Тип урока: обобщение и коррекция
знаний.
Форма работы на уроке: соревнование,
дидактическая игра.
Методы: словесно-практический,
частично-поисковый.
Цели урока:
- Образовательная:
- контроль знаний простых и сложных веществ,
содержащих азот и серу, их физических и
химических свойств, умения составлять формулы на
основе степени окисления;
- дать знания названий веществ относящихся к
данному классу;
- научить решать задачи на получение продукта
реакции по сравнению с теоретически возможным.
- Развивающая:
- уметь чётко и быстро отвечать на поставленный
вопрос, сравнивать свойства химических веществ
оснований, солей; принимать решения.
- Воспитательная:
- воспитывать ответственность за индивидуальную
работу и итог работы коллектива;
- воспитывать работоспособность,
результативность;
- создать атмосферу психологического комфорта,
коллективизма, доброжелательности.
Оборудование: дидактический материал,
периодическая система химических элементов Д.И
Менделеева; Вещества: растворы гидроксида и
сульфата аммония, гидроксид натрия, вода,
индикатор — фенолфталеин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Постановка цели и задач игры, выдача карточек
«движения и учёта знаний». Размещение
координаторов — экспертов с учебным материалом.
II. Введение в игру
Мы попали в заколдованную страну в которой
имеется замок, и его основные залы и выход
захватили тёмные силы. Посмотрите на них:
1. Каморка Алхимика.
2. Галерея Каменных статуй.
3. Владения Чёрного Мага.
4. Башня Оборотней.
Каморка Алхимика
Совершенно безобидный на вид старик занимается
тем, что пытается добыть золото из крови. Он
пытается всех отравить, даст один из трёх бокалов
на ваше усмотрение. Угадаете где вода, вам
повезло.
Задание: В трёх прономерованных
стаканах находятся вещества — одно из них вода.
Опытным Путём определите вещества.
Галерея Каменных статуй
Место в замке, где обитают ожившие Каменные
статуи неумолимо, они преследуют тех кто
появиться в галерее. Статуи становятся
неподвижными, если правильно набрать шифр
галереи и вслух его произнести.
Задание: Запишите формулу веществ по
их названию.
Владения Чёрного Мага
Злой волшебник владеет замком и наводит ужас на
окрестности. Хитёр и коварен. Обладает всеми
мыслимыми и немыслимьими знаниями. Его оружие —
молния. Одним ударом он может превратить вас в
пепел. Спастись можно только в том случае, если вы
докажите, что вы тоже что-то умеете.
Задание: Решите задачу на получение
продукта реакции по сравнению с теоретически
возможным.
Башня Оборотней
Оборотни — тени умерших магов. Живут по
одиночке, поэтому любят поболтать. Могут
заговорить до обморока, если вы не знаете как
поддержать разговор. По своему благодарны. Если
вы докажите, что у вас есть общие интересы Они
превратятся в певчих птиц.
Задание: Дайте названия веществ по
предложенным формулам.
1. Повторение.
Ваша задача справиться с каждым заданием для
того, чтобы победить тёмные силы и вернуть наш
химкабинет из заколдованного царства на Родину
— в школу № 20. для этого нужно сосредоточиться и
вспомнить, ЧТО МЫ изучали.
- Какие кислоты содержащие серу и азот вы знаете?
- Как называются соли данных кислот (NaNO3, КNО2,
СаS, СuSО4, ZnSО3).
- Как составляются формулы соли на основании
степени окисления металла и кислотного остатка
(сульфит алюминия, нитрат кальция, гидросульфат
аммония)?
- Для того чтобы решить задачу на получение
продукта реакции по сравнению с теоретическим,
нужно помнить:
1. Теоретический выход продукта реакции всегда
рассчитывается по уравнению химической реакции
— решение пропорции с одним неизвестным. Это
максимальный выход продукта – 100 %.
2. Слово «получили» в задаче означает, что процесс
шел на заводе или в лаборатории, а поэтому
обязательны потери. Выход продукта всегда меньше
теоретического – 100%.
Для распознавания растворов вспомните
качественные реакции на гидроксид, сульфат ноны,
на нон аммония.
2. Напутствие:
Учитель настраивает ребят, что они удачно
справятся со всеми заданиями и обязательно
спасут свой химкабинет от злых духов.
3. Химический гимн. (Поют учащиеся)
Мы рождены пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить,
Наш класс химическим зовётся,
Мы будем вечно химию любить!
Всё выше, выше и выше,
К вершинам науки идём,
Когда мы школу закончим
Смелее по жизни пойдём.
III. Работа в группе постоянного состава
Задания выполняются пять минут за каждым
столом. Оценка ставится дифференцированно.
Отлично выполнено задание — 5 баллов, хорошо — 4
балла, участие — З балла. Группы передвигаются по
часовой стрелке. Проходят четыре этапа.
IV Работа за столами по плану
1. Каморка Алхимика
В трёх пронумерованных кувшинах даны
растворы: гидроксид и сульфат аммония, вода.
Определите, под каким номером находятся данные
вещества. Докажите качественный состав вещества
сульфата аммония с помощью предложенных
реактивов.
2. Галерея Каменных статуй.
Карточка № 1.
Составьте формулу солей: нитрата калия,
гидросульфата аммония, нитрата кальция.
Карточка № 2.
Составьте формулу солей: сульфида аммония,
нитрата меди, сульфита аммония однозамещенного.
Карточка № 3.
Составьте формулу солей: нитрата магния,
сульфата натрия однозамещенного, нитрита
кальция.
Карточка № 4.
Составьте формулу солей: гидросульфида
аммония, сульфата бария, нитрата аммония.
3. Владения Чёрного Мага.
Карточка № 1.
Решите задачу. На хлорид натрия подействовали 3
кг. азотной кислотой. Какую массу нитрата натрия
получили, если практический выход составляет 98%
по сравнению с теоретическим.
Карточка №2.
Решите задач: Из 10 кг. Хлорида аммония получили
4,02 л. аммиака. Сколько процентов это составляет
от теоретически возможного выхода?
4. Башня Оборотней
Карточка №1.
дайте названия веществам: HNО3, (NН4)2НРО4,
К2SО4.
Карточка №2.
дайте названия веществам: Nа2S, NH3, СаНSО3.
Карточка №3.
дайте названия веществам: (NН4)3РО4,
Н2SО4, Сu(NО2)2.
Карточка №4.
дайте названия веществам: Zn(NО3)2, HNО2,
А12(S04)3.
V . Химический лабиринт. Блиц-турнир
1. Формула азота?
2. Сульфаты – соли какой кислоты?
З. Объём 1 моль любого газа?
4. Формула серной кислоты?
5. Число электронов на внешнем энергетическом
уровне у атома азота?
б. Нашатырный спирт кислота или основание?
7. Электрон частица положительная?
8. Молярная масса аммиака?
9. Число электронов у атома серы?
10. Формула хлорида аммония?
Команда-победительница выводит всех из
заколдованной страны.
VI. Подведение итогов
(Выставление оценок по карточкам
«Движение и учет знаний»)
VII. Постановка домашнего задания
Подготовиться к контрольной работе. |