Пятница, 22.11.2024, 03:22                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [45]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [35]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ХИМИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗА
17.05.2012, 19:53

Цели урока:

Образовательная:

  • На основании знаний учащихся о строении атомов металлов, об особенностях химической связи, свойствах металлов - простых веществ и их соединений, изучить особенности строения атома железа и проследить взаимосвязь строения атома железа, его свойств и свойств его соединений; познакомиться с важнейшими соединениями железа.
  • Развить познавательный интерес к предмету, реализоватьмежпредметныесвязи курсов химии, биологии, истории, географии и литературы.

Развивающая:

  • Развить умение учащихся анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы на основании уже имеющихся и вновь полученных знаний, как по химии, так и по другим дисциплинам.
  • Прививать навыки поисковой и самостоятельной работы.
  • Продолжить работу над формированием навыков по применению знаний при решении теоретических и практических задач (формирование предметной компетентности).

Воспитательная: Содействовать в ходе урока формированию научного мировоззрения, коммуникативной и информационной  компетенции.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Первичное закрепление новых знаний. 

Форма организации учебной деятельности обучающихся: групповая, преобладающая работа - самостоятельная. Урок с элементамитехнологии критического мышления.

Оборудование: ПСХЭ, кристаллические решетки металлов, видеоролики, подтверждающие химические свойства железа и его соединений, реактивы (железо в порошке, сера, растворы соляной и серной кислот, сульфат меди, гидроксид натрия, красная и желтая кровяные соли, сульфат железа (II), хлорид железа (III),тиоционат калия),мультимедийное оборудование, диск с записью презентации, электронное пособие по теме "Металлы". 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1-2 мин)

1 стадия "Вызов".На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу.

Краткое вступительное слово учителя (3 мин.).

Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир металлов: мы не только будем исследовать настоящее, но и заглянем далекое прошлое. Внимание посетителей Всемирной промышленной выставки в 1958 г в Брюсселе привлекло здание Атомиума.Девять громадных, диаметром 18 метров, металлических шаров, как бы парили в воздухе: восемь по вершинам куба, девятый в центре. Это была модель элементарной ячейки кристаллического альфа-железа, увеличенная в 165 млрд. раз.

Учитель объявляет тему урока:"Железо и его соединения"

Прием "Покопаемся в памяти"

Учитель предлагает взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос: Что вы знаете о железе? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете? Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что записали или нет. При этом необходимо опираться на знания об общих свойствах металлов.После того как учащиеся записали все, что знают о железе, необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями о железе. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги прикрепленном к стене или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.

2 стадия - Осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны усвоить. На этом этапе может быть предложена работа с текстом, заполнение матричной таблицы, чтение текста с пометками, выписка из текста.

Нахождение железа в природе.

Учащимся раздается печатный материал (Важнейшие природные соединения железа), демонстрируются минералы содержащие железо.

Работа с таблицей.

Ответить на вопросы:

а) Какие классы неорганических соединений входят в состав железных минералов?

б) Какой минерал имеет самое высокое значение массовой доли железа? в) В каких регионах России добывают железо?

Важнейшие природные соединения железа

Название минерала Химическая формула Содержание железа
(в %)
Важнейшие месторождения
Магнитный железняк
(магнетит)
Fe3O4 до 72 Ю. Урал, Магнитогорск, КМА, Кольский п-ов
Красный железняк
(гематит)
Fe2O3 до 65 Кривой рог, Сев. Урал, КМА
Бурый железняк
(лимонит)
2Fe2O3*3H2O до 60 Керчь, Ю. Урал, Карелия, Липецкая и Тульская обл.
Шпатовый железняк
(сидерит)
FeCO3 до 35 Ю. Урал, КМА, Керчь
Серный колчедан
(пирит)
FeS2 до 47 Урал, Алтай, Закавказье

2. Физические свойства железа. Кристаллические решетки железа

Прием "Кластер"

1. Напишите в середине листа ключевое выражение: "Физические свойства железа"

2. Начните записывать слова или предложения, которые  приходят на ум в связи с данным заданием.

З. По мере того, как у вас возникают идеи, и вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими.

4. Выпишите столько идей, сколько придёт вам на ум, пока не будут исчерпаны все ваши идеи.

На этом этапе урока возможно использование приема " Маркировочная таблица"(работая с текстом, учащиеся заполняют таблицу)например:

"+"
(знаю)
"-"
(Противоречит моему знанию)
"V"

(Это для меня новое)

"?"
(Не понятно)
Простое вещество с металлической связью. Обладает пластичностью и ковкостью.   Железо символ планеты МАРС  Имеет 4 аллотропные модификации
Железо проводит тепло и электрический ток. Самый распространенный металл на Земле    
Железо имеетметаллический блеск, обладает магнитными свойствами Самый блестящий металл железо. Свет поглощается поверхностью металла, и его электроны начинают испускать свои, вторичные, волны излучения. Почему проводит тепло.

 3. Положение атома железа в периодической системе и строение атома

26Fe ) ) ) ) d - элемент VIII-В группы, Аr = 56 1s22s22p63s23p63d64s2


4. Химические свойства железа

На этом этапе урока возможно использование приема "Самоанализ" с опорой на знания общих свойств металлов.

Содержание (химические свойства железа) Знаю уверено Надо повторить

А) При нагревании взаимодействует со многими неметаллами:

* с кислородом 3Fe + 2O2 = Fe3O4

* c хлором 2Fe + 3Cl2= 2FeCl3

* cсерой Fe + S = FeS

* c азотом 2Fe + N2 = 2FeN

Б) Пары воды разлагаются раскаленным железом: 3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2

В)РазбавленныеHCL и H2SO4 растворяют железо.

Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2 Fe + 2HCl = FeCl2 + H2

Г) С концентрированными азотной и серной кислотами при обычных условиях не реагирует (кислоты пассивируют металл)

Д) При нагревании реакция с концентрированной серной кислотой идет по уравнению 2Fe + 6H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O

Е) Взаимодействуетссолями: Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu

5. Свойства соединений Fe+2 и Fe+3

СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗА
+2 +3
ОКСИДЫ
FeO - основный Fe2O3 - слабо амфотерный
Общие свойства:

1. Не растворяются в воде

2. Реагируют с кислотами
FeO+2HCl = FeCl2+ H2O

FeO + 2H+ = Fe2+ + H2O

Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3+3H2O

Fe2O3 + 6H+ = 2Fe3+ + 3H2O

3. Реагируют с кислотными оксидами
FeO + SO3 -> FeSO4 Fe2O3 + 3SO3 -> Fe2(SO4)3
4. Реагируют с восстановителями
Fe0 + H2 = Fe + H2O Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O
Различия:
1. Неустойчивые соединения 1.Реагируют с щелочами:

Fe2O3+2NaOH -> 2NaFeO2+H2O

Fe2O3+2KOH+3H2O=2K[Fe(OH)4]

Гидроксиды железа
Fe(OH)2 - основный Fe(OH)3 - слабо амфотерный
Общие свойства:
1.Реагируют с кислотами:

Fe(OH)2+2HCl=FeCl2+2H2O

Fe(OH)2 + 2H+ = Fe2+ + 2H2O

2.При t0 разлагаются:

Fe(OH)2 = FeO + H2O

1.Реагируютскислотами:

Fe(OH)3+3HCl=FeCl3+3H2O

Fe(OH)3 + 3H+ = Fe3+ + 3H2O

2.При t0 разлагаются:

2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

Различия:
1.Окисляется на воздухе:

4Fe(OH)2+2H2O+O2=4Fe(OH)3

1.Реагируют с щелочами:

Fe(OH)3+KOH=K[Fe(OH)4]

Fe(OH)3 + OH- = [Fe(OH)4]-

6. Лабораторные опыты. Качественные реакции на ионы Fe+2, Fe+3.

1. К раствору сульфата железа (II) - (FeSO4) добавить несколько капель раствора гексацианоферрата (III) калия - красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]. Наблюдаем выпадение осадка турнбулевой сини. Какого цвета?

Записать уравнение реакции:FeSO4 +K3[Fe(CN)6] ->

2. К раствору хлорида железа (III) - (FeCl3) добавить несколько капель раствора гексацианоферрата (II) калия K4[Fe(CN)6] - желтой кровяной соли. Отметить цвет осадка берлинской лазури. Записать уравнение реакции:

FeCl3 + K4[Fe(CN)6] ->

3. К раствору хлорида железа (III) добавить несколько капель раствора тиоцианата калия (KCNS). Наблюдаем цвет раствора. Записать уравнение реакции:

FeCl3 + KCNS ->

7. Практическое значение солей железа

  1. FeSO4 * 7H2O - железный купорос; применяется в текстильной промышленности при крашении тканей, в сельском хозяйстве для протравы семян и борьбы с вредителями сельского хозяйства, получение чернила.
  2. FeCl2 - хлорид железа (II); применяется для получения чистого железа, компонент антианемических препаратов, катализатор в органическом синтезе.
  3. FeCl3 - хлорид железа (III); применяется в технике как окислитель в производстве органических красителей, в текстильной промышленности - для протравки тканей при подготовке их к окраске, в медицине как кровоостанавливающее средство, компонент тонирующих растворов в фотографии, коагулянт при очистке воды, для определения фенолов.
  4. Fe2(SO4)3 - сульфат железа (III); применяется как химический реактив при гидрометаллургической переработке медных руд, как коагулянт при очистке сточных вод, для получения квасцов, пигмента Fe2O3.

3 стадия - Рефлексия, Размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии. Размышление и обобщение того, "что узнал"ребенок на уроке  по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены:

а) возврат к стадии вызова;

б) возврат к ключевым словам;

в) возврат к перевернутым логическим цепочкам;

г) возврат к кластерам.

Возможно использование приемов: "Перепутанные логические цепочки"

Утверждение Стадия "Вызов" Стадия "Рефлексия"
1. Железо проявляет свойства общие со свойствами других металлов + Есть особенности
2.Оксиды и гидроксиды железа (II и III) проявляют основные свойства + Оксиды и гидроксиды железа ( III) проявляют слабо-амфотерные свойства
3. Соединения железа (II) неустойчивы - +
4. Железо d-элемент + +
5.    

или "Синквейн":

  • на первой строчке тема называется одним словом (существительным)
  • вторая строчка - это описание темы в двух словах (прилагательных).
  • третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
  • четвертая - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  • пятая - синоним из одного слова, который повторят суть темы.

или "Конструирование текста"

Задание: Из предложенных формул соединений составьте генетический ряд Fe+2 (для первого варианта) и генетический ряд Fe+2(для второго варианта).

Fe(OH)2, Fe, Fe(OH)2, FeCl3, Fe2O3, FeCl2, FeO

8. Домашнее задание (слайд 14)

1. Написать уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Fe -> FeCl3 -> Fe(OH)3 -> Fe2O3 -> Fe -> FeSO4 -> Fe(OH)2 -> FeOa Fe -> Fe3O4

2. Написать уравнения реакций ступенчатого гидролиза раствора Fe2(SO4)3.

3. В уравнении химической реакции расставить коэффициенты методом электронного баланса: Fe2O3 + KOH + KNO3 -> K2FeO4 + KNO2 + H2O

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: поурочные планы уроков химии, опыты по химии, открытый урок химии, химия в школе, урок химии, конспект урока химии, учителю химии
Просмотров: 4637 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru