1. Организационный этап:
- Приветствие
- Организация внимания
2. Этап подготовки учащихся к активному
усвоению нового материала.
Учебно-воспитательная задача этапа.
Организация и направление познавательной
деятельности обучающихся, подготовка их к
усвоению нового материала.
Формы организации познавательной
деятельности обучающихся: фронтальная.
Тема урока Гидролиз солей.
Какой из терминов вам известен – гидролиз или
соли.
Что такое соль с точки зрения теории
электролитической диссоциации?
(Соль – сложное вещество при диссоциации
которого образуется анион и катион….)
Данное определение относиться к какой соли по
типу? (Средняя соль.)
А как можно получить среднюю соль при помощи
реакции обмена?
Соль + Соль
Соль+ Кислота
Соль + Щелочь
Кислота + Основание
Давайте остановимся на одном способе получения
соли
кислота + основание
Давайте подробнее разберемся, из каких видов
электролитов могут быть образованы средние соли.
Какие основания бывают с точки зрения теории
электролитической диссоциации?
– (сильные и слабые электролиты)
Какие кислоты бывают с точки зрения теории
электролитической диссоциации?
– (сильные и слабые электролиты)
Выберем из списка оснований – сильные
электролиты и укажите для них названия
NaOH, NH4OH, KOH, Pb(OH)2, Fe(OH)2, LiOH, Cu(OH)2,
Mg(OH)2,Ba(OH)2.
(Запись в тетради данного задания обязательна).
Выберем из списка кислоты – сильные
электролиты и укажите для них названия
H2S, H2SO4, H2CO3, H3PO4,
HCl, HI, HNO3, H2SO3, HBr.
(Запись в тетради данного задания обязательна).
Если вернуться к выбранному способу получения
соли, давайте предложим из каких типов
гидроксидов могут быть получены средние соли и
сколько их типов?
Сильное основание + сильная кислота
Сильное основание + слабая кислота
Сильная кислота + слабое основание
Слабая кислота + слабое основание
Таким образом, мы выделили четыре типа соли
полученные реакцией обмена.
А тема нашего урока Гидролиз солей. С
термином соли вы поработали и вспомнили способы
их получения, а с термином гидролиз пока нам
не известен.
3. Этап усвоения нового материала.
Учебно-воспитательная задача этапа– начать
формирование представлений о гидролизе на
примере взаимодействия воды с солями. Научить
определять реакцию среды в растворах без
использования индикаторов.
Формы организации познавательной деятельности
обучающихся:
- Индивидуально-обособленная
- Коллективная форма работы (в статических парах)
Для изучения этого вопроса, вам необходимо
поработать самостоятельно в течении 10 минут,
используя модульную технологию обучения и
методические пособия, разобраться в вопросе –
Что же такое гидролиз?
4. Этап закрепления новых знаний.
Учебно-воспитательная задача этапа– закрепить
в памяти обучающихся знания и умения, которые
необходимы им для самостоятельной работы.
Развитие коммуникативных способностей.
Формы организации познавательной деятельности
обучающихся: фронтальная работа.
Проверим выполненное задание.
При гидролизе карбоната натрия образуется –
гидрокарбонат натрия, среда щелочная. Проверим
полученную информацию, у вас на столах имеется
универсальный индикатор, определим среду
раствора соли карбоната натрия, цвет изменился с
желтого на синий– зеленый– среда щелочная.
При гидролизе хлорида меди образуется –
основной хлорид меди, среда кислая. Проверим
полученную информацию, у вас на столах имеется
универсальный индикатор, определим среду
раствора соли хлорида меди, цвет изменился с
желтого на красный диапазон – кислая среда.
При гидролизе сульфида алюминия получается
гидроксид алюминия и сероводород.
Перед выполнением самостоятельной работы
обобщим изученное.
С какими видами гидролиза мы ознакомились и
какие соли при этом получаются?
(Гидролиз по катиону, в растворе присутствуют
основные соли и кислота.
Гидролиз по аниону, в растворе присутствуют
кислые соли и щелочь.
При гидролизе по катиону и аниону образуется
основание и кислота. )
5. Этап контроля (взаимоконтроля).
Учебно-воспитательная задача этапа. Проверка
усвоения знаний на уроке.
Методы контроля и взаимоконтроля – письменная.
Форма деятельности обучающихся:
индивидуальная.
Выполняем самостоятельную работу по вариантам
(8-10 минут).
Проверим самостоятельную работу.
6. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Учебно-воспитательная задача этапа. Повышение
мотивации выполнения домашнего задания, т.к. д.з.
развивает память, навыки, самодисциплину.
Форма деятельности обучающихся:
индивидуальная.
Методы контроля и самоконтроля – письменная.
Записываем домашнее задание в тетрадь.
Домашнее задание
1. Письменно: указать возможные уравнения
гидролиза для растворов следующих солей.
а) хлорид железа (III);
б) фосфат натрия;
в) сульфат калия. Частная
модульно-познавательная программа
Содержание |
Частная модульно-деятельная
программа
Задания |
1.Гидролиз – это обменное
взаимодействие ионов соли с водой,
сопровождающееся изменением реакции среды и
образованием слабого электролита. |
|
2.Гидролизу по аниону подвергаются соли,
образованные сильным основанием и слабой
кислотой |
- Используя, схему 1 запишите в тетрадь схему
гидролиза солей образованных сильным основанием
и слабой кислотой.
- Составьте уравнение гидролиза карбоната натрия
Na2CO3 в молекулярном и ионном виде.
- Если, возникли затруднения, используйте
карточку ключ 1.
|
3. Гидролизу по катиону подвергаются
соли, образованные слабым основанием и сильной
кислотой |
- Используя, схему 2 запишите в тетрадь схему
гидролиза солей образованных слабым основанием
и сильной кислотой.
- Составьте уравнение гидролиза хлорида меди (II)–
СuCl2 в молекулярном и ионном виде.
- Если, возникли затруднения, используйте
карточку ключ 2.
|
4. Соли, образованные слабой кислотой и
слабым основание подвергаются необратимому
гидролизу. |
- Запишите схему 3 в тетрадь.
- Составьте уравнение гидролиза сульфида
алюминия.
- Если, возникли затруднения, используйте
карточку ключ 3.
|
5.Соли, образованные сильной кислотой и
сильным основание гидролизу не подвергаются. |
1. Запишите схему 4 в тетрадь. 2. Укажите
в тетради, будет ли подвергаться гидролизу
хлорид натрия– NaCl. |
|