Интеграция - это глубокое
взаимопроникновение, слияние, насколько это
возможно, в одном учебном материале обобщенных
знаний в той или иной области.
Кому, как не педагогам известно,
что интегрированные уроки дают ученику
достаточно широкое и яркое представление о мире,
в котором он живет, о взаимосвязи явлений и
предметов, о взаимопомощи. Такой урок
предполагает развитие творческой активности,
через привлечение сведений из различных
областей науки и культуры. Очень актуально такой
урок, на наш взгляд проводить в 11 классе по теме:
"Химия и общество”. Урок рассчитан на 80 минут
(два урока по 40 минут).
Определены следующие цели урока :
Обобщение знаний о роли химии в жизни
общества, полученных в процессе изучения курсов
двух дисциплин;
Развитие коммуникативных навыков
учащихся.
Использование
информационно-компьютерных технологий
учащимися при разработке проектов в виде
презентаций;
Задачи:
- получить общее представление о роли химии и
биологии в жизни человека;
- актуализировать и систематизировать знания о
принципах химического производства;
- показать положительную и отрицательную роль
химии в жизни общества, влияние химических
веществ на живую и неживую природу;
- представить мини - проекты - презентации по
направлениям: химия и производство, химия и
сельское хозяйство, химия и проблема охраны
окружающей среды, химия и повседневная жизнь
человека на основе материала регионального и
местного значения;
- уметь выражать и отстаивать свою точку зрения;
- проанализировать проделанную работу;
Этапы урока:
№ п\п |
Наименование |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
1. |
Организация (слова МВ
Ломоносова "Широко простирает…”, стихотворение С.
Щипачева |
Знакомство с целями и
задачами урока |
Осознание своей деятельности
на уроке |
2 мин |
2. |
Введение в тему |
Презентация основных
направлений темы (с точки зрения химии и
биологии)
|
Формирование общей картины,
иллюстрирующей взаимосвязи основных
направлений темы |
3 мин |
|
|
Постановка задач перед
просмотром фильма |
Понимание своей деятельности
во время просмотра фильма |
2 мин |
3. |
Общее представление о роли
химии для человека |
Показ фильма "Химия вокруг
нас”(приложение №2) |
Просмотр фильма и понимание
целостного представления о роли химии в жизни
человека |
15 мин |
4. |
Обсуждение фильма по
вопросам. Представление идей по охране
окружающей среды. |
Анализ проделанной работы |
Оформление и представление
проработанного материала по фильму. |
8 мин |
4. |
Представление мини-проектов |
Анализ представленной работы
(устная форма) |
Выступления групп |
30 мин |
5. |
Рефлексия после выступления
каждой группы |
- |
Отношение к выступлению
(вопросы, пояснения, мнения, пожелания) |
5 мин (общее) |
6 |
Контроль и учет знаний |
Предоставление материала для
контроля (тест,
кроссворд |
Выбор и работа с контрольным
материалом |
10 мин |
7 |
Подведение итогов |
Оценивание |
- |
2 мин |
8 |
Домашнее задание |
Подготовка домашнего задания
по химии, биологии |
Понимание выполнения
домашнего задания. Оформление материалов в
школьную газету "Наш мир” |
2 мин |
ХОД УРОКА:
1.Организация
Учитель химии: "Широко простирает
химия руки свои в дела человеческие, Куда ни
посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются
перед очами нашими успехи ее прилежания”.( М.В.
Ломоносов)
Учитель биологии: " В природе ничего
другого нет, ни здесь, ни там, в космических
глубинах, все: от песчинок малых до планет – из
элементов состоит единых”. (С. Щипачев)
2.Введение в тему:
Презентация (1 слайд)
ХИМИЯ И ОБЩЕСТВО:
-ХИМИЯ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО - ХИМИЯ И
ПРОИЗВОДСТВО
- ХИМИЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
- ХИМИЯ И ПРОБЛЕМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
ЗАДАЧИ:
- получить общее представление о роли химии и
биологии в жизни человека;
- актуализировать и систематизировать знания о
принципах химического производства;
- показать положительную и отрицательную роль
химии в жизни общества, влияние химических
веществ на живую и неживую природу;
- представить мини - проекты - презентации по
направлениям: химия и производство, химия и
сельское хозяйство, химия и проблема охраны
окружающей среды, химия и повседневная жизнь
человека;
- уметь выражать и отстаивать свою точку зрения;
- проанализировать проделанную работу;
3. Общее представление о роли химии для
человека.
(Показ фильма "Химия вокруг нас” Приложение №2
- за фильмом обращайтесь к автору). Очень
интересной окажется работа, если дети сами
снимут фильм по материалам этой темы, имеющий
практическое значение для региона или
определенной местности.
Перед показом учащимся предложены следующие
вопросы:
1. Какие химические производства представлены в
фильме?
2. Запишите примеры уравнений
химических реакций или формулы веществ, которые
сопровождают процессы, увиденные в фильме?
3. Предложите пути сохранения
природной среды от химических загрязнений.
4. Обсуждение фильма по вопросам.
Представление идей по охране
окружающей среды.
(Ответы на вопросы дети оформляют на
листах А-3. Листы крепятся на доске, представители
от группы озвучивают свои наработки)
5. Представление группами учащихся
мини-проектов по направлениям
6. Рефлексия по выступлениям.
(Отношение учащихся к выступлению
товарищей, ответы на заданные вопросы, краткий
анализ выступлений)
7. Контроль и учет знаний.
(Для групп предлагаются кроссворды,
одновременно часть детей работают с тестами на
компьютерах): Кроссворд – ключевое слово по вертикали
(к.с.)-полимер - тетрадная обложка. 1.Тип реакции, в ходе которой получают полимер
2.Наука, изучающая взаимодействие живых
организмов в окружающей среде.
3. Основной элемент органической химии.
4. Цветной металл
5. Вещество, являющееся сырьем для получения
полиэтилена.
6. Элемент, входящий в состав белков
7. Вещества, сходные по составу, но разные по
строению.
8. Вещество, увеличивающее скорость химической
реакции.
9. Путь получения сложного вещества из простых.
10. Разложение сложного вещества на простые
8. Подведение итогов
9. Общая рефлексия
- Какие цели ставили вы перед собой?
- На сколько процентов выполнили поставленные
перед собой цели?
- Что помогло выполнять, а что мешало?
- Ваш вклад в общее дело?
- Были ли события, которые изменили ваши взгляды?
- Какие знания и опыт приобрели?
- Если бы вы снова начали работать, как бы вы это
делали?
10. Домашнее задание.
Оформление материалов в школьную газету "Наш
мир” |