторяем способ формирования названия
бинарных соединений на примере оксидов:
"оксид” "элемента” (степень окисления, если
она переменная). Упражнение "Не прерви цепочку”
(Для каждого ученика приготовлена карточка с
формулой оксида. Учитель поднимает карточку,
показывает всем, ученик дает название оксиду.
Работа по цепочке.)
Рассмотрим три формулы веществ, разгаданных
вами. Чем они отличаются? (учащиеся говорят, что в
первых двух формулах на первом месте стоит
неметалл, а в третьей формуле – металл. )
Классификация оксидов: оксиды металлов –
основные, оксиды неметаллов – кислотные.
Приглашаются к доске два ученика и выполняют
задание в учебнике О.С.Габриеляна на стр.97 №1,
один – выписывает и называет оксиды металлов,
другой – оксиды неметаллов.
Углекислый газ СО2 – оксид углерода (IV),
диоксид углерода (запись в тетрадь).
- Содержание углекислого газа в атмосфере
относительно невелико, всего 0,04—0,03%.
- Растения, благодаря фотосинтезу, усваивают
углекислый газ из атмосферы, превращая
минеральные вещества в органические - глюкозу,
крахмал и выделяют кислород.
- Образуется углекислый газ при дыхании и
сгорании топлива, при тлении и гниении
органических веществ, содержится в
вулканических газах.
- Минеральные источники содержат углекислый газ.
- При увеличении давления до 60 атм. Углекислый газ
превращается в бесцветную жидкость, которая
используется при тушении пожара. При испарении
этой жидкости образуется твердая снегообразная
масса. Её прессуют и получают "сухой лёд”,
используемый для хранения мороженого и пищевых
продуктов. Ценность сухого льда заключается не
только в его охлаждающем действии, но и в том, что
продукты в углекислом газе не плесневеют, не
гниют.
Угарный газ СО – оксид углерода (II) (запись в
тетрадь) образуется при неполном сгорании
топлива, в выхлопных газах. Очень опасный для
здоровья, загрязняет атмосферу. Используется в
металлургии для восстановления металлов из их
оксидов, при обработке мяса животных и рыбы
для придания им цвета.
Негашёная известь СаО – оксид кальция
(запись в тетрадь). Белое тугоплавкое вещество,
которое энергично взаимодействует с водой,
образуя гашёную известь, применяемую в
строительстве. Оксид кальция используется в
производстве сахара.
Кварцевый песок, кремнезём, горный хрусталь,
кварц, яшма, кремень, аметист, опал SiO2 –
оксид кремния (запись в тетрадь). Используется в
производстве стекла, огнеупоров, в
строительстве, в производстве ювелирных
украшений.
Боксит (глина), рубин, сапфир, корунд Al2O3
– оксид алюминия (запись в тетрадь). Используется
в ювелирном деле, в металлургии, как огнеупорный
материал, катализатор.
В презентации представлены и другие оксиды. Оксид
хрома(III) – Cr2O3 –кристаллы зеленого
цвета, нерастворимые в воде. Cr2O3
используют как пигмент при изготовлении
декоративного зеленого стекла и керамики.
Оксид цинка – используется для
приготовления белой масляной краски (цинковые
белила)
Другие классы бинарных соединений.
Гидриды металлов – твердые, нелетучие и
тугоплавкие вещества, в которых атомы водорода и
металла связаны ионной связью, водород в этих
соединениях имеет степень окисления -1
(отрицательную). Примеры. (Запись в тетрадь).
Соединения неметаллов с водородом являются
летучими, кроме воды, хорошо растворимы в воде.
Например: хлороводород НСl, растворяясь в воде,
образует хлороводородную или соляную кислоту;
аммиак Н3N ( чаще NH3), растворяясь в
воде, образует нашатырный спирт. (Демонстрация
веществ, запись в тетрадь.)
4. Физкультминутка.
5. Закрепление материала, изученного на
уроке (по рабочей тетради стр. 64 №7).
6. Контроль и оценка учебных достижений
учащихся.
Экспресс-тест (самопроверка), пишут на
листочках и проверяют, ставят оценку.
1). Оксиды – это:
А) вещества, в состав которых входит водород
б) вещества, в состав которых входит кислород
в) вещества, в состав которых входят металлы
2). Как называется оксид СО2:
а) оксид углерода (II)
б) угарный газ
в) оксид углерода (IV)
3). Степень окисления водорода -1 в веществе с
формулой: 4). К оксидам относят вещество: 5). Сумма индексов в формуле боксита: 7. Подведение итогов.
- Что узнали нового?
- Что было наиболее интересным?
- О чем хотелось бы узнать больше?
Выставление оценок за урок. |