- формирование навыков и умений для решений задач
на растворы;
- познакомить учащихся со свойствами воды;
- развивать мыслительные операции посредством
наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений,
конкретизации, сознательного восприятия
учебного материала;
- способствовать развитию математической речи,
творческой деятельности учащихся;
воспитывать познавательную активность, чувство
ответственности, уверенности в себе, бережное
отношение к водным ресурсам.
Методы: беседа, экспериментальная работа
учащихся, оформление результатов эксперимента,
демонстрационные опыты, выполнение расчетных
заданий, игровая деятельность.
Оборудование: интерактивная доска,
компьютер, проектор, стакан с водой, стеклянная
палочка, мензурка, колба, сульфат натрия, хлорид
кальция, хлорид натрия, уксусная кислота,
лимонная кислота, яблоки, горшок с цветком,
игрушка слоненок, бокал, футболка, стаканчики с
наклейками результатов решений задач в группах.
ХОД УРОКА
Организационный момент.(1-2 мин)
Стук в дверь. Входит первоклассник с бутылкой,
которую нашел на улице. Он просит учителя химии
помочь ему определить, что за вещество в бутылке,
не опасна ли она для окружающей среды. Учитель
предлагает классу помочь первокласснику
определить, что за вещество в бутылке.
Учитель химии.
Лабораторная работа. " Свойства веществ,
которые мы измеряем”.
На стол каждой группы ставится мензурка с
веществом из бутылки.
Необходимо заполнить таблицу:
№ |
Свойства вещества |
Проба образца |
|
Агрегатное состояние |
|
|
Цвет |
|
|
Форма |
|
|
Запах |
|
|
Прозрачность |
|
Проверка лабораторной работы
Учитель математики. Проводит устную работу.
Это вещество очень распространено в природе, но
в чистом виде практически не встречается. Без
этого вещества жизнь не возможна. У древних
народов оно считалось символом бессмертия и
плодородия. В общем, это самое необыкновенная
жидкость на свете.
1.Упростить выражения:
2. Решить уравнение -5х=125 и угадать название
жидкости.
3. Представить в виде процентов: .
10 % |
113% |
170% |
25% |
4% |
45% |
20% |
75% |
50% |
125% |
Н |
Т |
С |
Р |
О |
Ж |
А |
В |
Ы |
И |
Учитель химии.
Вода!
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не
ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты
необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты
наполняешь нас радостью, которую не объяснить
нашими чувствами…Ты самое большое богатство на
свете…
Переход к теме урока. Вся практическая
деятельность и жизнедеятельность человека с
самой глубокой древности связана с
использованием воды и водных растворов.
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЕЕ ВОДЫ?
Учитель математики.
Разбираем решение одной из задач с химическим
содержанием. Вспоминаем три этапа
математического моделирования, составляем
модель задачи и решаем ее в тетради.
Задача.
Для лучшей сохранности свеклы ее опрыскивают
раствором хлорида бария ВаСl2 с массовой
долей 0,04. Приготовьте 50 г такого раствора.
(Обсуждение с классом как построить модель
задачи)
Математическое моделирование:
I этап – составление математической модели;
II этап – работа с математической моделью;
III этап – ответ на вопрос задачи.
I этап: Пусть х г – масса хлорида бария (ВаСl2),
тогда (50-х)г – масса воды в растворе. Так как
процентное содержание хлорида бария составляет
4%, а весь раствор – 100% получаем:
II этап: III этап:
2г – хлорида бария (ВаСl2), 50-2=48 г – масса
воды
Ответ: для приготовления раствора необходимо
взять 2г хлорида бария (ВаСl2) и 48 г воды.
Задачи для работы в группах. Проводится
работа обучающего характера с последующей
проверкой. На основе результатов задач готовятся
растворы (из набора предложенного химического
оборудования), имеющие практическую значимость в
повседневной жизни человека.
1.Решение задач.
Лаборатория "Юный натуралист”
1.Для подкормки комнатных растений применяют
раствор сульфата калия с массовой долей 0,02, или 2
%. Приготовьте 60 г такого раствора.
Лаборатория "Дары лета”
2. Существует такой способ хранения яблок:
перед укладкой на зимнее хранение их погружают
на несколько секунд в раствор хлорида кальция CaCl2
с массовой долей 0,002, или 0,2 %. Приготовьте 70 г
такого раствора соли.
Лаборатория " Зоопарк”
3. Больному слоненку в зоопарке выписали
физиологический раствор. Приготовьте 10 г 1%
раствора хлорида натрия. Пусть слоненок будет
здоровым!
Лаборатория "Химия на кухне”
4. Для мытья посуды и зеркал применяется раствор
с 4 % содержанием уксуса. Сколько грамм воды и
уксуса необходимо взять, чтобы приготовить 250 г
раствора.
Лаборатория "Химчистка”
5. Если на вашей футболке появилось пятно от
фруктов – вам поможет 0,8% раствор лимонной
кислоты. Приготовьте 250г такого раствора.
6*.(дополнительная задача для тех, кто
первым справится с заданием) Какова будет масса
смеси и ее концентрация, если смешать 30 граммов
40 %– го раствора сахара и 10 граммов 4%– го
раствора сахара?
2.Приготовление растворов по результатам
работы.
№ лаборатории |
Масса раствора (г) |
Процентное содержание (%) |
Масса вещества (г) |
Масса воды (г) |
1 |
60 |
2 |
1,2 |
58,8 |
2 |
70 |
0,2 |
0,14 |
69,86 |
3 |
10 |
1 |
0,1 |
9,9 |
4 |
250 |
4 |
10 |
240 |
5 |
250 |
0,8 |
2 |
248 |
Учитель химии. Вы видите, что вода участвует в
различных процессах.
Ответ на вопрос урока
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЕЕ ВОДЫ? Слайд №
25-26
Без воды – грязь, без воды – болезни.
В.В.Маяковский
Нет предела человеческому разуму, нет
предела его возможностям; и то, что мы теперь так
много знаем о природе и свойствах поистине
самого удивительного в мире вещества – о воде,
открывает… еще большие, неограниченные
возможности.
И.В. Петрянов – Соколов
Учитель математики.
Музыка может возвышать и умиротворять
душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать
материальную сторону жизни людей,
А математика способна достичь всех этих целей.
Морис Клайн
Домашнее задание.
- Найти примеры применения водных растворов.
- Найти рецепт приготовления раствора,
используемого в быту, составить по рецепту
задачу и решить ее.
|